эссе взаимодействие с семьями воспитанников
консультация (средняя группа) на тему

гунина татьяна ивановна
 
БОУ ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
 
Кафедра дошкольного образования
 
 
 
 
ЭССЕ на тему
«Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста»
 
Слушателя: 
Гуниной Татьяны Ивановны
Научный руководитель:
 
 
 
 
 
 
 
Чебоксары 
 2015
 
 
 «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. 
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада.
Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. 
В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Н.К.Крупская «Педагогические сочинения».
Воспитывает ребенка всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
 
 
 
    С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Без семьи, родных людей, тяжело бывает. Семья даёт поддержку, опору, уверенность. Конечно, в семье бывают и разногласия, разные точки зрения на тот или иной вопрос. Но в ходе семейного совета всё разрешается благополучно. Каждый член семьи старается понять друг друга. 
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. 
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»  обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Взаимодействие ДОУ с семьей требует нового подхода.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Воспитание – процесс долгосрочный, трудоемкий  и не обещающий быстрых результатов. Сколько нужно вложить любви, заботы, знаний в маленького человека, чтобы он вырос здоровым, развитым, радующим своих родителей и воспитателей достижениями и успехами в развитии и обучении.
К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким –  и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания».
Л. С. Выготский писал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений.
Известный чешский педагог Я. А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребёнка. Он предложил для детей от рождения до 6 лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды он изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребёнка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное русло.
Подтверждая идею Коменского, по мнению Песталоцци, мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует её ребёнок, к чему он способен, чего желает. «Час от рождения ребёнка – это первый час его обучения».- говорил Песталоцци. Видел мать, как основного воспитателя для ребёнка. Он разработал методику первоначального воспитания в семье. Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института пособие «Книгу матерей или Руководство для матерей. Как им научить своих детей наблюдать и говорить».
Исключительную важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста К. Д. Ушинский отводил матери. Являясь воспитательницей своих детей она становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский «вытекает уже само собой необходимость полноценного всестороннего образования для женщин».
Л. Н. Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах.
А. С. Макаренко главным условием семейного воспитания считал наличие полной семьи, где отец и мать живут дружно с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение. Его известное высказывание: «Как можно больше требовательности к ребёнку, как можно больше уважение к нему». В своих работах, посвященных семейному воспитанию, убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с первых минут его жизни.
 Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно-развивающим и досуговым семейным центром.
Для успешного развития ребенка необходимо вовлечение  родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Каждая из сторон воспитания – и педагоги, и родители вносят свой вклад в становление личности будущего гражданина своей страны. Но самый ценный вклад – это плодотворное сотрудничество обеих сторон, когда родители и педагоги не по разные стороны “баррикад” воспитания, а на одной стороне, в согласии и взаимодействии, едины в требованиях и методах воспитания.  Именно атмосфера сотрудничества, единые требования со стороны взрослых,  позитивное общение дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, а родителям – отойти от всезнающего взрослого, позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка.
Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Родительский лекторий «Взаимодействие семьи и детского сада в интересах развития личности ребёнка», «Школа молодого родителя» и другие – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.
Тематические встречи по обмену опытом воспитания детей  « Отцы и дети», «Как воспитать настоящего гражданина», «Школа и семья в XXI веке». Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Организация родительского клуба «Компетентные родители» связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их  педагогической культуры. Заседания клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога и родителей. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Педагогу следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать такую обстановку, которая будет располагать «излить» душу.
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.
Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
На сегодняшний день можно сказать, что во многих дошкольных учреждениях города Чебоксары  сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы в данном направлении показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство  неотделимо от компетентного родительства.
Из этогоследует, что  семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь человека. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Для маленького ребёнка семья- это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.
К выше изложенному материалу хочу добавить моё авторское стихотворение.
Что такое семья?
Семья – это счастье, любовь и тепло!
Семья – это нежность, уют и добро!
Хотя и в семье бывает разлад,
Но каждый друг другу всегда очень рад.
И мы понимаем, что счастье в семье
Даёт нам уверенность в завтрашнем дне.
Так будем беречь мы нашу семью!
И чувствовать, верить в надежду свою!
Список литературы:
Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66-70.
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52-58.
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82-92.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23-31.
Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. – С. 41-49.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25-26.
Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуев Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики /Под ред. С. Ф. Егорова.  М., 2001.-320с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями.  М. 2005.-80с.
История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева.  М., 1999.-520с.
История зарубежной дошкольной педагогики /Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.  М., Пр., 1986.-464с.
Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2014. – 78 с. – (Образование в документах и комментариях).
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей.  М.: Сфера, 2004 – 112 с.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений.   М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232.
Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. – С. 57-59.
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. – С. 8-13.
 
ЭССЕ на тему
«Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста»
 
Слушателя: 
Гуниной Татьяны Ивановны
Научный руководитель:
 
 
 
 
 
 
 
Чебоксары 
 2015
 
 
 
 
ПЛАН:
 
 
Введение……………………………………………..
Основная часть
1.
2.
3.
4. Заключение……………………………………………
5.Список литературы…………………………………....
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. 
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада.
Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. 
В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Н.К.Крупская «Педагогические сочинения».
Воспитывает ребенка всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
 
 
 
    С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Без семьи, родных людей, тяжело бывает. Семья даёт поддержку, опору, уверенность. Конечно, в семье бывают и разногласия, разные точки зрения на тот или иной вопрос. Но в ходе семейного совета всё разрешается благополучно. Каждый член семьи старается понять друг друга. 
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. 
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»  обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Взаимодействие ДОУ с семьей требует нового подхода.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Воспитание – процесс долгосрочный, трудоемкий  и не обещающий быстрых результатов. Сколько нужно вложить любви, заботы, знаний в маленького человека, чтобы он вырос здоровым, развитым, радующим своих родителей и воспитателей достижениями и успехами в развитии и обучении.
К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким –  и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания».
Л. С. Выготский писал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений.
Известный чешский педагог Я. А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребёнка. Он предложил для детей от рождения до 6 лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды он изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребёнка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное русло.
Подтверждая идею Коменского, по мнению Песталоцци, мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует её ребёнок, к чему он способен, чего желает. «Час от рождения ребёнка – это первый час его обучения».- говорил Песталоцци. Видел мать, как основного воспитателя для ребёнка. Он разработал методику первоначального воспитания в семье. Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института пособие «Книгу матерей или Руководство для матерей. Как им научить своих детей наблюдать и говорить».
Исключительную важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста К. Д. Ушинский отводил матери. Являясь воспитательницей своих детей она становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский «вытекает уже само собой необходимость полноценного всестороннего образования для женщин».
Л. Н. Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах.
А. С. Макаренко главным условием семейного воспитания считал наличие полной семьи, где отец и мать живут дружно с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение. Его известное высказывание: «Как можно больше требовательности к ребёнку, как можно больше уважение к нему». В своих работах, посвященных семейному воспитанию, убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с первых минут его жизни.
 Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно-развивающим и досуговым семейным центром.
Для успешного развития ребенка необходимо вовлечение  родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Каждая из сторон воспитания – и педагоги, и родители вносят свой вклад в становление личности будущего гражданина своей страны. Но самый ценный вклад – это плодотворное сотрудничество обеих сторон, когда родители и педагоги не по разные стороны “баррикад” воспитания, а на одной стороне, в согласии и взаимодействии, едины в требованиях и методах воспитания.  Именно атмосфера сотрудничества, единые требования со стороны взрослых,  позитивное общение дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, а родителям – отойти от всезнающего взрослого, позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка.
Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Родительский лекторий «Взаимодействие семьи и детского сада в интересах развития личности ребёнка», «Школа молодого родителя» и другие – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.
Тематические встречи по обмену опытом воспитания детей  « Отцы и дети», «Как воспитать настоящего гражданина», «Школа и семья в XXI веке». Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Организация родительского клуба «Компетентные родители» связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их  педагогической культуры. Заседания клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога и родителей. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Педагогу следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать такую обстановку, которая будет располагать «излить» душу.
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.
Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
На сегодняшний день можно сказать, что во многих дошкольных учреждениях города Чебоксары  сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы в данном направлении показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство  неотделимо от компетентного родительства.
Из этогоследует, что  семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь человека. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Для маленького ребёнка семья- это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.
К выше изложенному материалу хочу добавить моё авторское стихотворение.
Что такое семья?
Семья – это счастье, любовь и тепло!
Семья – это нежность, уют и добро!
Хотя и в семье бывает разлад,
Но каждый друг другу всегда очень рад.
И мы понимаем, что счастье в семье
Даёт нам уверенность в завтрашнем дне.
Так будем беречь мы нашу семью!
И чувствовать, верить в надежду свою!
Список литературы:
Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66-70.
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52-58.
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82-92.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23-31.
Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. – С. 41-49.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25-26.
Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуев Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики /Под ред. С. Ф. Егорова.  М., 2001.-320с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями.  М. 2005.-80с.
История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева.  М., 1999.-520с.
История зарубежной дошкольной педагогики /Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.  М., Пр., 1986.-464с.
Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2014. – 78 с. – (Образование в документах и комментариях).
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей.  М.: Сфера, 2004 – 112 с.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений.   М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232.
Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. – С. 57-59.
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. – С. 8-13.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

Сценарий интеллектуального турнира между семьями воспитанников подготовительных групп «Мама, папа, я – интеллектуальная семья!»

Интеллектуальный конкурс между семьями, включающий в себя задания по различным областям программы, а так же творческие задания (загадки. ребусы, головоломки, танцевальные паузы, задания на воображение...

Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта «Родословная моей семьи»

Хочу представить Вам свой опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников в  рамках проекта «Родословная моей семьи».Это  условное название и оно отражает работу не только ...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...