Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.
материал (младшая группа) на тему

Чешуина Наталья Равиновна

В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищаются своим чадом, который, в свои 2-3 года,  осваивает планшет лучше и быстрее,  чем любой взрослый. С каждым годом утрачивается традиция «играть всем двором» в различные русские народные игры. Если раньше родители не могли «загнать» ребенка домой с улицы, то сейчас не могут отправить поиграть  во двор, у детей пропадает интерес и потребность в общении через игровую деятельность. Русские народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми, именно они являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищаются своим чадом, который, в свои 2-3 года,  осваивает планшет лучше и быстрее,  чем любой взрослый. С каждым годом утрачивается традиция «играть всем двором» в различные русские народные игры. Если раньше родители не могли «загнать» ребенка домой с улицы, то сейчас не могут отправить поиграть  во двор, у детей пропадает интерес и потребность в общении через игровую деятельность. Русские народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми, именно они являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания. 

Как показала практика, прививать любовь и интерес к русским народным играм нужно с самого раннего детства.  С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Он попадает в новую обстановку, в которой чувствует себя дискомфортно, что отражается в его поведении и настроении. Именно поэтому основная задача воспитателя - отвлечь ребенка, и заинтересовать его, каким либо видом деятельности. Особое внимание, в работе с детьми первой младшей группы мы уделяем игре, и не просто игре, а именно русской народной игре. Ведь, как известно, все народное – просто, доступно, интересно, не требует специального игрового оборудования. Хороводы и хороводные игры – верные помощники в организации детей.
Они сплачивают, сближают, воспитывают чувство коллективизма.
Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».

Народные подвижные игры обеспечивают разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому мы используем народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Наиболее интересны и востребованы детьми следующие игры:

  • русские народные хороводные игры: «Каравай», «Пузырь».  «Дубок», «Мыши водят хоровод», «Карусель». «Паучок» ;

В организации хороводных игр нам помогает «карусель»- обруч с прикрепленными лентами четырех основных цветов. Хочется отметить, что такое оборудование включает в себя интеграцию всех образовательных областей (область физического развития (подвижные и малоподвижные хороводные игры) интегрирует с познавательным развитием (уточнение и закрепление знаний детьми основных цветов, речевым развитием (совместное проговаривание слов подвижных и малоподвижных хороводных игр, художественно-эстетическим развитием (организация подвижных и малоподвижных хороводных игр с музыкальным сопровождением, а также социально-коммуникативным развитием (дети играют рядом друг с другом).

  • подвижные игры: «Гуси-лебеди»,  «Ручеек», «У медведя во бору», «Лохматый пес» и др.; игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке»;
  •  игры  забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.
  • бессюжетные народные игры  «Догоните меня», «Догоню», «Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?». Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения па слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия, ориентироваться в пространстве.

Несмотря на то, что бессюжетные народные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Поэтому мы подбираем игры так, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим, детей упражняем в равновесии ( русская народная игра «По ровненькой дорожке»). Сначала им предлагается ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (по дорожке), затем по доске, лежащей на полу, по скамье, по наклонной доске, по доске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т. д. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

Таким образом, знакомя ребенка с русскими народными играми, мы:

  • развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;
  • воспитываем у детей любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
  • расширяем и обогащаем игровые действия детей;
  • развиваем двигательную активность;
  • укрепляем здоровье детей;
  • обогащаем словарь.

В заключении хотелось бы сказать о том, что русские народные игры, не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты только тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство воспитания в младшем дошкольном возрасте

Представлен теоретический материал условий развития и руководства театрализованной деятельностью дошкольников, а так же план руководства деятельностью в младшей группе ДОУ....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

«Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

                                 Устное народное творчество является для детей дошкольного возраст...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...

Дидактическая игра как средство воспитание детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...

Игра – как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни...

Народные сказки как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта

Народные сказки как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта  «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крох...