ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Гаврилова Ольга Павловна

ПубликацияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_mbdou_dsov_no47_gavrilova_o.p._-_seminar.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Автор: Гаврилова О.П, воспитатель

МБДОУ «ДСОВ №47»г. Братск

Речь - одно из важных направлений развития ребенка.

Сегодня вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны, т. благодаря речи малыш познает окружающий мир,  выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

 Новая образовательная ситуация ориентирует на овладение речью дошкольниками как средство общения, обогащение словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и т.д.

 В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 2 - 3 года, - возраст интенсивного развития активной речи,  когда  ребенок овладевает способами обращения с предметами и их назначением,  начинает понимать обращенную к нему речь, составляет  первые двух - или трехсловные предложения.   Для ребенка это целое событие!

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка,  и усваивает легко и скоро, в два, три года столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения» (К.Д.Ушинский)

Полностью согласна с этим и считаю, что необходимо целенаправленно проводить работу по повышению словарного запаса  и развитию активной речи ребенка.

  Наблюдения из практики показывают, что ежегодно увеличивается  количество дошкольников с низкой речевой активностью. Речь многих детей бедна и примитивна, непонятна  для окружающих, т. е. не соответствует возрастным особенностям. В связи с этим возникла необходимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей, через использование игровых методов обучения.

Игра дает ощущение психологического комфорта, доставляет ребенку не только радость и удовольствие, но и открывает широкие возможности для речевого развития. Именно  в игре,  ребенок получает впечатления об окружающем мире, усваивает названия предметов, их назначения, учиться общаться с другими людьми.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его  специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. При этом,  игровая технология выполняет ряд задач:

- дидактических (становление деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие  речи, обогащение словаря мышления, развитие грамматического строя речи, развитие произносительной стороны речи, развитие диалогической речи как способа коммуникации);

социализирующих (развитие активности, инициативности, самостоятельности; адаптация к условиям среды и др.);

- воспитательных(дружелюбие, доброжелательности, чувства сопереживания).

Используя игровую технологию в образовательном процессе взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Наиболее распространенный метод игровой технологии – это игровые моменты, которые  сопровождают педагогический процесс.    Очень важны они в период адаптации. Их  задача -  формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это внесение игрушек, сопровождающееся разговорами и играми с ними, игры типа «Хоровод», «Догонялки».

        В дальнейшем  игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: познавательную, речевую, игровую, двигательную, продуктивную, связанную с выполнением режимных моментов.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств использую  народные игры, песенки, потешки, приговоры в совместной деятельности, которые  доставляют малышам  огромную радость.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. 

Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.   Ласковое обращение к ребёнку создает эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря такому приему ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи.

Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста,  необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

Произведения устного народного творчества (заклички, потешки, песенки, сказки) развивают речевой слух, умение слушать, различать звуки, развивают ритмичность и плавность речи, интонацию и выразительность, умение улавливать повышение и понижение голоса. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры сопровождаются потешками, прибаутками   с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов,  активному их употреблению, формированию грамматического строя речи, развитию монологической и диалогической речи, развитию мелкой моторики. Постепенно дети  начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Одна из форм игровой технологии - народная игра, которая  развивает речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое  подаётся в игровой форме. Игры вызывают не только эмоциональный отклик, но и побуждают ребенка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.  

Речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важное условие формирования активной речи у детей, а большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. К разновидностям народным играм относятся подвижные хороводные игры, игры – заводилки («Ножками потопаем, ручками похлопаем, глазками помигаем, зубками постучим и немножко помолчим»), звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками,  игры с движениями кистей и пальцев рук, игры - потешки.  Многие из них сопровождаются стихами, песенками, поговорками, пестушками которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаю условия для развития у малышей разных сторон речи. («Курочка- Хохлатка», «Зайка серенький», «Раздувайся пузырь») Такие игры развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.

Ускорению «рождению» первых сознательных слов и увеличению запаса слов способствуют игры – потешки,  в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям.  Например,  при изучении домашних птиц и животных  использую потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… », «Наши уточки с утра – кря–кря–кря!», «Пошел котик на торжок». Такие игры и упражнения стимулируют процесс речевого развития ребенка.

 Таким образом, целенаправленное и систематическое использование игровой технологии в  позволяет заложить фундамент психофизического

благополучия ребёнка, способствует повышению речевой активности,  стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства,

Литература:

1. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А., Учимся слушать и слышать. – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

3. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б., Раннее детство: Познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозайка– Синтез, 2000. – 152 с.

4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.

5. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.

6. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников. – Издательство: Сфера.2010. –  128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста

Статья об использовании образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста...

LEGO технологии в речевом развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС

LEGO  технологии в речевом  развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС...

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Доклад на тему: "Использование игровой технологии в речевом развитии детей младшего возраста"

Использование игровой технологии в речевом развитии детей младшего возраста...

Доклад на тему: "Использование игровой технологии в речевом развитии детей младшего возраста"

Доклад на тему: "Использование игровой технологии в речевом развитии детей младшего возраста"...

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в речевом развитии детей».

Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)...

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в речевом развитии детей».

Использование игровых технологий в нашем детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. ...