План – конспект подгруппового логопедического занятия с детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития. Лексическая тема: «Птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Мухина Татьяна Валентиновна

Программное содержание:

  1. Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.
  2. Обучение родителей различным формам общения со своим ребёнком; умению наблюдать за ребёнком, создать ситуацию  речевого общения и  делового сотрудничества;   способам и приёмам, стимулирующим  появление речи.
  3. Формирование у детей у потребности к речевым высказываниям.
  4. Уточнение и расширение пассивного словаря   по теме «Птицы»:
  1. Развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражаний: ку-ку, ух-ух, кар-кар, тук-тук.
  2. Развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – КУ-КУ
  3. Развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
  4. Развитие слухового внимания; восприятие на слух речевых и неречевых  звуков.
  5. Развитие подражания движениям взрослого
  6. Развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ptitsy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

подгруппового логопедического занятия

с детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития.

Лексическая тема: «Птицы»

Программное содержание:

  1. Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.
  2. Обучение родителей различным формам общения со своим ребёнком; умению наблюдать за ребёнком, создать ситуацию  речевого общения и  делового сотрудничества;   способам и приёмам, стимулирующим  появление речи.
  3. Формирование у детей у потребности к речевым высказываниям.
  4. Уточнение и расширение пассивного словаря   по теме «Птицы»:
  • имена существительные- названия птиц: ворона, воробей, сова, дятел; обобщающее понятие «птицы»; названия частей тела – голова, клюв, крылья, перья;
  • глаголы: кричит, летит, поёт, клюёт;
  • название понятий: один,  много.
  1. Развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражаний: ку-ку, ух-ух, кар-кар, тук-тук.
  2. Развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – КУ-КУ
  3. Развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
  4. Развитие слухового внимания; восприятие на слух речевых и неречевых  звуков.
  5. Развитие подражания движениям взрослого
  6. Развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев.

Материал:

Свистульки-птички, сюжетная картина «Дети кормят птиц»; предметные картинки: голубь, синичка, кукушка, дятел, сорока, воробей, ворона;  прищепки, пшено, раздаточный материал для рисования – кисти, гуашь, альбомные листы с изображением птички.

Музыкальное сопровождение: аудиопособия (СD)  «АВ-АВ и МЯУ» Сергей Железнов, «Музыка с мамой» Екатерина и Сергей Железновы.

Ход занятия.

  1. Приветствие

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры:

 Педагог, обращаясь к детям и взрослым,  машет рукой, здороваясь.
      –  Привет! Привет!
 Затем предлагает детям  ответить на приветствие.
      –  Давайте здороваться. Помашите  ручкой! Привет! 

     Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Использование привычной ситуации и повторения действий, позволяет научить малыша говорить «Привет»  и запомнить требуемые от него действия при встрече.

  1. Игра на музыкальных инструментах «Свистульки-птички».

Цель: развитие правильного речевого дыхания.

Дети садятся на подушки. Педагог показывает картинку с изображением птиц. Предлагает послушать, как поют птицы.

Педагог:

Кто слышал, как поют птицы? Давайте послушаем (прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»). А теперь попробуем сами исполнить такую красивую песню,  и помогут нам в этом птички-свистульки.

Мама помогает ребёнку понять правильность своих действий, стимулирует повторение попыток.

  1. Рассматривание игрушки.

Цель:

развитие эмоционального общения ребенка со взрослым;  уточнение и расширение пассивного словаря   по теме «Птицы»

Педагог (показывает птичку-игрушку). Вы уже, наверное, поняли, что сегодня к нам в гости сегодня прилетели птички.

Посмотрите, это птичка. Посмотрите, что есть у птички?  Голова, крылья, хвост, клюв, перья.

Как вы думаете, зачем птичке крылья? Давайте покажем, как машет крыльями  птичка. А теперь давайте полетаем, как птички (дети произвольно двигаются).

А зачем птичке клюв? Что ест птичка? (ответы детей).

Если  ребёнок не знает как ответить, вслед за паузой   мама может ответить за него.

       Педагог раздаёт каждой паре «мама-ребёнок» игрушку-птичку и просит рассмотреть её, научить её летать и клевать зёрнышки.

Мама старается установить совместное внимание ребёнка на предмете. Мама смотрит на предмет и осуществляет какие-либо действия, пытаясь привлечь внимание ребёнка. Мама комментирует свои действия и действия ребёнка.

  1. Совместное рисование техникой примакивания с проговариванием «Птичка».

Цель: обучение навыкам рисования, развитие речи и общения с  использованием  простого сюжета; закрепление названий частей тела птиц. 

Материал: кисти №10, альбомные листы с изображением птички, гуашь.

Мама  комментирует действия ребёнка, даёт словестную инструкцию. Например, «Нарисуй птичке пёрышки на крыльях».

Свободная игра. Подвижные игры.

Ребёнок учится разным вещам, поражая действиям ,  жестам и словам взрослого. Мама, играя с ребёнком, способствует формированию подражательной активности ребёнка. Она хвалит ребёнка за любую попытку подражать жестам, действиям и словам.

  1. Музыкальная игра «Птички прилетели»

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры.

Педагог предлагает  детям поиграть в птичек, комментируя свои действия словами:

– Делайте, как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!   Теперь птички стали клевать зернышки – вот так!

 Снова полетели! Медленно машем крыльями... А теперь быстро полетели!

Мама помогает ребёнку понять правильность своих действий, стимулирует повторение попыток.

  1. Упражнение "Летите, птички!»

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2–3 разноцветные птички, сложенные из бумаги.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

– Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

Мама помогает ребёнку понять правильность своих действий, стимулирует повторение попыток.

  1. Рассматривание сюжетной картинки

Педагог (показывает картинку). На этой картинке дети кормят птиц зёрнышками. Куда они насыпают зёрнышки? В кормушку. Кто сделал кормушку? (ответы детей).

Мама старается установить совместное внимание ребёнка на картинке. Мама реконструирует высказывания ребёнка.

В случае, если ребёнок не знает, как ответить, мама вслед за паузой может ответить за него. Задача мамы дать ребёнку возможность видеть, что один человек спрашивает, а другой отвечает, и помогает быстрее понять, что надо не повторять, а отвечать.

  1. Игры с прищепками  и пшеном «Кормушки для птиц»

Цель:  учить ребенка  пересыпать крупу  руками, развивать умение хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев.

Оборудование: прищепки, кормушки, пшено.

Ход игры: прищепки прикреплены к силуэтам деревьев.  Педагог просит детей снять прищепку-птичку  с дерева и посадить (пристегнуть) на кормушку. Насыпать в кормушку пшено.

Мама помогает ребёнку понять правильность своих действий, стимулирует повторение попыток, старается вызвать эмоциональную заинтересованность, поощряет подражание действиям и словам.

Самостоятельная игра. Игры с игрушками и предметами.

Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий

Мама стремится установить совместное внимание на один предмет или действие, проявляет искренний интерес к игре и его действиям, комментируя все свои  действия  и действия ребёнка.

  1. Игра «Послушаем звуки! Какие птицы к нам прилетели? Кто кричит?»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов птиц.

Ход игры: прослушивание аудиозаписи  «Голоса птиц» с опорой на предметные картинки с изображением знакомых птиц (воробей, кукушка, сова, ворона, дятел), обращая  внимание ребенка на звуки, которые издают птицы. После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), педагог предлагает определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух):

– Закрой глаза и постарайся угадать, какие птички прилетели.

Мама вместе с ребёнком прислушивается к звукам , обсуждает каждый услышанный звук, поощряет подражание звукам , старается вызвать эмоциональную заинтересованность.  

  1. Игра «Кто там?»

Цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц (ворона, дятел, воробей, кукушка)

Ход игры: Педагог   изображает за ширмой  крик птицы (звукоподражания: «ку-ку», «кар-кар», «ух-ух», «чик-чирик», «тррр»), педагог просит ребенка послушать и отгадать – кто там. Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.

– Слышишь, кто-то там кричит. Послушай внимательно. Кто там? Дятел? Давай посмотрим.

Педагог показывает ребёнку картинку с изображением птицы.

– Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.

Мама реконструирует высказывания ребёнка.

В случае, если ребёнок не знает, как ответить, мама вслед за паузой может ответить за него. Задача мамы дать ребёнку возможность видеть, что один человек спрашивает, а другой отвечает, и помогает быстрее понять, что надо не повторять, а отвечать.

  1. Поём вместе «Кукушка!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – КУ-КУ.

Ход игры:

Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенку кукушки».

– Давайте споем песенку. Вот такая  песенка: «ку-ку-ку!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.

Затем дети прослушивают аудиозапись песенки и стараются пропевать звукоподражание.

Мама помогает ребёнку понять правильность своих действий, стимулирует повторение попыток.

Самостоятельная игра. Подвижные игры.

Цель: развитие подражания действиям взрослого.

Мама хвалит и поощряет ребёнка за его действия, или даже за попытку этих действий.

  1. Собираем разрезные картинки.

Цель: развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев.

Материал:  разрезные картинки с изображением птиц (ворона, дятел, воробей, сова, сорока).

Мама старается установить совместное внимание ребёнка на картинке. Мама комментирует действия ребёнка,  даёт словестную инструкцию. Даёт положительную оценку действиям ребёнка.

  1. Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

       Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры: 

Взрослый-мама  берет руку ребенка в свою руку и педагог начинает читать потешку, сопровождая текст движениями. Мама круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке – «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и щекочет его ладошку.
 
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты, сынок, мал,
Нам не помогал,
Тебе каши не дадим.  

Мама хвалит и поощряет ребёнка за его действия, или даже за попытку этих действий.

Самостоятельная игра. Игры с игрушками и предметами.

Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий

Мама стремится установить совместное внимание на один предмет или действие, проявляет искренний интерес к игре и его действиям, комментируя все свои  действия  и действия ребёнка.

  1. Прощание

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры:

 Педагог, обращаясь к детям и взрослым,  машет рукой, прощаясь.
      –  Пока! Пока!
 Затем предлагает детям  попрощаться.
      –  Давайте попрощаемся. . Помашите  ручкой! Пока! 

     Педагог обращается к ребёнку и говорит:

–  Дима, давай прощаться. Помаши рукой! Пока, Маша!... Пока, девочки!, Пока, мальчики! До свидания, мамы! До свидания, бабушки!..

Использование привычной ситуации и повторения действий, позволяет научить малыша говорить «Пока»  и запомнить требуемые от него действия при прощании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логоритмические занятия в Доме ребенка с детьми третьего года жизни, имеющими проблемы речевого развития».

Мой портфолио.1. Доклад на тему: «Логоритмические занятия в Доме ребенка с детьми третьего года жизни, имеющими проблемы речевого развития»....

Игровое занятие с детьми третьего года жизни,на тему: "Кошка с котятами"

Познакомить детей с содержанием стихотворения "Кошкин дом"....

План-конспект подгрупповой образовательной деятельности с детьми 7 года жизни с ОВЗ на тему «Море»

План-конспект подгрупповой образовательной деятельности с детьми 7 года жизни с ОВЗ на тему «Море»....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 2-3 лет с задержкой речевого развития по теме "Игрушки. Кукла"

Цель: развитие моторной сферы, психических процессов и речи.Задачи:- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;- развивать координацию движений;- развивать навыки самообслуживания;- работать ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (6-7 года жизни) «В зоопарке». Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Цель: Дифференциация звуков С, Ш. Развитие связной речи.Задачи:Образовательные:- Закрепить произношение звуков С – Ш;- закрепить навыки звукобуквенного анализа и синтеза на основе...