Главные вкладки

    Консультация для молодых специалистов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей"
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Скворцова Нина Николаевна

    Подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, которые обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяют развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_proektnoy_deyatelnosti_v_rechevom_razvitii_detey.docx18.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для молодых специалистов

    Роль проектной деятельности в речевом развитии детей

    Воспитатель: Скворцова Н.Н.

    г. Стрежевой

    2014 г.

    Обращение к проектной деятельности как к средству речевого развития дошкольников, объясняю тем, что, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

    Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?»

    Несомненно, все вместе – это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. В средней группе было 19 детей логопадов из 21 ребенка. К сожалению, мы – взрослые, все чаще относимся крайне неуважительно к слову, не владеем им, не умеем грамотно выражать свои мысли, недооцениваем роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач. Когда у ребенка после выходных спрашиваем: «Что делали дома? Что нового узнали?», слышим какой ответ?

    Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

    В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, т.е. родителей, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

    Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные, реализуемые программой знания, умения и навыки.

    Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ним познавательные, творческие и другие задачи.

    Например, при ознакомлении с социальным, предметным, природным миром у дошкольника пробуждается интерес к истории и культуре родного города, к людям, чьи имена носят улицы, к событиям, в честь которых воздвигнуты памятники, к жителям, с достижениями которых они знакомятся и т.д. Это, в свою очередь, имеет определенную ценность, как условие для развития детской вопросительности и формирования умения выражать свою познавательную потребность в слове. Дети начинают увлеченно задавать вопросы, рассуждать, анализировать, сравнивать, то есть у них развивается познавательный интерес, позволяющий систематизировать представления о событиях, о людях, предметах, их развитии в природе. И чем старше дошкольный возраст, тем ярче проявляется познавательно-речевая активность, которая переходит от любопытства к интеллектуальному, самостоятельному словесно-логическому мышлению.

    В жизни большинства современных дошкольников семья занимает особое место: родители, близкие – это самые важные и значимые для них люди. Поэтому, огромную роль в воспитании у детей интереса к истории, культуре, природе своей малой родины отводим родителям, родственникам ребенка, поскольку истоки этого интереса во многом лежат в понимании и ознакомлении с традициями своей семьи. Общение дошкольника с близкими стимулирует его интерес к самопознанию, помогает устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим, заложить основы свойств личности, определить успешность его будущего. С учетом этого подхода, можно реализовать проекты познавательно-речевого и социально-нравственного направления «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Семья традициями сильна» и другие. В эту деятельность я включала специальные упражнения на освоение «трудных» звуков, развития внимания к звуковой стороне речи, воспроизведение звукоподражания животных и бытовой техники; упражнения на различение и употребление существительных в единственном и множественном числах; упражнения на формирование предпосылок монологической речи; проводила работу по обогащению словаря воспитанников. Итогом этого проекта стало составление семейных газет и их «защита» на итоговом занятии. Семейные газеты отличались индивидуальностью и собственными отличительными особенностями. Например, не традиционным оглавлением, а в форме пословиц и поговорок о семье: «Вся семья вместе и душа на месте», «Дети – цветы жизни», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка». Они были оформлены сюжетами детских изображений, семейными фотографиями, высказываниями ребят о членах своей семьи (пословицы, поговорки дети искали вместе с родителями).

    Примером ознакомления детей с историей своей семьи служит познавательно-исследовательский проект «Родословная моей семьи». На вводном – мотивационном этапе проекта, перед детьми была поставлена проблема, стимулирующая интерес ребят к ее изучению: «Кто такие родные? Что такое родословная?» Были высказаны интересные предположения. Например, Денис приносил древо семьи и рассказывал. Но, большинство ребят не смогли ответить на этот вопрос. Родители не помогали. Поэтому следующим шагом моей работы стало проведение занятий и бесед с детьми о том, что такое родословная, кто такие родные, формировалось представление о составе семьи, знаний имен и отчеств не только родителей, но и бабушек, дедушек, проведение мини-викторин. Для некоторых ребят было открытием то, что бабушки и дедушки – это родители его мамы и папы. На этом этапе было решено множество коммуникативных и речевых задач.

    Затем я предложила детям найти ответ на свой вопрос (Что такое родословная?) вместе с родителями. На втором этапе, в течение двух недель, ребята собирали информацию, охотно делились ею с педагогами группы и своими сверстниками.

    Параллельно шло развитие исследовательских умений детей: это создание альбома «Мой край родной», составление описательных рассказов по представленным фотографиям, об отношении детей к родному городу, к малой родине.

    «Что такое Родина? Какая бывает Родина? Можно жить без Родины?» Дети участвовали в конкурсе чтецов (стихи о Родине) и заняли 1 место в категории «подготовительные группы».

    Таким образом, у детей совершенствовались умения разных видов продуктивной деятельности. Например, рисовали на тему «Дом, где я живу», рисовали занавески не снаружи, а изнутри и рассказывали. Данный этап проекта стал основой для проявления индивидуальности детей, осознания ими своих способностей.

    На этом этапе были решены следующие задачи по развитию коммуникативно-речевых навыков детей:

    - обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта,

    - развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи),

    - развитие планирующей функции речи, за счет индивидуальных и коллективных форм работы,

    - развитие грамматически правильной и выразительной речи.

    В рамках этого проекта открылись замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только детей, но и родителей и педагогов нашей группы, посредством сопровождения детей в поисках необходимой информации в книгах, музеях, журналах, интернете, в оказании помощи в изготовлении промежуточных продуктов проекта и подготовке его к публичной презентации.

    Силами детей и родителей были созданы замечательные поделки, отразившие историческое и культурное прошлое родного края, ставшие достоянием и гордостью выставки, организованной в нашем детском саду в группе.

    Считаю, что данные подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

    Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребёнка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективны...

    Консультация для воспитателя "Роль детской книги в речевом развитии детей"

    Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагого...

    Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."

    Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...

    Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

    Материал для воспитателей, специалистов ДОУ, а также для родителей....

    Консультация для воспитателей «Значение проектной деятельности в речевом развитии дошкольников»

    Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенк...

    Роль проектной деятельности в речевом развитии детей

    Как развивать речь детей, не проводя  специальных занятий, и достичь  при этом  соответствия  ФГОС? Я предлагаю в своей статье отследить разнообразие и вариативность развития ...