Проект «Одарённые дети»
проект

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Одарённые дети"138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Наименование

проекта

 «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Направление проекта

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом

Основания для разработки проекта

Закон РФ «Об образовании»

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритетное направление: поддержка талантливых детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден  приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155(зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный  №30384

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная президентом РФ 03.04.2012г

Актуальность

     В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Обоснование необходимости реализации проекта

  По своей природной сути большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса не всегда позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка.

Разработчик проекта

О.Л.Кучерова, музыкальный руководитель

Целевая аудитория

 Воспитанники  МДОАУ д\с «Родничок»

Партнеры

Родители воспитанников (законные представители), специалисты и педагоги ДОУ, учреждения образования,  культуры,  спорта .

Цель проекта

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Задачи проекта

Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких дошкольников.

Разработка методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.

Создание базы данных ОД в рамках Проекта.

Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий, проектов.

Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума.

Ожидаемые результаты

Расширение системной работы с одаренными детьми, усовершенствование механизма их выявления.

Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.

Повышение качества образования и воспитания детей в целом.

Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.

Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций.

. 

Сроки реализации проекта

Долгосрочный,  2016- .2017 г.

Этапы реализации проекта

1 этап (январь-май 2016): организационно- диагностический

Задачи этапа: выявление одарённых детей, диагностики склонностей детей:

 формирование системы работы с одаренными детьми.

разработка психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения викторин, праздников, конкурсов, фестивалей;  разработка программы работы с одаренными детьми;

Создание:  банка данных по одаренным детям;

системы дополнительного образования;   индивидуальных занятий с одаренными детьми.

2 этап (сентябрь-апрель2017гг.): внедренческий (практический)

Задачи этапа:  апробация системы работы с одаренными детьми, систематизация мероприятий по работе с одаренными детьми; адаптация программ, проектов, элективных курсов;  проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества; повышение квалификации педагогов.

Создание:  банка творческих работ детей;   банка текстов викторин и интеллектуальных конкурсов;  рекомендаций по работе с одаренными детьми.

3 этап ( май 2017): обобщающе-аналитический

Цель: подведение итогов работы с одаренными детьми.

Задачи:  анализ итогов реализации проекта; коррекция затруднений педагогов в реализации программы;  создание портфолио одаренных детей;   обобщение результатов работы детского сада.

Порядок мониторинга хода и результативность реализации проекта

Анкетирование по изучению мнения родителей (законных представителей)  МДОАУ д/с «Родничок»  о качестве оказания муниципальной услуги - ежегодно;

 Оценка эффективности реализации проекта в соответствии с ожидаемыми результатами.

Критерии эффективности проекта

Создание портфолио одаренных детей;

Организационно- педагогические условия успешной работы;

Освоение новых форм работы с одаренными детьми;

Рост профессиональной компетенции педагогов.

«Если дети – национальное достояние

любой страны, то одаренные дети –

её интеллектуальный и творческий

потенциал»

Р.Н. Бунеев

Пояснительная записка

   Проект «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования города Пыть-Ях,

в соответствии с программой развития образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными

детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, с учетом внедрения ФГОС второго поколения.

  Проект содержит алгоритм действий воспитателей, специалистов, психолого-логопедической службы детского сада. При этом он допускает вариативный подход, недолжен рассматриваться как догматическая конструкция. Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-

творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Способный, одаренный ребенок– это высокий уровень каких-либо способностей человека.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по

сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Различают следующие виды одаренности:

- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;

- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;

- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;

- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия– высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Ху-

дожественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;

- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесни-

ков, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;

- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

   Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

уровень развития способностей;

высокая степень обучаемости;

творческие проявления (креативность);

мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Концепция проекта

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива детского сада. Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в младших группах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Цель проекта: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Данный принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое сообщество,

реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие базовых компонентов социокультурных компетенций.

2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для одарённых детей.

3. Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка.

4. Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

на осознании самоценности каждого ребенка как уникальной, неповторимой личности;

на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

на приоритете внутренней свободы ребёнка, необходимой для творческого саморазвития;

на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершен-

ствование и самореализация личности школьника.

Требования, которые необходимо предъявлять к педагогу, работающему с одаренными детьми

педагог  должен быть:

творческим, способным к инновационной деятельности;

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

профессионально грамотным;

владеть современными педагогическими технологиями;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

стимулировать познавательные способности детей;

работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход;

принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и своей группы;

отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия с одаренными обучающимися

кружки по интересам;

конкурсы;

работа по индивидуальным планам;

проектная и исследовательская деятельность;

участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.

Обоснование проблемы в работе с одарёнными детьми

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня подрастающего поколения. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, ко-

гда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Переплетение семейных, школьных и личностных проблем одаренных детей предполагает ориентацию психолога и воспитателя на причины, порождающие эти проблемы, а также характер необходимой психологической помощи каждому ребенку.

В числе самых значимых проблем в детском саду по работе с одаренными детьми являются следующие:

отсутствие научного руководителя;

отсутствие возможности обмена опытом;

обобщение опыта работы с одаренными детьми.

Образовательные и социальные риски при реализации проекта «Одарённые дети»

неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возло-

женных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;

рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» детям, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не

удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

Ожидаемые конечные результаты при реализации программы

увеличение количества одарённых детей,

повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,

фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;

повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными;

создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности.

Взаимодействие  с родителями

Знают ли родители об индивидуальных особенностях и склонностях своих детей? Готовы ли они поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в своём ребенке? К сожалению, не всегда. Поэтому работа с ода-

ренными детьми в детском саду, без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.

Практическая работа может решаться через:

1. Анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи при обучении и воспитании ОД.

2. Чтение научно-популярных циклов лекций по проблемам развития одаренных детей.

3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

4. Организация обучения детей в системе дополнительного образования.

При организации взаимодействия с одаренными детьми следует:

учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств;

создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции», как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;

оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Развитию одаренности детей младшего дошкольного возраста способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере своей профессии, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении часто представлена, так называемая совместная познавательная деятельность —общие игры, совместная работа на компьютере, экскурсии, походы, активное обсуждение любимых героев литературных произведений. Таких родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Следовательно, задача каждого педагога - разработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.

Рекомендации родителям по воспитанию одаренных детей

старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;

старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;

избегайте сравнивать детей друг с другом;

поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;

поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов;

способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;

дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;

не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;

будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;

находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Приложение 1

Мероприятия по реализации проекта «Одарённые дети» 

Создания детских клубов, студий, проектов с учетом основных видов детской одаренности

Содержание деятельности

Ответственные

1

Разработка и реализация проектов для одарённых детей интеллектуальной направленности:«Умники и умницы», «Интеллект Родничка»

дефектолог

2

Разработка и реализация проекта для одарённых детей художественной направленности: область художественного творчества  «Юные художники»

Воспитатель изодеятельности

3

Разработка и реализация студий для одарённых детей художественной направленности: область исполнительского мастерства  «Звонкие голоса», «Танцующие звезды»

Музыкальные руководители

4

Разработка и реализация проекта для одарённых детей художественной направленности: актерские способности - «Маленькие артисты»

Воспитатель

5

Разработка и реализация программы спортивной для детей психомоторной одарённости:  «Олимпийские надежды ДОУ»

Физрук

6

Разработка и реализация проектов для детей с творческой одаренность (креативность) «Наши оригиналы», «На крыльях творчества»

Творческая группа

3

Разработка и реализация проекта для детей  с академической одаренностью:«Знатоки природы»

Воспитатели на группах

Приложение 2

БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ  (образец)

п/п

Ф.И.О.

ребенка

Год

занесения в

базу данных

Группа

Дата

рождения

Область

деятельности

(конкретно)

Педагог-

наставник

Домашний адрес,

телефон

Руководитель творческой группы ОД ____________________________________________________

(подпись)

Приложение 3

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  

п/п

Ф.И.О.

ребенка

Результативность участия

Уровень

Дата

Руководитель творческой группы ОД _________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

ПРОЕКТ «Одарённые дети»

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми ...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

"Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости"

Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно утвердились в ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Инновационный проект «Одарённые дети»

Инновационный проект«Одарённые дети»...