Главные вкладки

    Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей ДОУ "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" Акимова Ю.М. МАДОУ "Детский сад №26"
    методическая разработка на тему

    Акимова Юлия Михайловна

    Семинар-практикум "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" направлен на повышение профессионального мастерства воспитателей и младших воспитателей дошкольного учреждения, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum.docx26.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

    для воспитателей и младших воспитателей ДОУ

    «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду»

    Акимова Юлия Михайловна, инструктор по физической культуре МАДОУ

    «Детский сад №26» г. Энгельс

            Цель: повысить профессиональный уровень воспитателей и младших воспитателей, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

            Задачи: помочь воспитателям и младшим воспитателям, работающим с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, выработать правильный (оптимальный, эффективный?) подход к маленькому ребенку;

     улучшить систему воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста;

    помочь воспитателям обеспечить каждому ребенку возможность максимально безболезненно адаптироваться в новых для него условиях.

    ПЛАН.

    1-е занятие.

    1. Теоретические вопросы.

    Понятие «адаптация». Работа по подгруппам. Организация  условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Выступление старшего воспитателя.

    1. Работа воспитателей по созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

    Работа в подгруппах.

    1. Задание:

    - составить рекомендации для родителей по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение;

    - составить картотеку игр направленных на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым.

    2-е занятие.

    1. Анализ составленных рекомендаций для родителей.

    Форма проведения – круглый стол.

    1. Практикум:

    -  планирование работы в адаптационный период. Формы и методы работы;

    - приемы «одомашнивания» группы.

    1. Задание:

    - составить примерный план работы на две недели адаптационного периода.

    1-е занятие.

    1. Старший воспитатель предлагает педагогам разделиться на подгруппы и  сформулировать определение понятия «адаптация» и дать свое понимание данного определения. В ходе выступление педагогов старший воспитатель фиксирует предлагаемые варианты, отмечая общее и различное в определениях.

    Старший воспитатель дает несколько определений, принятых в научном мире.

    Адаптация – приспособление строения и функций организмов к условиям существования. (Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер.- М.: Рус. яз., 1989.)

    Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. (Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.)

    Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. (Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. Учеб. заведений.  В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.)

    Адаптация – комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к изменяющимся условиям существования. (Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования, под ред. Т.Н.Дороновой  и Т.И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010.)

    Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. (Жердева Е.В., Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) – Ростов-н/Д: Феникс, 2006)

    Педагоги обсуждают и выбирают определение, наиболее подходящее в контексте рассматриваемого вопроса.

    Старший воспитатель освещает теоретический вопрос «Организация условий для адаптации детей в дошкольном учреждении». Педагоги, психологи, медицинские работники отмечают, что период адаптации к детскому дошкольному учреждению требует от ребенка большого нервного напряжения. Часто в период адаптации ребенок заболевает. Как правило, болезнь является ответной реакцией детского организма на психоэмоциональное  напряжение, которое угнетает защитные силы организма тем сильнее, чем возбудимее ребенок. Обычно здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствий у них не возникает. Стрессовые ситуации подстерегают именно плохо подготовленного ребенка в любой для него новой обстановке. Есть много способов, посредством которых взрослые могут помочь ребенку привыкнуть к ошеломляющему новому окружению.

    Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение должна начаться заблаговременно, тогда и результаты будут положительные. Одна из главных задач педагогов и психолога дошкольного образовательного учреждения заключается в решении вопроса об адаптации детей к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

    Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

    - обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. В группе необходим спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2-3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Благоприятное воздействие на детей оказывают игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. По мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, нормализуется сон.

    - установление доверительных отношений с родителями и детьми. Задача сотрудников дошкольного учреждения - познакомить родителей с помещениями детского сада и группы, предметно-игровой средой: мебелью и спальными принадлежностями, сенсорными и строительными материалами, игрушками. Это способствует снижению у родителей чувства тревоги. Еще одно условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Хорошо вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

      Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

    Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто.

    Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Прежде всего, это:

    1. Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение).

    2. Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.

    3. Индивидуальный подход к ребенку.

    4. Максимальное приближение условий детского сада к домашним.

    Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:

    - глубокий сон;

    - хороший аппетит;

    - бодрое эмоциональное состояние;

    - полное восстановление имеющихся навыков;

    - активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

    1. Задание педагогам (работа по подгруппам). Работа воспитателей по созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

    Приемы, позволяющие затормаживать отрицательные эмоции детей

    Приемы «одомашнивания» группы

    Каждая подгруппа представляет свой вариант заполненной таблицы. Старший воспитатель фиксирует предлагаемые варианты, отмечая общее и различное. Затем подводит итог.

    Формирование адаптационных механизмов зависит от умения воспитателя создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви. Ребенок должен удостовериться, что воспитатель готов взять на себя заботу о его благополучии (стать «второй мамой»). Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – расположить к себе ребенка, заслужить его доверие. Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создавать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

    - игры с песком и водой;

    - монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

    - сжимание кистей рук (резиновая игрушка-пищалка);

    - рисование фломастерами, красками, маркерами на бумаге, мольберте, доске;

    - слушание музыки: негромкой спокойной и забавной, веселой;

    - заняться смехотерапией.

    Чтобы ребенку было легче приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателя. Хорошо, если родители принесут из дома любимую игрушку ребенка, с которой он привык играть и засыпать. Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой  момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома. Хорошо, если в группе имеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть книжку или просто отдохнуть.

    Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

    Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным.

    3. Задание:

    - составить рекомендации для родителей по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение;

    2-е занятие.

    1. Отчет о выполнении задания по предыдущему занятию.

    Воспитатели презентуют рекомендации для родителей по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение.

    1. Практикум проводит старший воспитатель

    Планирование работы в адаптационный период. Формы и методы работы.

    Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в социально-коммуникативной, познавательной, эмоциональной сферах. Когда ребенку интересно, ему некогда скучать и вспоминать о доме, о маме. Грамотно спланированная работа поможет воспитателю умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело. В плане обязательно отражаются четыре направления:

    1. Игровое взаимодействие.
    2. Играем и строим.
    3. Формируем эмоциональную отзывчивость.
    4. Развиваем движения.

    В адаптационный период предпочтение отдается индивидуальным формам работы.

    Непосредственно образовательная деятельность проводится небольшими подгруппами (3-4 ребенка). Но даже в таких малочисленных подгруппах дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера выбирают взрослого.

            Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:

    1. сюжетные;
    2. игры с водой;
    3. игры с песком;
    4. пальчиковые игры;
    5. игры с дидактическими игрушками;
    6. игры-забавы.

    В направлении «Играем и строим» отражается деятельность детей с деревянными и пластмассовыми конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.

    В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» можно включать:

    1. чтение стихотворений;
    2. рассказывание сказок;
    3. пение песенок;
    4. слушание музыки;
    5. рассматривание игрушек, книжек, картинок;
    6. наблюдение за объектом природы;
    7. рисование картинок для детей (на альбомных листах, кусках обоев, на земле, на песке).

    Планируя раздел «Развиваем движения», педагог подбирает:

    1. игровые упражнения;
    2. подвижные игры;
    3. музыкальные игры.

    Воспитатели делятся на две подгруппы, и каждая подгруппа заполняет таблицу на одну неделю:

    «Примерный план работы на две недели адаптационного периода» (4)

    День недели,

    дата

    Игровое взаимодействие

    Играем и строим

    Формируем эмоциональную отзывчивость

    Развиваем движения

    понедельник

    вторник

    среда

    четверг

    пятница

    Воспитатели презентуют свои варианты примерного плана работы в адаптационный период.

    1. Задание:

    - составить картотеку игр направленных на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым.

    Информационное обеспечение:

    1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. Учеб. заведений.  В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
    2. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер.- М.: Рус. яз., 1989.
    3. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
    4. Жердева Е.В., Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
    5. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования, под ред. Т.Н.Дороновой  и Т.И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010.
    6. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: пер. с англ.: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: просвещение, 1991.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"

    В данном материале представлены советы родителям , которые помогут им наиболее "безболезнено" пройти вместе с ребенком такой сложный жизненный период, как адаптация в ДОУ...

    Консультация для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в ДОУ"

    Данная консультация поможет родителям пережить период адаптации своих детей в первом для них социльном учреждении. Условия уверенности и спокойствия ребёнка — это систематичность, ритмичность и повтор...

    Консультация для родителей_Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду

    Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в детский сад связана для ребенка с объективными трудностями. Адаптация включает широкий спектр индивидуаль...

    Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей

    В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах,соблюдения общепринятых норм, этикета. Професииональная обязанность в...

    Мастер-класс для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду»

    Выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей к условиям детского сада, обсудить с родителями проблемы адаптационного периода, формировать эмоциональный контакт род...

    Статья "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"

    В статье "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"  даются советы родителям и воспитателям как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому саду....

    «Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду»

    Адаптация - это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке....