Сценарий тематического дня в детском саду "Меры времени" для детей (5 - 6 лет)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гофман Юлия Васильевна

Сценарий тематического дня  в детском саду

 " Меры времени " для детей (5-6 лет)

Цель:

 Формирование знаний у детей о календаре, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, расширение кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_tematicheskogo_dnya.doc651 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9»

Сценарий тематического дня  в детском саду

 "Меры времени" для детей (5 - 6 лет)

Автор:

Воспитатель I квалификационной категории

 Гофман Юлия Васильевна

2015 год


Сценарий тематического дня  в детском саду

 " Меры времени " для детей (5-6 лет)

Цель:

 Формирование знаний у детей о календаре, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, расширение кругозора.

Задачи:

• Закреплять знания детей о последовательности времён года, дней недели, частей суток

• Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы

• Продолжать формировать умения высказывать свою точку зрения, развивать самостоятельность и инициативность

• Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими времена года и их признаки

Пополнение развивающей среды: 

Иллюстрация   «Путаница» - времена года ( приложение 1);

Предварительная работа:

Подбор комплекса упражнений для утренней гимнастики под аудиозапись                   "Времена года" П.И. Чайковского, А. Вивальди; разучивание стихотворений детьми "Части суток"; разучивание миниатюры, "Какова Емеля, такова неделя".

Режимный момент

Цель и задачи

Целевые ориентиры

1 половина дня

Утренняя гимнастика.

Мотивационный этап.

Беседа (Приложение 1)

Цель:

  • Охрана и укрепление здоровья ребенка, достижение полноценного физического развития.

Задачи: 

  • Содействовать в  формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия;
  • Воспитать интерес к двигательной активности и потребности в ней.
  • Дети могут соотносить движения с музыкой; 
  •  У детей сформирована  привычка выполнять утреннюю зарядку. 

НОД " Создание моделей суток, недели»" (Приложение 2)

Цель: 

  • Формирование представления о цикличности временных эталонов (дней недели; частей суток);
  • Развитие самостоятельности, инициативы, творчества

Задача:

  • Формировать элементарные временные представления;
  • Закрепить знания детей о днях недели;
  • Воспитывать интерес к окружающим предметам;
  • Развивать творчество, инициативу, самостоятельность.

  • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,  пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям, склонен наблюдать, проявляет инициативу.

Прогулка

Наблюдение за сезонными изменениями (Приложение 3)

Цель:

  • Формирование  представлений  о смене времен года, об изменениях в живой и неживой природе;
  • Формирование умения свободно общаться со взрослыми и сверстниками, анализировать и делать выводы.
  • Ребёнок проявляет инициативность и  самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
  • Способен выбирать себе род занятий. 
  • Склонен наблюдать.

2 половина дня

СОД "Театрализация "Каков Емеля, такова неделя"

(Приложение 4)

Цель: 

  • Развитие представления о днях недели, их названиях, творчество, слушать внимательно товарищей.

Задачи:  

  • Развивать навыки использования в разговорной речи слов, обозначающих временные категории;
  • Развивать творческое воображение детей, используя приём активации мышления;
  • Развивать мелкие мышцы пальцев рук.
  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

СОД . Пластилиногра-фия "Восточный календарь" (Приложение 5)

Цель:

  • Развитие творческих способности детей, знакомство с восточным  календарем, создание  всех символов восточного календаря, используя технику пластилинография.

Задачи: 

  • Развивать умение лепить по представлению знакомых животных;
  • Закреплять умение лепить аккуратно;
  • Развивать наблюдательность желание выполнять работу самостоятельно по своему замыслу, желание экспериментировать с пластилином.
  • Ребёнок обладает развитым воображением, умеет фантазировать, хочет творить самостоятельно.
  • Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, умеет работать в группе  на один результат.

Итог дня: Выставка творческих работ выполненных в технике "пластилинография" "Восточный календарь", посещение группы младшего возраста с целью демонстрации продуктов своего творчества.

Приложение 1

Комплекс  Утренней  гимнастики "Весна"

Рыжая девчонка в гости к нам  спешит

И ребят сегодня она повеселит.

1.  Голову девчонка  нежно  наклоняет,
  И в лесу подснежник первый расцветает.

И.п. о.с. руки вдоль туловища; наклоны головы вправо, влево И.п. (5-6 раз)

2. В сторону посмотрит, деревья просыпаются,
И листочки первые  сразу появляются.

И.п. о.с. руки на поясе; 1-поворот туловища в правую сторону, правая рука в сторону; 2-И.п. 3-тоже в левую сторону; 4-И.п. (5-6 раз)

3. Спинку она плавно наклоняет,    
Все зверушки к ней сразу прибегают.

И.п.о.с. руки на поясе; наклон туловища, пальцами рук коснуться  носочков ног. (5-6 И.п. раз)

4. Толька она сядет, травка прорастает.
И  в скворечник птицы сразу прилетают.

И.п.о.с руки вверх; полный присед, ладони на пол; И.п. (5-6 раз)

5. Песенку весёлую со скворушкой споёт,
Детвора на великах  катается, идёт.
Что же  за девчонка  в  гости  к вам пришла?

Ну-ка вместе хором ответьте…..(Весна)

И.п. лёжа на спине, ноги поднять вверх; «Велосипед».

6. Весело с Весною  прыгать и скакать,
Можно и за лучики солнышко поймать.

И.п. о.с. руки вверх; прыжки.

Мотивационный этап.

Дети утром приходят в группу обращают внимание на иллюстрацию "Путаница" - времена года, размещенную  в уголке природы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину. Как вы думаете, какое время года здесь изображено?

Дети высказывают свои предположения, педагог просит аргументировать  высказывания.

Воспитатель: Сложно нам прийти к общему мнению, как вы думаете почему?

Дети: Сложно точно назвать время года, потому что признаки времен  года перепутаны.

Воспитатель: С  помощью чего точно можно определить, какое время года?

Дети высказывают свои предположения, педагог подводит детей, к тому, что одним из помощников может стать календарь.

- Поднимите правую руку те, у кого есть дома календарь.

(Воспитатель выясняет,  какие виды календарей есть у детей дома)

А кто знает, как появился первый календарь на Земле? Где появился?

Ответы детей.

Как вы думаете, где можно получить  ответы на наши вопросы?                              (библиотека, энциклопедия, интернет)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть энциклопедию.  

Приложение 2

НОД  "Создание моделей суток, недели"

Цель: 

- Формирование представления о цикличности временных эталонов (дней недели; частей суток), развитие самостоятельности, инициативы, творчества

Задача:

 - Формировать элементарные временные представления;

- Закрепить знания детей о днях недели;

- Воспитывать интерес к окружающим предметам;

-Развивать творчество, инициативу, самостоятельность.

 Демонстрационный материал: 

модель частей суток в виде круга разделенного на 4 сектора (синего, белого, фиолетового и черного)

Раздаточный материал: 

Наборы карточек разного цвета (белый, зеленый, красный, желтый), наборы карандашей, фломастеров, краски, ножницы, клей и т.д.

Ход занятия

Игровое упражнение с моделью "Сутки"

Воспитатель:

- Как вы думаете что это?

- Почему разные цвета на секторах?

- Что с этим можно делать?

- Я вам подскажу – это модель, помните мы с вами создавали  модель дня, это модель суток

Дети: Что такое сутки?

Ребята, как вы думаете, почему модель суток разделена на 4 части? А не 8 или другое количество?

А кто знает стихотворения о частях суток?

(в свободной деятельности, в рамках предварительной работы педагог разучивает с детьми стихотворения согласно теме)

Например:

1. "Утро"

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

2. "Добрый день"

Целый день, целый день

В игры нам играть не лень

Днем мы любим заниматься

Прыгать, бегать, кувыркаться.

3. "Вечер"

За окном уже темнеет

Бабушка тихонько дремлет,

Посмотри скорей в окно

Огоньков полным полно.

4. "Ночь"

Спят медведи и слоны

И лиса и ежик

Все вокруг стать должны

Папы, дети тоже.

Воспитатель: Из скольких частей состоят сутки?

Дети: Сутки состоят из 4 частей.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели синим цветом? белым? фиолетовым? черным?

Дети: День, вечер, утро, ночь.

Воспитатель:  Хотите поиграть?

Игра с картинками

Воспитатель: Назовите, в какое время суток дети используют этот предмет (Зубная щетка)

Дети: Утром, когда дети чистят зубы и вечером, когда ложатся спать

Воспитатель: А когда дети играют?

Дети: Днем.

Воспитатель: А когда спят?

Дети: Ночью.

Воспитатель: Ребята, помогите мне закончить предложение.

Игра "Закончи предложение"

- Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

- Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)

- Солнышко светит днем, а луна (ночью)

Воспитатель: Изменяется ли последовательность частей суток.

Дети: Нет, не изменяется.

Воспитатель: А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года.

Дети: Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче, а в летний период наоборот.

Работа над закреплением понятия "Неделя"

Воспитатель: Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?

Дети: Неделя.

Воспитатель: Хотите поиграть  в игру "Лови, бросай, дни недели называй"                               (Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)

Воспитатель: Молодцы ребята, а хотите сами создать модель недели? Как она может выглядеть? Из чего ее можно создать, из какого материала? Что нам потребуется для работы? (воспитатель если есть возможность предоставляет материал и организует работу в мини-группах или индивидуально).

После работы дети наводят порядок на своих рабочих местах, собираются в круг и обсуждают изготовленные модели. Приходят к выводу, главное учесть очередность дней недели. Наиболее удачные модели можно разместить в уголке природы или подарить в другие группы.

Приложение 3

Прогулка.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель:

- Формирование  представлений  о смене времен года;  об изменениях в живой и неживой природе;

- Формирование умения свободно общаться со взрослыми и сверстниками, анализировать и делать выводы.

Ход наблюдения

Улеглись в полях метели

В белоснежные постели.

Отдохнуть пришла пора!

У крыльца звенят капели,

Воробьи повеселели,

  Гонят зиму со двора!          

                                    П. Образцов

Беседа по тексту ( педагог выясняет о содержание стихотворения, какие приметы заметил  автор, к какому времени года они относятся?  Какие приметы можно еще назвать, кто еще знает стихотворения о весне; какие из перечисленных примет мы можем пронаблюдать сегодня во время прогулки)

Кто из вас знает что обозначает словосочетание "День весеннего равноденствия", когда это бывает?

21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦    Перечислите признаки весны.

♦    Какой сейчас месяц?

♦    Что происходит со снегом весной?

♦    Как изменяется жизнь человека весной?

Дидактическая игра "Когда это бывает" -  воспитатель описывает время года, дети определяют его.

Цель:

- Закрепление знания о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание. 

Трудовая деятельность уборка мусора с участка.

Цель:

- Обеспечение в участие в трудовой деятельности каждого ребенка.

Подвижные игры "Бездомный заяц", "Караси и щука".

Цель:

- Упражнение в беге, умении действовать по сигналу.

Индивидуальная работа "Пустое место", "Брось за флажок".

Цели: 

- Закрепление умения быстро бегать;

- Развитие глазомера.

Приложение 4

СОД. Театрализация "Каков Емеля такова и неделя"

Цель: 

- Развитие представления о днях недели, их названиях, творческого начала, создание благоприятной обстановки.

Задачи:

- Развивать навыки использования в разговорной речи слов, обозначающих временные категории.

 -Развивать творческое воображение детей, используя приём активации мышления.

-Развивать мелкие мышцы пальцев рук. 

- Воспитывать активность и самостоятельность.

Ход деятельности

Дети показывают мини – сценку, затем обсуждают увиденное с воспитателем, педагог предлагает детям придумать "свою неделю" в соответствии с их занятиями

"Каков Емеля, такова и неделя", автор: А.Усачев

Мы спросили у Емели:

-Назови нам дни недели

Стал Емеля вспоминать

Стал Емеля называть

-Дядька крикнул мне : "Бездельник!"

Это было в понедельник.

На чердак я влез  и дворник.

Гнал меня метлой во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху.

А в субботу-  вот потеха!

на свинье верхом поехал.

В воскресенье отдыхал,

На мосту лежал ,скучал,

Да с моста свалился в реку.

Не везет же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели. 

Приложение 5

СОД.  Пластилинография "Восточный календарь".

Цель:

- Развитие творческих способности детей, знакомство с восточным  календарем, создание  всех символов восточного календаря, используя технику пластилинография.

Задачи: 

- Развивать умение лепить по представлению знакомых животных; 

- Закреплять умение лепить аккуратно; 

- Развивать наблюдательность желание выполнять работу самостоятельно по своему замыслу, желание экспериментировать с пластилином.

Материалы: изображения различных  животных для создания макета восточного календаря, восточный календарь. 

Ход деятельности

- Послушайте  стихотворение А. Усачева "Японский календарь".

Есть японское поверье,
Сказка, проще говоря…
Собрались однажды звери
Выбирать себе царя.
Собрались под Новый год
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака, и Петух -
Мчались во весь дух.
Стали выть, мяукать, лаять.
Спор и крики до зари:
Все хотят друг другом править,
Все хотят попасть в цари.
Подрались под Новый год
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака, и Петух -
Шерсть летит и пух!

Но с небес на это строго
Посмотрел японский бог.
И сказал: "Пора, ей-богу,
Прекратить переполох!
Будут править каждый год
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака, и Петух -
Каждый в свой черед!"
И пошли царить по кругу,
Соблюдая календарь,
Звери, птицы — все друг другу -
Друг, товарищ, брат и царь.
Встали в дружный хоровод
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака, и Петух -
Встали в общий круг!

Воспитатель: О чем стихотворение, сколько животных упоминается в стихотворении, назовите их? ( педагог выставляет карточки с их изображением), пересчитывают.

- Ребята а где можно одновременно встретить всех перечисленных животных? (в зоопарке)

Но по народному китайскому приданию они живут  в китайском календаре, и сменяют друг друга ровно один раз в 12 лет.

- Какой сейчас год? 2015 , а в китайском календаре – это год овцы.

- Молодцы, кто мне напомнит из каких сезонов состоит год?

- Сегодня я была в младшей группе и спросила их какое время года сейчас, ребятам сложено распознать время года.

- Как вы думаете, что им в этом поможет?

- Существует календарь времен года, я приготовила вам макет, он круглой формы, как наша планета, как круглы год.

- Как вы думаете, почему он разделён на 4 части?

Дети высказывают свои предположения.

(Воспитатель подводит итог).

Воспитатель: Правильно, потому что в году 4 времени года, каждый цвет относится к определённому времени года. (зима - синяя, зеленная - весна, красная - лето; желтая - осень).

- Как вы думаете, зеленый цвет к какому времени года можно отнести? Почему вы так решили?  Какие картинки с приметами разместим в этом секторе?

- Почему именно эти?

Аналогичная работа проводится по размещению всех времен года.

- Я предлагаю вам сегодня создать два календаря, это восточный календарь и календарь времен года.

Работа по подгруппам по желанию детей.

Воспитатель:

- Возьмите все необходимое для работы в уголке творчества.

Для работы над восточным календарем необходимо предложить материалы в уголке творчества:

- картон с контурным рисунком;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- доска для раскатывания пластилина;

- стека.

Техника выполнения: Берем заготовленный рисунок, пластилин, разминаем его пальцами рук и начинаем намазывать по рисунку, не выходя за контур рисунка.

Изготовленные работы приклеиваются на большой лист цветного картона и далее листы скрепляются между собой. Возможно дети предложат свой вариант изготовления календаря.

Воспитатель:

- Для чего нам нужен календарь?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель:

- Да, с его помощью мы с вами можем определить время года, символ года, число и месяц, день недели, когда будет день рождения, сколько дней осталось до начала лета и др.

- Ребята, я предлагаю вам сходить в гости  к малышам и рассказать из каких времен года состоит год, о признаках времен года. А восточный календарь разместить в приемной и вечером  вы расскажите своим родителям о восточном календаре, вдруг они не слышали о таком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного в детском саду "Прощание с детским садом"

Выпуск 2013. "Прощание с детским садом". Все роли исполняют дети....

День Победы. (сценарий тематического занятия, посвящённого Дню Победы для детей старшей группы детского сада)

Автором представлен материал итогого мероприятия, посвященному Дню Победы....

Сценарий праздника "Здравствуй, детский сад!" "Мери Поппинс встречает друзей!"

Данный сценарий Праздник «Здравствуй, детский сад!" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи ...

Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные  особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении детей; спос...

27.11.2023 Сценарий праздника в детском саду. «Ярмарка.» Участвуют дети подготовительной группы.

Цель: Создание условий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством приобщения к духовным истокам, традициям казачьей культуры.Задачи:Образовательные:-Расширять...

Сценарий юбилея пристроя детского сада с участием детей

Сценарий юбилея предназначен для воспитанников детского сада. В праздновании юбилея принимают участие дети старших и подготовительных  групп детского сада совместно с воспитателями и другими сотр...