ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БАБУШКИН СУНДУЧОК»
проект (подготовительная группа) на тему

Хайруллина Эльвира Шамсутдиновна

В свете современных требований к нравственному патриотическому воспитанию подрастающего поколения в дошкольных учреждениях возникла необходимость передачи опыта, достижений национальной культуры башкирского народа, народных традиций воспитания детей. Формирование личностной культуры – процесс длительный и сложный. Только при систематической работе можно достичь положительных результатов. Самое главное – приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной башкирской культуры.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt1.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Малышок» д.Улукулево муниципального района

              Кармаскалинский район  Республики Башкортостан

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«БАБУШКИН СУНДУЧОК»

                           

Воспитателя

МАДОУ детский сад «Малышок»

д. Улукулево

муниципального района

Кармаскалинский район

Хайруллиной Эльвиры Шамсутдиновны

Краткие тезисы к творческому проекту

 «Бабушкин сундучок»

Формирование личностной культуры у детей дошкольного возраста связано с ознакомлением их с жизнью башкирского народа, особенностями его характера, присущими этносу нравственными ценностями, традициями, воспитанием патриотических чувств. Все чаще педагоги в воспитании детей ориентируются на то, чтобы культура, национальные традиции стали базовой основой воспитательного процесса.

Основная часть контингента воспитанников детского сада «Малышок» дети русской национальности. В результате подготовки и проведения праздника «Бабушкин Сундучок»  у воспитанников возникло множество вопросов, и поэтому появилась идея создания продолжительного  творческого проекта.  

Цель проекта – приобщение детей к духовно-нравственному наследию башкирского народа – в ходе реализации проекта была успешно достигнута.

Вся работа по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа распределена последовательно:

1. Ознакомление с национальной одеждой.

- ознакомительная беседа об особенностях национального костюма;

- игра Поле-чудес «Башкирская национальная одежда»;

- Игры «Башкирская красавица», «Джигиты»

2. Ознакомление с национальной кухней.

- Ознакомление с особенностями башкирской кухни;

- Занятие с приглашением повара;

- Изготовление из соленого теста национальных  блюд;

- Сюжетно-ролевая игра «Кафе-бар»;

- Составление меню башкирской кухни.

3. Ознакомление с музыкальными инструментами.

- ознакомительная беседа о национальных башкирских инструментах;

- Прослушивание музыкальных композиций на курае, кубызе в исполнении «Джигита»;

- Подвижная игра «Курай».

4. Ознакомление с жилищем Башкир -  юртой

- ознакомительная беседа о внутреннем убранстве юрты;

- Дидактическая игра «Башкирское лото»;

- Башкирская народная игра «Юрта».

5. Ознакомление с Национальной традицией имянаречения.

- ознакомительная беседа о национальной традиции башкирского народа;

- подготовка к проведению праздника имянаречения;

- проведение праздника имянаречения.

Каждый месяц предлагаются различные формы работы с детьми с использованием наглядного материала. Таким образом, создавалась доброжелательная обстановка для усвоения и приобщения воспитанников к духовно-нравственному наследию башкирского народа.

Введение

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:  

Приобщение детей к духовно-нравственному наследию башкирского народа

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • развивать у детей познавательные процессы, такие как синтез, анализ, сравнение, обобщение имеющихся знаний;
  • воспитывать у детей нравственные, патриотические чувства, знакомить с понятиями: «национальное чувство», «национальное самосознание», «национальный характер»;
  • формировать у детей уважение и бережное отношение к языку, культуре, к традициям и истории башкирского народа.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели,   учитель   башкирского языка, музыкальный руководитель, родители, бабушки, повар.     

Сроки реализации проекта: 

Планируемый результат:

Формирование у дошкольников полиэтнического и поликультурного сознания уважительного, бережного отношения к языку, культуре, традициям и истории народа; развитие познавательных процессов, обогащение словарного запаса;

Актуальность

В свете современных требований к нравственному патриотическому воспитанию подрастающего поколения в дошкольных учреждениях возникла необходимость передачи опыта, достижений национальной культуры башкирского народа, народных традиций воспитания детей. Формирование личностной культуры – процесс длительный и сложный. Только при систематической работе можно достичь положительных результатов. Самое главное – приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной башкирской культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

   

                          Праздник «Бабушкин сундучок»

   Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к жизни и традициям башкирского народа, продолжать закреплять название элементов башкирской одежды, обращать внимание на то, чем украшали одежду: серебряными монетами, мехом, разноцветными лентами, продолжать знакомить с традиционными блюдами башкирского народа, познакомить с традициями охотничества, проявить интерес к промыслу древних башкир. Развивать разговорную речь, активизировать словарный запас.

   Оборудование: юрта, топчан, на котором расставлены тарелки с национальными блюдами, вышитые полотенца, салфетки, наволочки, ковры, паласы, мужская и женская национальная одежда, сундук, башкирские национальные музыкальные инструменты, домашняя утварь.

1. Беседа «Бабушкин сундучок»

    Цель: Воспитать интерес к истории и жизни башкирского народа, закрепить знание о башкирской одежде, посуде и предметах быта, дать знание о национальном творчестве народного искусства, продолжать знакомить с башкирскими национальными музыкальными инструментами.

Информация для воспитанников:

Этот сундучок – необыкновенный и называют его «Бабушкин сундучок», потому что в нём хранятся реликвии наших предков: красивые наряды, платья, рубашки, камзолы, нагрудные украшения, вышитые полотенца, наволочки, ковры, паласы, старинная домашняя утварь. Дедушкины медали, его снаряжения – колчаны, кожаные налучники, конская упряжь. Это всё говорит о прошлой жизни нашего башкирского народа.

2.Знакомство с сценарием праздника «Бабушкин сундучок»

3Распределение ролей.

4.разучивание песни «Шаль вязала»

Цель: знакомить детей с ручными вышитыми изделиями, учить слова песни и танцевальные движения.

5. Разучивание танца «Кубыз»

Цель: продолжать знакомить детей с национальным народным музыкальным инструментом, показать как играть на кубызе, разучивать танцевальные движения.

6. Разучивание танца  «Охотники»

Цель: познакомить с традициями охотничества, развивать уважение к природе, разучивать танцевальные движения.

7. Разучивание танца «Кумыс»

Цель: продолжить знакомить детей с башкирским народным целебным и полезным напитком, познакомить с посудой предназначенной для кумыса и его изготовления. Разучивать  танцевальные движения.

8. Проведение праздника «Бабушкин сундучок»

Национальная одежда

Цель: Продолжать знакомить детей с женским и мужским национальном костюмом башкир (мужская, женская обувь), его характерными особенностями. Развивать фразовую речь. Внести в речь слова обозначающие название башкирской обуви. Активизировать словарь.

1. Ознакомление с национальной одеждой башкирского народа;

Рассмотреть башкирский национальный костюм.

 Информация для воспитанников:

Мужская летняя одежда – халат (елән), камзол (сәкмән), широкая, длинная рубаха, штаны с широким шагом. Зимняя одежда – тулуп, шуба (тун), валенки, вязаные шерстяные носки (башалтай), брюки, брюки из меха, шапка, ушанка, круглая шапка с меховым околышем.

  Традиционная женская одежда – платье с оборками, передник, камзол. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (селтәр, һаҡал).Замужние женщины – ҡашмау, молодые женщины – ҡушъяулыҡ (большой двойной платок), девушки – таҡыя (шлемовидная шапочка, покрытая серебряными монетами и бахромой из нитей кораллов по краю). Кроме того, взрослые девушки и женщины носили ситцевые платки. Женские налобные повязки, кисеты, платья, рубахи, головные уборы, верхняя одежда, обувь украшались вышивкой, орнаментом. Использовали кораллы, бусы, серебряные монеты, цветные стекла, полудрагоценные камни, раковины.

А что же башкиры носили на  ногах? Какую обувь они считали удобной и прочной? Главным правилом всегда было держать в тепле. Не очень богатые люди в башкирских деревнях ходили в лаптях, по – башкирский это звучит так – сабата. В России простые люди тоже ходили в лаптях, только у башкир лапти были мягче. Богатые люди носили мягкие сапожки (ситек). У мужчин они были чёрного цвета, а у женщин – цветные. Женские сапожки украшали кожаной мозаикой, цветной строчкой, вышивкой (показ иллюстраций).

2. игра Поле-чудес «Башкирская национальная одежда»;

Цель: Закрепить знание детей о башкирской национальной одежде. Развивать у детей доброжелательное отношение друг другу. Активизировать словарь.

 Ход игры: Дети делятся на две команды. На мольберте расположены атрибуты национальной одежды. Чья команда правильно и быстрее скажет название национальной одежды, та и выигрывает.

3. Игра «Башкирская красавица»;  Игра «Джигиты»;

Цель: Закрепить знание детей о башкирской женской и мужской национальной одежде. Активизировать словарь детей.

Ход игры: Дети одевают в национальную одежду куклы: мальчика и девочку. Кто быстрее и правильно назовут элементы одежды, тот и выигрывает.

Национальная кухня

   Цель: Познакомить детей с традиционными блюдами башкирского народа, ввести в речь слова их обозначающие (кыстыбый, баурсак, вак – белиш, усбосмак), с традиционными напитками кумыс, буза, айран. Активизировать слова.

   

1.Ознакомление детей с особенностями башкирской национальной кухни, о традиционных башкирских блюдах, о труде хлебороба.

  Информация для воспитанников:

 Пища у башкир соответствовала особенностям их хозяйства. Употреблялось мясо домашних животных (лошадей, овец), добытых на охоте (зайцев, коз, лосей, медведей). Самое прославленное и традиционное кушанье – бишбармак. Бишбармак называется так потому, что его ели руками. Готовили его только из свежего мяса.

  Молочная пища у башкир очень разнообразна. Из сметаны сбивали масло, молоко заквашивали и делали творог (эремсек). Молоко кипятили, охлаждали, заквашивали и делали из него – катык, молочный продукт – корот.

  Самым любимым напитком был кумыс (ҡымыҙ). Кумыс – освежающий и приятный на вкус напиток. Его  можно сохранять много дней в свежем виде. Он обладает высокими целебными свойствами. Ёщё к традиционным напиткам относятся: буза, айран.

 Закрепить представление о лечебном напитке можно через чтение рассказа «Кумыс»Ф.Губайдуллиной.

В качестве сладости широко употреблялся мёд.

  Чтоб получить муку для выпечки разных изделий как: кыстыбый, баурсак, вак – балиш, усбосмак, нужно вырастить много пшеницы и ржи.

Рассмотреть с детьми иллюстрации о труде хлеборобов.

2. Для ознакомления детей с национальной башкирской кухней пригласить повара в группу.

Цель: дать представление детям о профессии повара, о продуктах, необходимых для приготовления башкирских блюд. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Повар рассказывает о своей профессии, о технологии приготовления кумыса, айрана, бузы,  кыстыбый, баурсак, вак – балиш, усбосмак.

На примере демонстрирует приготовление кыстыбый: «Из муки, молока, соли я замешу тесто (показывает, обращая внимание, какое получилось мягкое, белое тесто). Теперь тесто разделю на кусочки и раскатаю, вот так (показывает). Испеку на сковородке вот такие лепешки и положу на них сварённую кашу. Получится вкусное блюдо. Смажу сверху маслом -  и можно подавать к столу».

 Повар уносит приготовленные лепёшки на кухню, а в полдник приносит блюдо в группу и угощает детей. Дети благодарят повара за вкусный полдник.

3.Изготовление из соленого теста блюд башкирской кухни.

Цель: закрепить знание детей о башкирских национальных блюд.

Содержание занятия: из соленого теста с детьми лепим вак-белиш, усбосмак, кыстыбый, баурсак.

4. «Кафе-бар» сюжетно-ролевая игра

Цель: Закрепить знание детей о национальных напитках башкирского народа, с детьми по рецепту приготовить напиток айран.

Ход игры. В меню включаются названия напитков: айран, кумыс, буза. В присутствии детей приготовить напиток – айран.

 Рецепт: Катык – 200 гр., вода – 400 гр. Свежий катык размешать с холодной кипячёной водой. Угостить детей. Дети определяют вкусовые качества. Какой он на вкус? (Кисловатый).

5 Составление меню башкирской кухни.

Цель: закрепить знание детей о традиционных башкирских блюд и напитков.

Ход игры. Дети составляют меню из башкирских блюд и напитков на завтрак, обед и полдник.

Музыкальные инструменты

Цель: познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами. Учить различать их, называя характерные особенности. Воспитывать интерес и уважение к музыкальному наследию башкирского народа.

  1. Беседа-ознакомление с башкирскими музыкальными инструментами.

Информация для воспитанников:

Среди музыкальных инструментов башкирского народа самым распространенным и известным является курай. Это травяной курай, изготовляемый из стебля зонтичного растения с одноименным названием. Стебель курая прямой, высотой около двух метров. Растение цветет в июле. А в августе-сентябре начинает высыхать, в этот время его срезают под корень, хранят в сухом, темном месте. Считается, что растущий на поляне в горах курай гораздо более певуч и крепок, нежели тот, что вырос вблизи воды. Обхватывая стебель руками, поочерёдно отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Вырезают 5 отверстий (рассмотреть курай). Чтобы у детей остались какие-либо впечатления о курае, для сравнения показать дудочку. Рассмотреть ее, дать детям подуть в курай и в дудочку, поиграть.

