Главные вкладки

    Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
    статья по теме

    Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_psihologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_2.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

    В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

    Основные задачи, стоящие  перед дошкольным  образованием -  воспитывать активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностей. Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – детский сад».

    Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.

    Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются  духовно – нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом.

    В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании.

    Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:  

    1. чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
    2. нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров.

    Нарушенная система семейных отношений, прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка, его притеснению, вплоть до насилия.

    Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них детско-родительской гостиной «Семь – Я» на базе МДОУ детский сад «Огонек» р.п. Линёво.

    Исходя из задач МДОУ, реализующего комплексную  программу «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» авторы: В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина,  разрабатываются планы работы с детьми, имеющими коммуникативные проблемы; так же планируется  работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении. На основании данных наблюдений за поведением детей в среде сверстников и взрослых; наблюдений за детско-родительскими отношениями; индивидуальных бесед с каждым ребёнком, его родителями; психологических тестов для детей (тест Рене Жиля, тест на выявление самооценки  «Лесенка», рисуночный тест «Моя семья») определяется проблема, имеющаяся у ребёнка.

    Самое сложное в этой работе – установление первого контакта, так как семьи «группы риска» недоверчивы или часто вообще отказываются общаться, количество  таких семей растет с каждым годом. Важно сообщить цель и задачи своей работы, расположить к себе родителей. Таким семьям в нашем детском саду оказывается консультативная, координационная помощь.

    Дети из таких семей «группы риска» часто не умеют общаться, они нервозны, добиваются внимания и в то же время его отторгают. Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, они часто конфликтуют со своими сверстниками. Поэтому первостепенной задачей специалистов ДОУ является создание благоприятного психологического климата, внимательное, доброжелательное отношение к детям. Во время этических бесед и специально создаваемых педагогических ситуаций детям в игровой форме прививаются правила поведения в обществе. Манерам поведения, взаимоотношениям с людьми ребенок учится у родителей (членов семьи), воспитателей в детском саду, в коллективе сверстников.

    Воспитание в семье отличается эмоциональной насыщенностью отношений между родителями и ребенком: вниманием, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ним. Именно в семье удовлетворяется фундаментальная потребность ребенка быть принятым и любимым.

    Целью работы нашей гостиной является – формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

    1. установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
    2. активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях, предупреждения появления отчуждения между ребенком и его семьей.

    В рамках гостиной  совместно решаются  следующие задачи:

    1. объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом их интересов и особенностей, прав и обязанностей;
    2. осуществление индивидуального подхода, как главного условия развития и воспитания личности ребенка;
    3. совместная забота о здоровье детей (психическом, физическом, психологическом);
    4. предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями);
    5. совместная деятельность по созданию в ДОУ благоприятной воспитательно-образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата в семьях воспитанников.

    Решить данные задачи можно только на основе доверительных отношений педагога и членов семьи ребенка и при осознанности родителями своей воспитательной роли, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

    Задачами работы педагога-психолога по оказанию психолого-педагогической поддержки ребенку и его семье являются:

    1. Создание благоприятных социально-психологических условий для развития ребенка.
    2. Активизация внутреннего потенциала участников образовательного процесса, которыми являются: дети, родители и педагоги.
    3. Диагностика и мониторинг хода развития ребенка.

    Организация взаимодействия с семьями в нашем детском саду  в рамках детско-родительской гостиной предполагает проведение  мероприятий с участием родителей через тесную взаимосвязь специалистов:

    1. педагога-психолога;
    2. социального педагога;
    3. воспитателя – эколога;
    4. воспитателя изо;
    5. музыкального руководителя;
    6. инструктора по физическому воспитанию;
    7. учителями  - логопедами;
    8. воспитателями.

    Целью работы педагогов является  содействие полноценному психическому, психологическому и личностному развитию всех субъектов взаимодействия - педагогов, детей, родителей, способствует развитию диалогического общения между ними.

    Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:

    не поучать, а приглашать к сотрудничеству;

    находиться в партнерской позиции с родителями;

    показать родителям свое положительное отношение к их ребенку;

    вести конструктивный диалог с родителями.

      Основными принципами психолого-педагогической поддержки являются: гуманное отношение к ребенку и его семье, вера в их силы; профессиональное содействие и поддержка естественного развития.

    Направления работы детско-родительской гостиной:

    1. диагностическое;
    2. коррекционное;
    3. развивающее.

    Диагностическое направление предусматривает  выявление семей группы риска (неполные семьи, матери – одиночки, многодетные, опекаемые, асоциальные), изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания детей.  В результате проведённой диагностики нами были выявлены «Семь проблем «Я» замкнутый, агрессивный, застенчивый, недисциплинированный, импульсивный, гиперактивный, неуверенный в себе ребенок.

    Коррекционное направление предусматривает привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения, через совместные занятия детей и родителей с педагогом-психологом и  социальным педагогом, направленные на создание положительного эмоционального фона, чувства партнерства, взаимопонимания, развития коммуникативных навыков.

         Занятия построены таким образом, что на протяжении большей части времени родитель и ребенок находятся в тесном тактильном контакте. Обязательная часть занятия – творческое задание, в ходе которого родитель и ребенок не только осваивают и отрабатывают навыки творческой деятельности, но и получают ценный опыт сотворчества. Совместное творческое задание используется как для диагностики характера детско-родительских отношений и стиля общения, так и для их коррекции.

    Развивающее направление предполагает проведение  мероприятий с участием родителей, детей и педагогов ДОУ: музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателя – эколога, воспитателя изо и учителя  - логопеда с целью всестороннего развития личности ребенка, сближения членов семьи.

    В работе с семьями в рамках детско – родительской гостиной используем следующие  формы совместной работы:

     Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, беседы, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, уроки  для родителей, лекции, пользуются успехом родительские посиделки, где родители в непринужденной обстановке могут поделиться своим опытом воспитания детей, обсудить методы семейного воспитания, получить ответ на заданный вопрос,  проводятся индивидуальные консультации для родителей, оформление информационных листков, памяток на интересующие родителей темы. В детском саду существует почтовый ящик, через который родители могут в письме задать вопрос и получить на него ответ, написать отзыв о работе  д/с, оставить свои пожелания. Это позволяет в дальнейшем при планировании учитывать интересы семьи, помогает наладить контакт с семьями воспитанников.

     Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: совместные занятия, акции, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования.

    Внутренним содержанием благоприятных социально-психологических условий является создание особого психологического климата, без которого невозможна активизация внутреннего потенциала ребенка и его семьи. При этом большое внимание уделяется работе с родителями, поскольку именно от них зависит психологический климат в семье.

          Установление доверительных отношений с родителями и детьми, оказание им эмоциональной поддержки, содействие в решении психологических проблем, создает общее поле взаимодействия и служит для активного вовлечения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с их детьми.

    За период существования детско-родительской гостиной мы наблюдаем:

    Положительную  динамику эмоционального и психического здоровья, коммуникативных умений и навыков детей коррекционно-развивающей группы.

    Положительную  динамику компетентности родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.

    Осознание родителями доминирующей роли семейного воспитания.

    Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.

    Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку.

    Углубление эмоциональной связи родителей с ребенком на уровне телесного опыта.

    Умение родителей замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, уважать его желания и потребности, быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

    Социальная адаптация детей и овладение навыками общения и поведения со сверстниками и взрослыми.

    Углубление эмоционального контакта, телесного и делового общения с родителями, общее (эмоциональное,  интеллектуальное, речевое и моторное) развитие.

    Овладение  навыками совместной творческой деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ

    Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, кото...

    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников в условиях ФГОС ДО

    Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренн...

    Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе

    Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе разработан в помощь воспитателям стремящихся развивать способности детей....

    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

     Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовате...

    Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников в рамках образовательного процесса: опыт ДОУ

    В рамках работы городской проектной площадки  мы реализуем проект по теме: «Образовательная среда детского сада как условие развития и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками&raq...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей в условиях Консультационного центра

    Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы в условиях консультационного центра с детьми с особыми образовательными потребностями и их семьями...

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

        Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технолог...