Совместная деятельность педагога и детей
консультация на тему

Боярова Наталья Александровна

Воспитатель  Боярова Н.А.

Жизненно важную роль взрослого на формирование личности ребёнка дошкольного возраста подтверждается исследованиями отечественной и зарубежной психологии. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ними взрослого, чувствительны к его мнению и оценке, беззащитны перед любыми формами давления и агрессии с его стороны. В дальнейшем ребёнок становится носителем тех норм, которые в этом стиле содержатся.

         Отношения между участниками образовательного процесса (между педагогом и детьми) являются важной составляющей образовательной среды личностно-ориентированной педагогики.

          НОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ усваиваются ребёнком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития его личности. Именно это является основой развития в этом возрасте, является ведущей формой общения ребёнка с взрослыми, влияющими на психическое развитие ребёнка.

         Таким образом, совместная деятельность педагога и детей является деятельностью РАЗВИВАЮЩЕЙ.

         Анализируя, современное образовательное пространство Кудрявцев В.Т. выделяет три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения культуры  (образование человека).

         Первый тип. Инструктивно-исполнительский. Взрослый для ребёнка вполне законченный носитель социально заданной системы, которую ребёнок должен усвоить путём копирования, подражания при жёстком контроле педагога, который знает необходимую программу ребёнка наперёд и стремится предупредить возможные отклонения от неё – принцип отношений «Делай как я!»

         Второй тип. Внешне изживает недостатки первого. Образовательное содержание облекается в проблемную форму (задачи, предлагаемые ребёнку). Осуществляется имитация поиска и принятия решения.  Взрослый не сдаёт своей авторитарной позиции. Он остаётся «законченным» носителем суммы знаний и в этом случае вырабатывает у ребёнка способность к овладению известным (педагогу) способам решения задач. Этот тип совместной деятельности, внешне отличаясь от первого, совпадает с ним в главном. Внутри него не возникает РАЗВИВАЮЩЕГО общения ребёнка с взрослым.

         Третий тип совместной деятельности принципиально отличается от первых двух. Образовательный процесс несёт в себе элемент ОТКРЫТОЙ проблемности как для ребёнка, ТАК И ДЛЯ ВЗРОСЛОГО.

         В такой совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое – сам способ её организации:

Для ребёнка  - неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия

Для взрослого – искомым являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми – непредсказуемый маршрут «путешествия через зону ближайшего развития».

         В этом случае возникает ситуация НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, для преодоления которой необходимо формирование способностей, ранее отсутствующих у каждого из субъектов данной деятельности, возникает вполне естественная для развивающего образования перспектива «Делай лучше меня». Таким образом, обмен информацией уступает место специфическому обмену возможностями, протекающему между ребёнком и взрослым.

         Все три типа совместной деятельности имеют право на существование в детском саду, в силу особенностей дошкольного возраста. Но, рекомендуется в качестве доминирующего типа (стремиться к  этому) – взаимодействие  с детьми по третьему типу, т.к. именно он в большей степени является типом развивающегося взаимодействия взрослого и ребёнка.

         Итак, «Совместная деятельность  - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры» (Психологический словарь).

 

2. Характерные составляющие совместной деятельности.

·        Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

а) Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и т.д.) с предполагаемыми участниками.

б) Учёт содержания совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и т.п.)

в) Привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением  или наблюдением со стороны).

г) Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей.

д) Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей.

    

·        Наличие общей цели, отвечающей запросам  и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Планирование совместной деятельности (составление проекта). Общая цель, удовлетворяющая интересы больших (взрослые) и маленьких (дети) её участников, включает два уровня постановки и решения задач:

1.     Постановка и решение педагогических задач (развивающих, обучающих, формирующих)

2.     Постановка практической задачи перед детьми (постоянная мотивация в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей) и их решение.

При постановке педагогических задач целесообразно определять в качестве основных и ведущих задач такие, с помощью которых педагог сможет изучить возможности детей (умения, навыки, личный опыт), осуществляет «поиск» решения детьми поставленной задачи, организует развивающее взаимодействие в моделях:

Ребёнок- взрослый

Ребёнок-ребёнок

Ребёнок-персонаж

Взрослый-ребёнок-персонаж и др.

Наряду с этим, возможна постановка и решение педагогом и других задач, которые будут определены исходя их 4-х этапов освоения любого знания:

1.     Приобретение информации

2.     Упражнение-закрепление

3.     Обобщение-систематизация

4.     Самостоятельное использование нового знания (способа)

         Соответственно, характер задач определённым образом влияет и на организацию совместной деятельности педагога и детей, которая тоже может быть разной (коллективной, подгрупповой).

 

·        Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены.

         Педагог уточняет и конкретизирует, кто и каким образом будет «руководить или со-руководить» процессом совместной деятельности (взрослый, ребёнок или вместе оба, в какой части и как будут распределены).

         Педагог-участник СД не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует.

         Особое значение имеет использование игрового персонажа, как возможного полноправного участника (в том числе и организатора) СД. Это может быть игрушка, персонаж-взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родитель и пр.) персонаж-ребёнок (старший дошкольный возраст), персонаж, который действует опосредованно (письмо, посылка и т.д.).

        

·        Разделение процесса СД между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

         Определить в соответствии содержания и целей СД, возможностей детей, наиболее оптимальную организацию СД с учётом разного количества участников.

Психолог Л.И. Уманский выделяет три возможные формы организации СД:

1.     Совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников - вся группа детей).

2.     Совместно-последовательная деятельность, - когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (вся группа детей, организованная в малые подгруппы).

3.     Совместно-совместная деятельность, - когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.

         Поэтому, вполне определённо возникает вопрос как – как организовать детей в малые группы: разделить или объединить?

         Разделяя детей – мы делаем их более податливыми нашему влиянию, но менее творческими и самобытными.

         Соединяя детей, мы даём им почву, в которой вырастут спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно достойных. Человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ребёнка с взрослым, и для содержательных разговоров и дискуссий ребёнка со сверстниками.

         Основания к объединению детей:

-         По интересам

-         По симпатиям

-         По гендерному признаку (мальчики, девочки)

-         По задачам

-         Вокруг персонажей

-         Вокруг лидеров

-         На основе дидактических материалов и др.

Главное – объединение должно быть успешным. Думающий и пытливый педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединения, предлагая детям возможность примерить на себя разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролёр, организатор и др.

 

·        Возникновение межличностных отношений.

Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового взаимодействия между участниками совместной деятельности, наладить контакты между детьми.

 

Следующие рекомендации помогут обеспечить диалог и взаимодействие с детьми:

1.     Если вы задаёте вопрос, подождите, когда ваш собеседник ответит на него.

2.     Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением детей.

3.     Если Вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.

4.     «Держите паузу!» - не позволяйте себе захватывать всё коммуникативное пространство.

5.     Чаще смотрите собеседнику в лицо (общение на уровне глаз).

6.     Чаще называйте имя собеседника.

7.     Чаще повторяйте при разговоре такие фразы: докажи, что я не прав; как ты думаешь; мне интересно твоё мнение; почему ты молчишь; ты не согласен со мной и др.

         Таким образом, следует отметить, что СД необходимо рассматривать и организовывать как деятельность с присущим ей, как любой другой деятельности компонентами:

 

 

Подготовила

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_pedagoga_i_detey.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность педагога и детей

Жизненно важную роль взрослого на формирование личности ребёнка дошкольного возраста подтверждается исследованиями отечественной и зарубежной психологии. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ними взрослого, чувствительны к его мнению и оценке, беззащитны перед любыми формами давления и агрессии с его стороны. В дальнейшем ребёнок становится носителем тех норм, которые в этом стиле содержатся.

        Отношения между участниками образовательного процесса (между педагогом и детьми) являются важной составляющей образовательной среды личностно-ориентированной педагогики.

         НОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ усваиваются ребёнком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития его личности. Именно это является основой развития в этом возрасте, является ведущей формой общения ребёнка с взрослыми, влияющими на психическое развитие ребёнка.

        Таким образом, совместная деятельность педагога и детей является деятельностью РАЗВИВАЮЩЕЙ.

        Анализируя, современное образовательное пространство Кудрявцев В.Т. выделяет три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения культуры  (образование человека).

        Первый тип. Инструктивно-исполнительский. Взрослый для ребёнка вполне законченный носитель социально заданной системы, которую ребёнок должен усвоить путём копирования, подражания при жёстком контроле педагога, который знает необходимую программу ребёнка наперёд и стремится предупредить возможные отклонения от неё – принцип отношений «Делай как я!»

        Второй тип. Внешне изживает недостатки первого. Образовательное содержание облекается в проблемную форму (задачи, предлагаемые ребёнку). Осуществляется имитация поиска и принятия решения.  Взрослый не сдаёт своей авторитарной позиции. Он остаётся «законченным» носителем суммы знаний и в этом случае вырабатывает у ребёнка способность к овладению известным (педагогу) способам решения задач. Этот тип совместной деятельности, внешне отличаясь от первого, совпадает с ним в главном. Внутри него не возникает РАЗВИВАЮЩЕГО общения ребёнка с взрослым.

        Третий тип совместной деятельности принципиально отличается от первых двух. Образовательный процесс несёт в себе элемент ОТКРЫТОЙ проблемности как для ребёнка, ТАК И ДЛЯ ВЗРОСЛОГО.

        В такой совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое – сам способ её организации:

Для ребёнка  - неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия

Для взрослого – искомым являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми – непредсказуемый маршрут «путешествия через зону ближайшего развития».

        В этом случае возникает ситуация НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, для преодоления которой необходимо формирование способностей, ранее отсутствующих у каждого из субъектов данной деятельности, возникает вполне естественная для развивающего образования перспектива «Делай лучше меня». Таким образом, обмен информацией уступает место специфическому обмену возможностями, протекающему между ребёнком и взрослым.

        Все три типа совместной деятельности имеют право на существование в детском саду, в силу особенностей дошкольного возраста. Но, рекомендуется в качестве доминирующего типа (стремиться к  этому) – взаимодействие  с детьми по третьему типу, т.к. именно он в большей степени является типом развивающегося взаимодействия взрослого и ребёнка.

        Итак, «Совместная деятельность  - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры» (Психологический словарь).

2. Характерные составляющие совместной деятельности.

  • Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

а) Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и т.д.) с предполагаемыми участниками.

б) Учёт содержания совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и т.п.)

в) Привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением  или наблюдением со стороны).

г) Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей.

д) Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей.

        

  • Наличие общей цели, отвечающей запросам  и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Планирование совместной деятельности (составление проекта). Общая цель, удовлетворяющая интересы больших (взрослые) и маленьких (дети) её участников, включает два уровня постановки и решения задач:

  1. Постановка и решение педагогических задач (развивающих, обучающих, формирующих)
  2. Постановка практической задачи перед детьми (постоянная мотивация в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей) и их решение.

При постановке педагогических задач целесообразно определять в качестве основных и ведущих задач такие, с помощью которых педагог сможет изучить возможности детей (умения, навыки, личный опыт), осуществляет «поиск» решения детьми поставленной задачи, организует развивающее взаимодействие в моделях:

Ребёнок- взрослый

Ребёнок-ребёнок

Ребёнок-персонаж

Взрослый-ребёнок-персонаж и др.

Наряду с этим, возможна постановка и решение педагогом и других задач, которые будут определены исходя их 4-х этапов освоения любого знания:

  1. Приобретение информации
  2. Упражнение-закрепление
  3. Обобщение-систематизация
  4. Самостоятельное использование нового знания (способа)

        Соответственно, характер задач определённым образом влияет и на организацию совместной деятельности педагога и детей, которая тоже может быть разной (коллективной, подгрупповой).

  • Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены.

        Педагог уточняет и конкретизирует, кто и каким образом будет «руководить или со-руководить» процессом совместной деятельности (взрослый, ребёнок или вместе оба, в какой части и как будут распределены).

        Педагог-участник СД не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует.

        Особое значение имеет использование игрового персонажа, как возможного полноправного участника (в том числе и организатора) СД. Это может быть игрушка, персонаж-взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родитель и пр.) персонаж-ребёнок (старший дошкольный возраст), персонаж, который действует опосредованно (письмо, посылка и т.д.).

        

  • Разделение процесса СД между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

        Определить в соответствии содержания и целей СД, возможностей детей, наиболее оптимальную организацию СД с учётом разного количества участников.

Психолог Л.И. Уманский выделяет три возможные формы организации СД:

  1. Совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников - вся группа детей).
  2. Совместно-последовательная деятельность, - когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (вся группа детей, организованная в малые подгруппы).
  3. Совместно-совместная деятельность, - когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.

        Поэтому, вполне определённо возникает вопрос как – как организовать детей в малые группы: разделить или объединить?

        Разделяя детей – мы делаем их более податливыми нашему влиянию, но менее творческими и самобытными.

        Соединяя детей, мы даём им почву, в которой вырастут спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно достойных. Человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ребёнка с взрослым, и для содержательных разговоров и дискуссий ребёнка со сверстниками.

        Основания к объединению детей:

  • По интересам
  • По симпатиям
  • По гендерному признаку (мальчики, девочки)
  • По задачам
  • Вокруг персонажей
  • Вокруг лидеров
  • На основе дидактических материалов и др.

Главное – объединение должно быть успешным. Думающий и пытливый педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединения, предлагая детям возможность примерить на себя разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролёр, организатор и др.

  • Возникновение межличностных отношений.

Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового взаимодействия между участниками совместной деятельности, наладить контакты между детьми.

Следующие рекомендации помогут обеспечить диалог и взаимодействие с детьми:

  1. Если вы задаёте вопрос, подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
  2. Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
  3. Если Вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
  4. «Держите паузу!» - не позволяйте себе захватывать всё коммуникативное пространство.
  5. Чаще смотрите собеседнику в лицо (общение на уровне глаз).
  6. Чаще называйте имя собеседника.
  7. Чаще повторяйте при разговоре такие фразы: докажи, что я не прав; как ты думаешь; мне интересно твоё мнение; почему ты молчишь; ты не согласен со мной и др.

        Таким образом, следует отметить, что СД необходимо рассматривать и организовывать как деятельность с присущим ей, как любой другой деятельности компонентами:

Подготовила

Воспитатель  Боярова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»...

Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность педагога и детей по созданию мультфильмов, способствующих развитию связной речи.»

Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность педагога и  детей по созданию мультфильмов, способствующих развитию связной речи.»...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»....

Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер- класс для педагогов  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии...

Семинар-практикум для педагогов «Элементы технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это одна из самых эффективных методик, которая активирует познавательные навыки и развивает творческое мышление у детей....