Театральная деятельность как средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального развития ребенка (практические советы).
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Предлагаю вашему вниманию статью на тему "Театральная деятельность как средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального развития ребенка" с разработкой театрального занятия для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная деятельность как средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального развития ребенка (практические советы).

Безусловно, что в театральной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театральные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительной деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е.  владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированннее должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется – дети очень тонко преувеличение и фальшь.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Педагог должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие дети. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

Подготовка к театральной деятельности детей должна проходить в несколько этапов.

Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем произвести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение. Это подчеркивал В.А.  Сухолимский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Если ребенок проявляет эмоциональную активность во время чтения произведения или просмотра мультфильма, разумеется, не следует делать детям замечаний, призывать их сидеть тихо. Это помешает им полноценно переживать события сказки, а педагогу не позволит наблюдать их эмоциональную реакцию, что в свою очередь затруднит ему дальнейшую работу.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать различные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся…») Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей изображенных на картинке («Что с ним? «Почему он плачет? и др.).

После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше.

Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

  • во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения  сказочных героев)
  • в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомимике)
  • в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
  • в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передавать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от Лисы Маши?» и т.д.).

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться  как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действия за каждого) и т. д. Тикам образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести детям с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т.д.)  Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, следует неоднократно поупражняться самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и т.д.) и способами их вербального и невербального общения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», Н. Носов «Живая шляпа» и др.), дискуссии по рассказам из личного опыта и по вернисажу картин, прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда …», «Я грущу, когда…» и т.д.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности детей, когда каждый ребенок может проявить себя в какой-то роли, при этом необходимо чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Развитие театральной деятельности в дошкольных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия  родителей. Их можно привлечь к участию в тематических вечерах, совместно с детьми в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Таким образом, использование театральной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка возможно при реализации следующих условий:

  • единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
  • насыщенности этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • наличия интересных методов и приемов работы с детьми;
  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых.

Сценарий театрального занятия « Айболит и воробей» в старшей группе

Цели: помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Содержание: 1) знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей»; 2) беседа о настроении героев сказки; 3) практическое задание.

Ход занятия:

Педагог встречает детей под какую-либо музыку словами:

Проходите, проходите,

Очень рада видеть вас!

С интересной новой сказкой

Познакомлю я сейчас.

Все в ней есть: печаль и радость,

Зло, коварство, доброта.

В этой сказке говорится

Про Айболита и воробья.

Читает сказку «Айболит и воробей» К. Чуковского.

Вопросы к детям:

О чем эта сказка?

Какие герои вам понравились? Почему?

Далее дети вместе с педагогом выделяют, какое настроение было у каждого героя сказки в начале и как оно менялось в разных ситуациях.

Затем воспитатель предлагает практическое задание. У каждого ребенка набор карточек-пиктограмм с изображением эмоций радости, грусти, злости, страха.

Педагог называет различные ситуации из сказки, а дети отгадывают настроения, поднимая нужную пиктограмму (например, злая змея укусила воробушка – ребятам нужно показать эмоциональное состояние змеи, воробья и т.д.).

По окончании воспитатель просит детей напомнить, с какой сказкой они познакомились.

Звучит музыка, и педагог прощается со словами:

Пришло время расставаться

И с героями прощаться.

Но не будем унывать,

Сказку будем снова ждать.

Сказка в гости приходи

И ребят повесели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей по теме:"Включи светофор" для детей 2 младшей группы

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей  "Включи светофор" для 2 младшей группы....

Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию по теме: " Путешествие в весенний лес" для детей 2 младшей группы.

Путешествуя по  лесу, дети знакомятся с признаками весны. Свои впечатления дети отражают в картине, которую создают с помощью сухой аппликации....

Конспект образовательной деятельности в областях "Речевое и художественно-эстетическое развитие" Звуковая культура речи. Звук "Ц". для детей 4-5 лет " Цыплята в гостях у бельчат"

Занятие разработано и проведено для педагогов образовательного комплекса в рамках обмена опытом в области речевое развитие....

«Поможем божьей коровке». Интегрированное занятие по театрально-игровой деятельности в первой младшей группе. Художественно-эстетическое развитие.

 Цели: учить детей внимательно наблюдать за кукольным представлением, узнавать кукол изображающих различных насекомых, эмоционально откликаться на разнохарактерные музыкальные произведения.  Вызвать и...

«Поможем божьей коровке». Интегрированное занятие по театрально-игровой деятельности в первой младшей группе. Художественно-эстетическое развитие.

Цели: учить детей внимательно наблюдать за кукольным представлением, узнавать кукол изображающих различных насекомых, эмоционально откликаться на разнохарактерные музыкальные произведения. Вызват...

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития.

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития.  Дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных...