Главные вкладки

    Методические рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Офицерова Елена Владимировна
    Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации   для педагогов по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников

    Упражнения, которые помогут ребенку усовершенствовать   навыки:

    Массаж

    Воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это способствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность мозга, тонизирует весь организм

    Игры с использованием художественного слова

    Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны. Они увлекательны и способствуют развитию творческой деятельности. Взаимодействие слов и движения доставляет детям радость, развивает слух и ритмические способности.

    Пальчиковые игры (с использованием предметов, карточек)

    К трём годам малыш готов к играм-занятиям, целенаправленно развивающим его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление. Эти игры помогают стимулировать его воображение, развивать творческие способности

    Игры – шнуровки широко представлены от шнуровок – пуговиц, до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу Игры – шнуровки широко представлены от шнуровок – пуговиц, до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу

    Игры с прищепками 

    Цель игры – научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки. Для игры понадобятся деревянные или пластмассовые прищепки. Главное, чтобы ребёнку было под силу их открывать

    Также потребуются трафареты из картона. Чтобы малышу было интересно, используем трафареты в форме животных, тучки, дерева.

    Игры с крупами

    Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой

    Ребёнку предлагаем пересыпать из одной ёмкости в другую двумя пальчиками или разложить по разным баночкам фасоль и горох.

    Дети любят рисовать. На поднос тонким слоем  насыпаем манку и пальчиком проводим по крупе. Затем предлагаем ребёнку рисовать различные фигуры самостоятельно. Игра оказывается очень результативной в работе по развитию речи и воображения детей.  Выполняя задания, ребёнок учится соизмерять движение руки.

    Игры с мелкими предметами (пуговицы, ракушки, камушки, бусины и т.д.).

    Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром) малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно – образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности малыша.  Жёлуди, палочки, пуговицы и др. можно использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причём все эти предметы можно использовать и в одном рисунке

    Из палочек хорошо получаются звёзды, ёжики, машины и т.д. Желательно, чтобы счётные палочки были не гладкие, а ребристые – это служит дополнительным массажем для пальчиков.

    Проводить игры нужно эмоционально, доброжелательно. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход.

    Упражнения следует проводить регулярно, при этом дети быстро осваивают упражнения для развития моторики.

    Используя игры, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Все упражнения необходимо дублировать: выполняя и правой и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики.

    Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

    Работа по развитию моторики начинается с освоения наиболее лёгких упражнений, которые включаются в образовательную деятельность: растирание ладошек, поглаживание, сгибание и разгибание пальцев.

    При регулярном включении физкультминуток и игр в распорядок дня, дети быстро осваивают упражнения для развития моторики.

    Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений и использованием мелкого материала.

    Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро  иссякает.

    Все упражнения для пальцев нужно  превращать в игру, укрепляющую не только руки детей, но и их внимание, память, мышление и воображение.

    Работа с родителями по развитию мелкой моторики.

    В данной работе необходимо тесное сотрудничество с родителями. Для этого необходимо в уголке для родителей разместить статьи и образцы игр, провести беседы   для того чтобы и они могли выполнять с детьми эти упражнения во время игр дома. Необходимо рассказать родителям о важной роли развития моторики в речевом развитии дошкольников. Предлагается проводить такие мероприятия, как:

    Родительское собрание. Включение вопроса « О взаимосвязи развития мелкой моторики и формирования речи детей» (сентябрь). Пополнение материала  (приобретение игр, пособий; изготовление пальчиковых театров, используя различный материал).

    Консультации: Папка для родителей « Развитие мелкой моторики».

    День открытых дверей. (1 раз в квартал).

    Фотовыставки (1 раз в квартал).

    Родительское собрание (подведение итогов работы за учебный год май).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников"

    Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не ...

    Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников посредствам использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием нетрадиционной изодеятельности....

    Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников"

    Цель проекта: укрепление психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пальчиковыми играми.Цель достигается в процессе решения поставленных...

    План самообразования на 2016 - 2017 учебный год "Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников через различные виды деятельности, как один из методов развития речи"

    laquo;Источники творческих способностей и дарования детей –на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами:чем...

    Методические рекомендации для родителей: "Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников"

    В своей работе мы опираемся на то, что для полноценного формирования навыков устной речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры г...

    «Бусины Пюсла – одно из эффективных средств развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников».

    Консультация для родителей о пользе термомозаики для развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников....