ПРОЕКТ «Одарённые дети»
проект на тему

Радянская Светлана Вячеславовна

         Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_odaryonnye_deti_2014_-_2015uch.g.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

 

Рассмотрен на заседании

педагогического  совета

протокол от 28.08.2015 года №    1    

Утвержден  приказом МБДОУ

от  01.09.2015г.  № 117/1___

Заведующий_____________ Е.Т. Таранникова

ПРОЕКТ

 «Одарённые дети»

( 2015 -2018 г. г.)

 

 

 

Проект составила

воспитатель:

 Радянская С.В.

                                             город Кирсанов


Актуальность

         Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

         Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких обучающихся в особые группы. Одаренные дети должны обучаться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

Основание:

 - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных  образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ т 15.05.2013 г. №26).

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).

- Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Улыбка» на 2015-2016 учебный год.

Цель: выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в детском саду.

Задачи:

  1. Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей.
  2. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей.
  3. Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей.
  4. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
  5. Организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми.
  6. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;
  7. Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;
  8. Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети».

Общие принципы образовательного процесса с одаренными детьми:

– принцип учета возрастных возможностей;

– принцип развивающего и воспитывающего обучения;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

 Мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта

 

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Итог (результат)

1.Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми

Методический совет

Февраль-март

2015г

Заместитель заведующего, старший воспитатель

Положение о методическом совете

2.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов

Семинары, педагогические советы, курсы повышения квалификации

постоянно

Заместитель заведующего, старший воспитатель

Повышение инновационного потенциала педагогов

3. Ознакомление педагогического коллектива МБДОУ с планом

МБУ дополнительного образования «Центр детского творчества», с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми

Консультативная работа

В начале учебного года

Директор МБУ дополнительного образования «Центр детского творчества»

План МБУ дополнительного образования «Центр детского творчества»

Организация и содержание образовательного процесса

1.Проведение родительских собраний в группах МБДОУ для родителей

Консультативная помощь

В течение года

Воспитатели

Родительское собрание

«Детская одаренность в МБДОУ»

2. Проведение практических занятий с педагогами ДОУ

Организационный методический час

Практические занятия, мастер-классы, тренинги

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель

 Размещение материалов, фотоматериалов на сайте МБДОУ

3. Организация и осуществление педагогической диагностики по выявлению одаренных детей

Материалы по итогам педагогической диагностики.

Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвоения программных требования по направлениям деятельности

В течение года

Воспитатели

Анализ педагогами ДОУ результата диагностических способностей воспитанников.

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

4. Отслеживание занятости детей в кружках, секциях, творческих студиях

Создание банка данных

В течение года

Воспитатели МБДОУ

Создание банка данных

5.Использование условий МБДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии

Совместная работа со специалистами дополнительного образования, воспитателями и специалистами МБДОУ (кружки в МБДОУ, мастер-классы, тематические недели, конкурсы)

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель, воспитатели

Создание плана работы на учебный год.

Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства педагогов дополнительного образования.

Создание дополнительных

программ по сопровождению

специальной одаренности детей

6.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении

Конкурсы разного уровня

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель, воспитатели

Положения о конкурсах

Награждение победителей

7. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне МБДОУ

«Всезнайки» или

 «Умники и умницы» с детьми подготовительных к школе групп

2 раза в год

Заместитель заведующего, старший воспитатель,

Анализ мониторинга детей, игровые  задания для детей с высоким уровнем интеллектуального развития.

Положение о конкурсе, сценарий викторины,

Награждение победителей

8.Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства

учителей МБОУ СОШ и специалистов ДОУ в качестве консультантов по вопросам исследований детей

Открытые мероприятия в школе и МБДОУ

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель

Создание плана работы с обучающимися на учебный год

9.Создание методической копилки детского сада

Тесты, игровые развивающие задания, консультативный материал, конспекты открытых мероприятий по работе с одаренными детьми

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель, воспитатели,

специалисты МБДОУ

Размещение материалов на сайте  МБДОУ

10.Разработка

 «Портфолио» одаренного ребенка

Изучение обобщения опыта работы воспитателей, родителей

В течение года

Воспитатели,

специалисты,

родители

Создание

«Портфолио ребенка-дошкольника»

11.Итоги работы за год

Круглый стол

В конце учебного года

Заведующий,

заместитель заведующего, старший воспитатель

Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети» Удовлетворенность родителей

(результаты анализа)

   

Основные этапы реализации программы

1этап — диагностико-организационный (2015-2016 г.)

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в детском саду.

Задачи:

·   Изучение нормативной базы;

·   Разработка проекта работы с одаренными детьми;

-  Анализ материально-технических, педагогических условий реализации      программы.

 

Планируемые мероприятия:

1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей, обучающихся на выпуске в школу;

2.  Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по работе с одаренными детьми.

3. Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях МБДОУ, конкурсах различного уровня.

2 этап — реализационный (2016-2018 г.)

Цель: реализация работы с одаренными обучающимися.

Задачи:

·   Диагностика склонностей воспитанников.

·   Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.

·   Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми.

·   Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.

-   Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы и специалистов МБДОУ.

-  Использование условий МБДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в   развитии.

-   Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в МБДОУ.

Планируемые мероприятия:

1.Организация совместной деятельности МБДОУ и МБОУ ООШ г.Кирсанова по подготовке детей к школьному обучению.

2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).

3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте МБДОУ.

4.    Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

5. Создание совместных планов со специалистами дополнительного образования.

3 этап — аналитический (2017-2018 г.)

Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

·   Анализ итогов реализации программы.

·   Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

·   Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

·   Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.

Планируемые мероприятия:

1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2. Коррекция проекта и уточнение программы.

3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.

Ожидаемый результат

1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

2. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.

3.   Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

4.   Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.

5.  Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

6.   Повышение качественных показателей образовательного процесса обучающихся.

7.  Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1. Количественные и качественные показатели участия обучающихся в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.

2. Положительная динамика проявления интереса обучающихся к различным видам деятельности.

3. Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности.

4.  Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.

5.  Уровень социальной успешности обучающихся.

Мониторинг достижения запланированных результатов

1.   Мониторинг успешности обучающихся детского сада по итогам года.

2.   Тестовая диагностика личностного роста обучающегося.

3.   Анализ достижений по направлениям образовательной работы детского сада.

4. Диагностика удовлетворённости образовательной работой в МБДОУ по работе с обучающимися детского сада по выявлению одаренных детей.

12. Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.
  • Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей.
  • Создание «Портфолио одаренного ребенка» в МБДОУ.
  • Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития. Создание Карты развития ребенка-дошкольника.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности.
  • Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

"Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости"

Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно утвердились в ...

Проект «Одарённые дети»

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...