Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»
консультация (младшая группа) по теме

Маркова Надежда Григорьевна

Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель существенно влияет на микроклимат группы. Фактически именно он создает этот климат, атмосферу раскованности, искренности, занимая позицию равноправного партнера. Большое значение для равноправного общения имеет организация пространства. В частности, при взаимодействии с ребенком воспитателю желательно использовать позицию «глаза на одном уровне», исключающую пространственное доминирование педагога. Кроме этого, имеет смысл при организации занятий, бесед с детьми садиться или становиться таким образом, чтобы все партнеры могли видеть глаза друг друга (оптимальной является форма круга).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Создание позитивного микроклимата

в группе детского сада»

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Наиболее благоприятными условиями для воспитания гуманных чувств и отношений являются:

- эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе;

- сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия;

- организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности педагог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений;

- уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.

Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель существенно влияет на микроклимат группы. Фактически именно он создает этот климат, атмосферу раскованности, искренности, занимая позицию равноправного партнера. Большое значение для равноправного общения имеет организация пространства. В частности, при взаимодействии с ребенком воспитателю желательно использовать позицию «глаза на одном уровне», исключающую пространственное доминирование педагога. Кроме этого, имеет смысл при организации занятий, бесед с детьми садиться или становиться таким образом, чтобы все партнеры могли видеть глаза друг друга (оптимальной является форма круга).

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Организуя деятельность детей, воспитатель создаёт условия для формирования их взаимоотношений. В деятельности возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления ребёнка (иногда такие ситуации создаются педагогом специально). Поэтому так важно вовлекать детей в совместную деятельность с педагогом и друг с другом (игру, инсценировку сказок, рисование, пение, двигательные импровизации, в проведение прогулок и экскурсий и др.).

Общение воспитателя с ребенком имеет исключительно важное значение для дошкольника: оно помогает налаживать отношения со сверстниками, организовывать разнообразную деятельность, поддерживать эмоциональный комфорт в группе. Например, высказывать одобрение, когда ребенку удается ярко проявить положительные эмоции "Как весело ты улыбаешься, даже глазки блестят! Посмотри на себя в зеркало, какой ты красивый сейчас!". Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребенка, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину его душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержанны, нетерпеливы, суетливы. Другие медлительны, не сразу включаются в занятия, игру. В первом случае дети нуждаются в особо строгом соблюдении режима, правильном чередовании отдыха и работы, требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей отрицательно действует обилие впечатлений. В общении с ними всегда необходим спокойный, уравновешенный тон. Медлительным, вялым детям чаще дают поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд. Тон общения с такими детьми должен быть жизнерадостным.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д. Такие игры, как "Книжка - угадай-ка", "Вместе с мишкой", «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу используются различные игры и игровые упражнения, которые выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. (Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.).

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Повторяясь многократно в различных режимах такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание и т.д. доставляют ребенку радость; дети осваивают, что и, как и в какой последовательности надо делать. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Другой, также весьма эффективный способ – использование игр (игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки). Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни. Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру- занятие «Мы умываемся» можно проводить после сна, непосредственно перед умыванием. В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы.

Для создания позитивной атмосферы используются и дидактические игры, например, «Оденем куклу» способствует появлению ряда игр в «детский сад»: малыши не только одевают и раздевают кукол, но и укладывают их спать, кормят, поют, пляшут с ними.

Проводятся также игры с использованием домашнего труда (дети кормят кукол, готовят им обед); поездки на транспорте (дети составляют стульчики и едут на машине); катание в коляске и в машине кукол, мишек и других игрушек; изображение музыкального занятия (дети играют на «пианино», поют, пляшут с куклами); изображение животных (малыши бегают, лают, как собачки, прыгают, как зайчики); игры со строительным материалом (дети строят домик, горку, забор, мебель.

Однако, игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребенку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучить малыша, воспитатель может проделать с куклами и другими игрушками, причем ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь влияя на воображение и чувства ребенка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая елочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино — устроить музыкальное занятие. Дети находят разнообразное применение игрушке-материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, дощечки, картонные коробки). Малыши быстро осваивают этот материал: лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробки — в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется и тем, что в этом возрасте дети, сами заменяют в игре один предмет другим. Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Воспитатель должен уделять внимание каждому ребенку, следить за тем, чтобы он нашел себе любимую игрушку, чтобы ему было радостно и весело.

В группе должно быть множество игрушек, игровой материал для разнообразной деятельности, чтобы привлечь внимание малышей, стимулировать и побуждать к игре, активизировать процесс их развития. Яркие впечатления, которые ребенок получает от взаимодействия с такой предметной средой, вызывают яркий эмоциональный отклик в его душе.

Таким образом, на позитивный микроклимат также оказывает влияние игровой материал (игрушки): игрушечная кухонная плита, игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и транспорт – грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребёнок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол. Кроме того, малышам очень нравится игрушечный бассейн, заполненный крышками от бутылок, различной величины, формы и цвета.

Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.

На благоприятную атмосферу также оказывают произведения фольклора (потешки, попевки, детские песни), которые создают малышам эмоциональный комфорт. Ласково напевая и используя нежные прикосновения рук, поглаживание, покачивание ребенка – все это создает общий положительный эмоциональный фон.

Содержание работы воспитателя ДОУ, таким образом, включает в себя следующее:

- формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).

-формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

-формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;

-формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

И, конечно, в работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, семинары-практикумы.

Такая система работы дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе -  все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Литература

  1. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2000. – 144 с.
  2. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество России, 1999.- 255 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкального воспитания.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, к...

Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкального воспитания.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, к...

Консультация для воспитателей Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок»  муниципального образования Тимашевский район...

Консультация для воспитателей «Создание мини-музеев в детском саду»

Музей (c греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры,...

Консультация для воспитателей. «Речевая среда в группе детского сада»

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное...

Консультация для воспитателей «Талантливый ребёнок в группе детского сада»

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренност...

Консультация для воспитателей «Уголок природы в группе детского сада»

Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения ...