Влияние семьи на формирование личности
статья на тему

Александрова Екатерина Сергеевна

В данной работе дана характеристика современной семьи и факторов семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnosti.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Александрова Е.С.

Влияние семьи на формирование личности ребенка.

Темой моего реферата  было изучение влияния семьи на формирование личности школьника. Теоретический анализ психолого – педагогической литературы показал, что семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения в супружеской, родительской и детской подсистемами. В качестве норм и образцов поведения выступают семейные традиции.

В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остаётся невостребованным.

Я считаю, что традиции и обычаи -  это особая форма контакта между людьми. В результате анализа информационных источников нами были выделены и описаны, как  традиции, обычаи и обряды вообще, так и семейные традиции и обычаи, в частности. Мною исследованы их характерные признаки, особенности, а так же выделены разновидности традиций (игры - обряды, игры - обычаи, игры - ритуалы) и подходы к их формированию. Кроме того, проанализирована роль семейных традиций в развитии личности школьника.

Я дала характеристику современной семье и особенностям проявления ее функций. Мною выявлены позитивные (возможность самостоятельно, без вмешательства,  решать возникающие проблемы, в том числе, в воспитании детей) и негативные (разрушение преемственных связей между поколениями) моменты в  семье.  Мною исследована роль семьи в воспитании школьника, при этом сделан акцент на то, что основой формирования личности является наличие благоприятного психологического контакта между ребенком и взрослым.

Рождение, смерть… между ними — целая жизнь. Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья. Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до питания. Малейшая ошибка — и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как все”.

 Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также является одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей, школой и т.д. Кто-то довольствуется малым, а кому-то нужно все и сразу.

 Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

 Воспитание в полных и неполных семьях, в семьях с одним или несколькими детьми, в семьях, где кто-то из членов семьи — инвалид — кардинально различается. Что касается воспитания в неполных семьях, то воспитание в семьях, где изначально отсутствует один из родителей, отличается от воспитания в семьях, где ребенок становится свидетелем развода родителей. Развод совершенно по-разному влияет как на детей, так и на родителей, и если семья распалась, то им лучше не отдаляться друг от друга, а пережить эту трагедию вместе, не обвиняя никого в случившемся. Ведь, если приглядеться, то вину можно свалить на любого, в том числе и на ребенка; а для него это — еще один стресс.

 Пожалуй, развод — самое страшное, что может случиться на пути становления личности. Последствия развода родителей зачастую отражаются на дальнейшей жизни человека.

 В данной работе сделана попытка описания жизненного пути личности, стадии ее становления и различные влияния семьи на этот процесс. Проблемы семьи довольно мало изучены, и надо продолжать вносить что-то новое в их изучение. Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

1.        Среди различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. Итогом системы воспитания является личность – со своими индивидуальными особенностями, со своим отношением к миру, к окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для формирования личности школьника.

2.        Благоприятные условия для формирования личности ребенка включают и содержание направлений развития («что развивать»), и  формы их реализации, т.е. «как, с помощью чего развивать».

3.        Постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям.  Контакт необходим в воспитании каждого ребенка, начиная с дошкольного возраста.

4.        Семейные традиции и обычаи помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым даёт каждому из них чувство сопричастности с миром семейных ценностей, дают устойчивость и уверенность. Кроме того, традиции и обычаи семьи – это и есть сам факт непохожести, уникальности конкретной семьи.

5.         В большинстве традиций  игра является основным составляющим элементом. К игровым      традициям относят многие обряды, обычаи и ритуалы досуговой практики людей.

6.        Семейные традиции и обычаи можно отнести к одной из форм контактов между ребенком и взрослыми.  Семейные традиции в определенной степени  определяют «окраску» эмоционального фона отношений, а в конечном итоге влияют  на формирование личности ребенка.

7.        Совокупностью семейных функций, определяющими уклад семьи, ее психологическую атмосферу, являются семейные традиции и обычаи. Они   отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так же отражается на личности ребенка.

Результаты теоретического исследования будут представлять интерес всем специалистам, которые работают с дошкольниками и  школьниками, родителям, замещающим родителям, воспитателям семейно - воспитательных групп, педагогам образовательных и  специализированных учреждений для несовершеннолетних. Материалы окажут помощь всем, кому не безразлично будущее наших детей.

Библиографический список

1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1

4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.

5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

6. Верб Л.Я. Под одним кровом. - Спб., 2003.

7. Ветлугина Н.А. Нравственное эстетическое воспитание ребенка. -  М., 1995.

8. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. / Вопросы психологии, 1966  - № 6 -  с.62-77.

9. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.

10. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск, 1983.

11. Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с.103 — 110.

12. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 176 с.

14. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у школьника (эмоциональное развитие школьника)  - М., 1985.

16. Земска М. Семья и личность. - М., 1986.

17. Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. -  М., 1992.

18. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. / сост.: Н. Н. Андреева. -  М., 2000.

19. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

20. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. -  М., 1985.

21. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Семейные праздники: рецепт успеха. - Ярославль, 2006.

22. Кузьмишина Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования. - М., 2006.

23. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., 1990.

24. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Академия, 2000.

26. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.

27. Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон. - М., 1999.

28. Основы психологии семьи и семейного консультирования:  учебное пособие / под.ред. Н.Н. Посысоева. -  М., 2004.

29. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков.  - В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. - М., 1982.

30. Репринцева Г. Гармонизация детско — родительских отношений //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - с.100 — 110.

31. Семейно - бытовая культура. /под ред. Д.И. Возняцкого. - Минск, 1987.

32. Семейное воспитание: Хрестоматия / сост.: П.А. Лебедев. - М., 2001.

33. Семья в психологической консультации / под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. - М., 1989.

34. Семья и формирование личности /под ред. А.А. Бодалева. - М., 1989.

35. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М.: Изд-во Мысль, 1987.

36. Трохтий В.С. Психология социальной работы с семьёй. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1996. – Т. 3

38. Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. - М., 1983.

39. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.  - М., 1989.

40.Харчев А.Г. Социология воспитания.  - М., 1990.

41. Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с.42

42. Шмаков С. А. Досуговая педагогика.  - Екатеринбург, 2004.

43. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

44. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М., 2005.

45. Шнейдер Л.Б. Функционально – ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений: курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, 2000.

46. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьёй: учебное пособие. - М.: Дрофа, 20

        

                                       Список использованной литературы:

1.    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, - М.: Прогресс, 1986, -       290 с.

 2.    Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, - М.: Просвещение, 1988, - 207с.

 3.    Земска М. Семья и личность, - М.: Прогресс, 1986, - 133 с.

 4.    Мухаммедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие, - СПб: изд. СПб Университета, 1999, - 360 с.

 5.    Мы и наша семья/сост. Зацепин В., Цимбалюк В. - М.: Молодая гвардия, 1989, - 415 с.

 6.    Семья и формирование личности / Под ред. Бодалев А. А. - М.: Просвещение, 1989, - 206 с.

 7.    Титаренко В. Я. Семья и формирование личности - М.: Мысль, 1987, - 351с.

 8.    Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения - СПб: Прайм-Еврознак, 2002, - 865 с.

 9.    Эльконин Э. Г. Детство и общество – СПб.: Ленато, 1996, - 300


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Конспект для родительского клуба...

Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста

Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста...

Влияние семьи на формирование личности ребенка.

Статья о взаимоотношениях в семье. Как эти отношения влияют на развитие ребенка....

Консультация для родителей «Влияние семьи на формирование личности ребенка».

Из консультации родители получат информацию о том, как семья влияет на формирование личности ребенка....

Консультация для родителей "Влияние семьи на формирование личности ребенка"

Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат ребенка отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, его роль в общес...

Статья на тему:«Влияние семьи на формирование личности ребенка».

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он со...