Кроме травяного курая, есть еще сор - курай - стебель степной травы. Чья высота в отличие от настоящего курая, едва достигает одного метра. Им пользовались башкиры, жившие в степи, где не растет настоящий курай.

В Башкортостане курай пользуется большим уважением, поскольку являются не только музыкальным инструментом, но и символом Родины. Его стилизованный рисунок можно встретить на гербе и флаге республики. Кураю посвящены стихи, поэмы.

Кубыз- это самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. У башкир кубыз считается детским или женским музыкальным инструментом. При игре кубыз зажимают губами и придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам, пальцем правой руки в это время защипывается язычок кубыза, от чего он вибрирует, издавая своеобразный звук, тон которого можно варьировать, изменяя артикуляцию.

Думбыра - струнный щипковый музыкальный инструмент башкирского народа. У думбры корпус грушевидный, деревянный. Длина около 800 мм. Имеются три жильные или металлические струны. Во время игры ударяют пальцами одновременно по струнам. При этом нижние струны издают бурдунный звук, верхняя мелодическая.

  1. Игра Джигита на музыкальных инструментах.

Цель: Учить детей различать музыкальные инструменты, называя характерные особенности. Воспитывать уважение к музыкальному наследию, умение слушать, развивать слуховое внимание.

Джигит играет на музыкальных инструментах. Дети слушают. После слушания дети играют в игру «Угадай, на каком инструменте играют?»

Дети должны отгадать, какой инструмент звучит.

  1. Подвижная игра «Курай» (сл. и мелодия Ф.З.Гершовой)

Цель: Развивать ловкость, быстроту движения, сноровку, внимательность.

Ход игры: Дети делятся на четыре подгруппы и становятся шеренгами вдоль стен комнат, чередуясь в определённом порядке – мальчик, девочка. Водящий – кураист сидит в центре на стуле и играет на курае.

  Все дети танцуют, «кураист» ходит по кругу переменным шагом в конце плясовой мелодии кланяется детям и кладёт курай на стул. Мальчики бегут, стараясь взять курай. Выигравший ребёнок становится кураистом.

                                         Башкирская юрта.

  Цель: познакомить детей с жилищем башкир – юртой. Рассказать о внешнем виде, внутреннем убранстве. Воспитывать интерес к жизни башкирского народа в прошлом. Развивать разговорную речь, активизировать словарь.

  1. Беседа о внутреннем убранстве юрты.

Информация для воспитанников:

Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на две неравные части. Меньшая часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости: кожаная и деревянная утварь, пищевые припасы, женская и детская одежда. Большая часть была мужской, она же была и гостевой. Она пополнялась постельными принадлежностями, узорными скатертями, полотенцами. На стены развешивались снаряжения всадника – колчаны, кожаные с теснённым узором налучники, футляры для дроби, конская упряжь, праздничная одежда. Ещё было традиционное почётное место – урын, где стоял сундук со сложенными на нём разноцветными паласами, коврами, кошмами, одеялами, подушками, перетянутыми специальной узорной лентой с орнаментом.

  1. Дидактическая игра «Башкирское лото»

Цель: закрепить знание детей о башкирской посуде, одежде и предметах быта.

Ход игры. Дети делятся на три команды. Каждой команде раздаётся по одной карте, которую надо заполнить соответствующими карточками.

  1. Башкирская народная игра «Юрта»

      Цель: развивать у детей доброжелательное отношение друг другу, быстроту движений, умение ориентироваться в пространстве, уметь правильно держать платок над собой, чтобы получилась юрта.

Башкирская юрта

Национальные традиции

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «ИМЯНАРЕЧЕНИЕ»

Цель: продолжать знакомить  детей с культурой, традицией и обычаями башкирского народа, вызвать интерес и желание узнать о значение имён. Воспитывать любовь и уважение к родным близким, к творчеству башкирского народа, активизировать словарь детей.

 Наглядный материал. Юрта, внутреннее убранство юрты, топчан, башкирское национальное блюдо, домашняя утварь. Мольберт, два силуэта изображенных кукол, два набора вырезанной из бумаги башкирской национальной одежды, разрезные картинки с изображением петушка.     

                                       

  1. Ознакомление детей с национальной традицией «Имянаречение».

Информация для воспитанников:

Рождение ребенка всегда было радостным событием в семье. Женщина, имеющая детей, пользовалась особым уважением и почётом. Известие о предстоящем ребёнке принималось с радостью.

Дать понятие, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей. К человеку можно обратиться по имени и отчеству или просто по имени. Имена придумывают родители задолго до рождения.

 Беседа с детьми о значений имён. Приводя примеры. Например, Айгуль – «ай» - это луна, «гуль» - это цветок, «лунный цветок». Рассмотреть значение нескольких имён.

 Чтение рассказа и стихов, беседа по  содержанию.

  1. Знакомство с сценарием.

  1. Распределение ролей.

  1. Игра «Оденем башкирскую красавицу»

 Цель: закрепить знание детей о башкирской женской одежде, умение называть их по назначению. Развивать интерес к башкирской культуре.

Ход игры. Дети по двое подходят к мольберту и одевают кукол. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

  1.  Разучивание песен «Петушок», «Друзья»

 Цель: продолжать прививать уважение к окружающим их людей, друзьям, к природе, к домашним птицам. Учить слова песни.

  1. Башкирская народная игра «Юрта».

 Цель: продолжать воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям башкирского народа. Закрепить знание об убранстве юрты, продолжать учить башкирские народные игры. Развивать у детей быстроту, ловкости движений.

Ход игры. Дети делятся на четыре подгруппы и образуют круги по углам зала. В центре каждого стоит стул, на котором висит платок. Дети ходят по кругу, взявшись за руки со словами:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

 Разбежимся на лужок.

       Разбегаются в рассыпную, поют: ля – ля – ля, по сигналу быстро  бегут к своим стульям, берут платки за концы и натягивают его над головой в виде шатра (получается юрта). Выигрывает подгруппа детей, которая быстрее всех построит юрту.

  1.  Разучивание танца «Дружба».

 Цель: продолжать развивать у детей доброжелательное отношение друг другу, учить с детьми танцевальные движения.        

                                                                                   

  1. Проведение праздника «Имянаречение»

Уровень проработанности проекта: аналитический

Ресурсы: Воспитатель I категории Хайруллина Эльвира Шамсутдиновна

Оснащение кабинета: магнитофон, фланелеграф, мольберт, мини-музей башкирского быта,

Список литературы:

  1. Нагаева. Л. «Башкирские народные праздники обряды и обычаи»

  1. Гасанова Р.Х.  Я Родину хочу свою познать. Методическое пособие. Уфа: БИРО, 2007г.

  1. Мударисова О.И., Рубцова Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с жизнью башкирского народа на занятиях по познавательному развитию. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Уфа. 2009г.

  1.  Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Учебная хрестоматия. Уфа, 2006г.

  1. Нафикова З.Г., Денисова З.М.  В движении – сила. Уфа, 2006г.

  1. Журнал « Ребёнок в детском саду» №4 2008г.

  1. Музыка народов Башкортостана./ Сост. Ямалетдинов Н.Г., Хусаинова Р.Х. mp3.

  1. Музыка в детском саду. Старшая гр. / Сост. Мухамедзянова Р.К., Янкина Д.Р., Кубагушев А.М. Уфа: Китап, 1995г.

  1. Музыка в детском саду. Средняя гр. / Сост. Мухамедзянова Р. К., Янкина Д.Р. Уфа: Китап, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Бабушкин сундучок"

Тема: Работа с дошкольниками в системе проектной деятельности.  Художественно - эстетическое развитие в детском саду. Декоративно – прикладное искусство Кубани....

Проект "Бабушкин сундучок"

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Мы практически не посещаем музеи, предметы старины сохранились в едини...

Проект "Бабушкин сундучок"

наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего...

проект "Бабушкин сундучок"

Геродот однажды высказал мысль о равноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать. Каждый народ любит свои обычаи и праздники, очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: «Ува...

Творческий проект «Бабушкин дворик»

Вид проекта: образовательный. Тип проекта: творческо-информационный, по содержанию коллективный. Участники: дети первой младшей группы (с 2 до 3 лет), родители, воспитатели группы. Проб...

Творческий проект "Кукольный сундучок".

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народным исскуством "Тряпичными куклами". Знакомство детей с традициями народного творчества....

Познавательный проект "Бабушкин сундучок"

Русская народная культура помогает детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях, обычаях....