Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников в рамках образовательного процесса: опыт ДОУ
методическая разработка на тему

В рамках работы городской проектной площадки  мы реализуем проект по теме: «Образовательная среда детского сада как условие развития и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками»

 

   Одной из составляющих частей модели развивающей образовательной среды нашего дошкольного учреждения является пространство развития родителей, которое предполагает интеграцию семьи в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sidorova_t.v.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников в рамках образовательного процесса: опыт ДОУ

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 56»

Сидорова Татьяна Владимировна

2 слайд

             В рамках работы городской проектной площадки  мы реализуем проект по теме: «Образовательная среда детского сада как условие развития и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками»

   Одной из составляющих частей модели развивающей образовательной среды нашего дошкольного учреждения является пространство развития родителей, которое предполагает интеграцию семьи в образовательный процесс.

3 слайд

  Работа условно разделена на три последовательных этапа. 
1.
Этап подготовительный.  На данном этапе проводилось:

Анкетирование родителей

- « Хорошо ли вы знаете своего ребенка»

- «Психолого-педагогический подход к ребенку»

- Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей»

- Анкета по оценке взаимодействия родителей с педагогами

- «Сотрудничество детского сада и семьи»

4 слайд

 Часть анкетирования проводилась онлайн с использованием Гугл аккаунта.

5 слайд

2. Анкетирование педагогов.

Мы изучали профессиональную компетентность педагогов  в освоении новых форм включения родителей в образовательный процесс (Анкета на определение уровня готовности педагога к инновационной деятельности (Н.В. Мищенко), а также выявляли способности педагога к творческому развитию в инновационной деятельности»)

На данном этапе также мы анализировали методическую и специальную литературы по проблеме и планировали разнообразные форм работы с родителями.

6 слайд

Результаты анкетирования родителей

Анализ анкетирования  показал, что у родителей есть определенные педагогические потребности:

- нехватка времени на совместное времяпрепровождение с ребенком;

- как использовать  гаджеты с пользой для ребенка;

- как помочь в освоении образовательной программы детям, испытывающим трудности в общении со взрослыми и сверстниками,

- как помочь ребенку быть более уверенным и решительным;

- как занять неусидчивого, невнимательного ребенка, чем его заинтересовать,

- как строить с ребенком бесконфликтные отношения,

- как лучше общаться с ребенком, поминать мотивы его поведения

Большая часть родителей отметили, что  хотели бы получать помощь от специалистов ДОУ в разных формах взаимодействия.

7 слайд

Анализ анкетирования  педагогов показал, что большая часть педагогов способны к творческому развитию в инновационной деятельности и обладают оптимальным уровнем готовности к освоению новых форм взаимодействия с родителями.

   На этом этапе важен правильный анализ эффективности тех или иных форм работы, выявление наиболее интересных на взгляд родителей мероприятий.

8 слайд
2.
Этап основной предполагает организацию взаимодействия с родителями, включающую в себя разнообразные формы, способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей, погружение их в воспитательно-образовательный процесс, участие в разнообразных мероприятиях.

9 слайд

     Первым важным мероприятием стало проведение педагогического совета с участием родителей - «Аукцион  педагогических идей  по нетрадиционным формам и методам работы с родителями». Педагоги ДОУ представляли лот – форму взаимодействия с родителями из своего педагогического опыта. Аукционеры (это коллеги и родители) оценивали каждый лот цветными фишками (принимаю, либо не принимаю данный лот), а также оставляли комментарии автору Лота.  Результатом данного мероприятия стало повышение творческой активности педагогов, создание условий для личной и профессиональной самореализации, выявление талантливых, творческих педагогов, публичное признание вклада педагогов в развитие ДОУ.

10 слайд

Познавательные формы взаимодействия  играют доминирующую роль среди форм общения педагог – родители.  По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Общие  родительские собрания, тематические консультации,  консультации специалистов.

11 Слайд

    На групповых родительских собраниях большей популярностью пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

  • С родителями был проведен круглый стол по темам-  «Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ»,  «Полезные интернет ресурсы для совместной деятельности детей и родителей»,
  • деловые игры – «Как понять своего ребенка»,  «Гармония общения», «Мамы, папы, в школу собирайтесь» (для родителей подг.  гр.)

12 слайд

  • были проведены мастер-классы: «Создание лепбуков с детьми», «Использование ИКТ технологий для сотрудничества ДОУ и семьи», «Создание коллективной презентации в гугл аккаунте»,  «Веселый язычок», «Развитие речевого выдоха», «Развиваем пальчики – развиваем речь» (для родителей логопедических групп), «Театр на столе», «Оригами – сказка руками», «Дерево добра», различные мастер-классы по декоративно-прикладному искусству.
  • также мы используем кейс-технологии. Родителям предлагаются педагогические ситуации, решение которых служат толчком для осмысления реальной проблемы.

12 Слайд

  • Еще одной формой сотрудничества является создание семейной библиотеки – родители участвуют в пополнении уголка чтения, тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
  • Укреплению детско-родительских отношений способствуют творческие мастерские, в которых дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. 
  • проектная деятельность -

13 Слайд

  • участие родителей в образовательной деятельности  способствует тому, что родители обучаются видам деятельности, которыми можно заняться с детьми дома, получают возможность помогать ребенку  в освоении программного содержания.
  • Многие родители  сталкиваются с трудностями как можно завлечь своего ребёнка, какую игру провести. Для этого в детском саду был организован  семинар «Игровой практикум»  для родителей  по проблеме обучения их различным видам игр с детьми. 
  1. Слайд

В детском саду регулярно проводятся дни «Добрых дел» (ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе) . Педагоги-психологи  ведут родительский  клуб, одной из новых форм взаимодействия с родителями стали душевные разговоры, на которых собираются родители, чьи дети имеют общие проблемы (например, леворукие дети, агрессивные и др.) – проводит педагог-психолог.

15 Слайд

        Большие возможности для вовлечения семей предоставляет такой раздел работы дошкольного учреждения, как досуговая деятельность:

  • Регулярно  в детском саду проводятся  тематические выставки поделок и рисунков детей и  родителей.
  • замечательная традиция - семейный театр – родители участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов, оформляют зал, готовятся к театрализованным представлениям вместе с детьми.
  1. Слайд

Родители активно участвуют в праздниках, утренниках, мероприятиях, викторинах, КВН.

  1. Слайд

В детском саду проводятся конкурсы семейных талантов, семейные спортивные встречи;

18 Слайд

Наглядно-информационные формы также являются неотъемлемой частью взаимодействия с родителями. Уголки для родителей, выставки, вернисажи детских работ, информационные листы. Родительская газета, папки–передвижки.

19 Слайд

Использование ИКТ технологий в работе с родителями ведется по следующим направлениям:

- онлайн-анкетирование через гугл аккаунт

- создание родителями коллективных презентаций (родители делились полезными интернет - ресурсами для детей, делали скриншот с сайта и вставляли в презентацию)

- создание картотеки полезных интернет ресурсов для родителей на сайте ДОУ

- знакомство с сервисом  для создания пазлов и сервисом для создания интерактивных заданий в разных образовательных областях

- использование инфографики (информацию в виде постеров и буклетов размещаем на информационных стендах и сайте ДОУ)

- создание картотеки веб-квестов для родителей и детей

20 Слайд

Заключительный  этап предполагает

- анализ мониторинга промежуточных результатов освоения детьми образовательной программы

- анкетирование родителей        

  Сводные диаграммы по результатам анкетирования были представлены на родительских собраниях, сводные диаграммы освоения детьми образовательной программы (конец года) – подтверждают положительную динамику развития.

21 слайд

    Надо признать, что нам повезло. Ведь у нас нет семей, НЕ готовых сотрудничать, не готовых к плодотворному взаимодействию.  И это не могло не дать успехов - благодаря им, администрации, педагогам, у детей:

-  снизилось агрессивное поведение с 68% до 30%;

- 5 неговорящих детей начали говорить;

- увеличился уровень развития образовательных навыков на 25

- уменьшились конфликтные ситуации с 30% до 7%.

   Дети активных родителей стали более уверенными, чаще проявляют инициативу и самостоятельность (все данные приведены с оценивания результатов психолога, логопеда, педагогов).

  Повысился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ (совместные творческие, спортивные, познавательные и социальные проекты; родительские собрания; консультации; мастер-классы и др.)

       Показателем результативности является повышение удовлетворенности родителей как уровнем воспитания и обучения детей в ДОУ, так и формами взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ.

    Повысилась удовлетворенность родителей услугами, предоставленными в ДОУ (по результатам анкетирования): с 67% до 88% в.

 Повысилась удовлетворенность родителей формами взаимодействия в ДОУ (по результатам анкетирования): с 54% до 92%.

 Сводные диаграммы по результатам анкетирования были представлены на родительских собраниях, сводные диаграммы освоения детьми образовательной программы (конец года) – подтверждение положительной динамики развития.