Мастер-класс для педагогов «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
материал

Зиганшина Дарья Минигалиевна

Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного образования осознанность, целесообразность и эффективность нестандартного проведения встреч с родителями либо работы среди педагогов.

Задачи:

  • Повышение педагогической и коммуникативной компетенции.
  • Развитие инновационных потенциалов.
  • Содействие повышению профессионального мастерства педагогов.
  • Оказание поддержки творчески работающим педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_zhurnal.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Подготовила: педагог-психолог

МДОБУ детский сад №1 р.п. Чунский

 Зиганшина Дарья Минигалиевна

Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного образования осознанность, целесообразность и эффективность нестандартного проведения встреч с родителями либо работы среди педагогов.

Задачи:

  • Повышение педагогической и коммуникативной компетенции.
  • Развитие инновационных потенциалов.
  • Содействие повышению профессионального мастерства педагогов.
  • Оказание поддержки творчески работающим педагогам.

Мастер-класс состоит из одной встречи. Рекомендуемое время встречи – 20 минут.

Материальное обеспечение: мультимедиа-проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки, памятки, материал для творчества (картинки, цветная бумага, клей, карандаши).

Актуальность. Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. В сегодняшних условиях для сохранения психологического здоровья ребенка требуется формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых, ведь именно в детстве закладывается основа личности ребенка и его судьба. Педагоги, родители и дети – все они являются участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Как правило, в работе дошкольного учреждения применяются традиционные методы работы: собрания, беседы, анкетирования, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы и др. Но часто как родители, так и педагоги остаются недостаточно активными и заинтересованными.

И в своей работе педагога-психолога я решила использовать такую нетрадиционную форму работы с родителями как психолого-педагогические гостиные. Я считаю, что такая форма работы позволит сблизить педагога-психолога с родителями и родители окунуться в жизнь детей. Эта форма показалась мне наиболее продуктивной и интересной. Здесь созданы условия для равноправного участия детей и взрослых в игре и продуктивной деятельности. Работа получается творческой, интересной, в результате – всегда есть продукт деятельности. Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет взрослым научиться по-новому, играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности в дальнейшем можно применять самостоятельно.

Основная цель проведения тематических психолого-педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей, педагогов и при их активном участии. В любой ситуации психолог должен стремиться привлечь родителей и педагогов к детской игре, дать им почувствовать ее значимость. Это способствует пониманию и принятию внутреннего, субъективного мира ребенка; помогает объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах развития ребёнка; способствует созданию условий для его самореализации.

В своей работе я опираюсь на материалы книги И.Ю. Запорожец «Психолого-педагогические гостиные в детском саду», в которой разработаны конспекты проведения гостиных. Автором предложено проведение гостиных в старшей и подготовительной группе, совместно с детьми и родителями. Книга очень интересная и полезная.

Структура каждой гостиной состоит из четырех частей:

Приветствие (обязательно проводятся ритуальные игры приветствия: «Здравствуйте»«Волшебный клубок»«Ласковое имя» и подобные, которые позволяют снять напряжение, создать положительный эмоциональный фон, настроиться на дальнейшее взаимодействие в группе).

Основная часть (проводятся разнообразные игры, соответствующие тематике гостиной. Например, такие игры как «Добрый ангел», «Волшебное зеркало», «Повтори движение» и др.)

Продуктивная деятельность (после игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей, это может быть совместное рисование, лепка из теста, создание коллажа. (Совместная деятельность способствует созданию позитивного психологического настроя, дает возможность почувствовать общность группы и каждой семьи в отдельности, знакомит родителей с вариантами домашних занятий с детьми).

Прощание (возможно проведение коротеньких игр-прощаний «Подарок группе»«Пожелание» и прочие, а также получение обратной связи, которое может проходить в виде мини-анкет, упражнений диагностической направленности (например, «Цвет настроения», коротких опросов типа «Мне больше всего понравилось…».

Сегодня я предлагаю вам самим принять участие в психолого-педагогической гостиной.

Тема нашей сегодняшней встречи «Сказка ложь!»

I. Приветствие.

Предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Как попасть в сказку». Оно поможет нам снять усталость, раздражение, зарядит положительными эмоциями.

Я буду читать стихотворение, а вы – выполнять действия по ходу. Стихотворение такое:

Я не спал, я не ел –

В сказку я попасть хотел.

Я искал себе дружка,

Чтобы верная рука,

Чтобы было много сил,

Чтоб в пути не подводил.

Вот мы встретились глазами (ищем глазами пару)

Вот мы встретились руками (беремся за руки с выбранным человеком),

Обнялись и подружились (обнимаемся)

Будто в сказке очутились! (улыбаемся, расходимся).

II. Основная часть

- Что ж, молодцы, присаживайтесь в круг. Давайте представим себе, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые, а сказочные шарики, поскольку цвет шарика – это цвет нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например, я – Дарья, у меня - зеленый шарик.

Ключ к цветовой диагностике настроения:

Белый – самообладание

Серый – тревожность, замкнутость.

Черный – конфликт, протест, негативизм.

Красный – активность, динамичность.

Розовый - радость.

Оранжевый – благополучие, веселье.

Коричневый – зависимость, асоциальность.

Желтый – оптимизм, бодрость.

Зеленый – внутренняя сила, спокойствие.

Голубой – расслабленность, печаль.

Синий – спокойствие, отсутствие напряженности.

Фиолетовый – депрессивно-меланхолическое состояние, неуравновешенность.

В последнее время мы все очень заняты, куда-то спешим, нам стало гораздо проще посадить детей перед телевизором или компьютером, нам сложно найти 10-15 минут, чтобы почитать своим детям. А иногда можно услышать, что развивающая программа гораздо полезнее, чем чтение примитивных сказок. Между тем, уже есть исследования, говорящие о том, что проблемы с речью наиболее часто возникают именно у тех детей, которых рано усадили за телевизор или компьютер, так сказать, развиваться, что именно чтение и рассказывание сказок несет огромный развивающий потенциал. Ведь недаром же существует целое направление в психологии – сказкотерапия. Оказывается, есть сказки, которые детям понятны даже на уровне слогов, вот послушайте и угадайте, какая это сказка:

- По де ре. Вы ре бо-пребо. Ста де ре тя. Тя-потя – вы не мо. По де ба. Ба за де, де за ре. Тя-потя - вы не мо. По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре. Тя-потя – вы не мо…

Конечно же, это «Репка»! Именно народные сказки таят в себе вековую мудрость. Собиратель и исследователь сказок В. П. Аникин указывает: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека». В каждой сказке живет душа. Недаром же психоаналитики рекомендуют маленьким детям читать именно народные сказки, т. к. авторская сказка всегда несет в себе что-то от автора. Например, если мы вспомним героев сказок Г. Х. Андерсена. Кто Это? Гадкий утенок, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик… Каждый герой – с какой-то проблемой. Да и у самого автора была проблема – он был лишен женской любви.

Сказка очень и очень информативна. Язык сказок сближает людей.

Не раз я слышала вопрос: «Ну что хорошего в сказке «Колобок»? Она жестокая». С точки зрения психоанализа – замечательная сказка. Это так называемая «мальчиковая» сказка, она готовит мать к тому, что ее сын «выкатится» из семьи и женится (лиса съедает колобка – лиса – это ни что иное, как жена). А сказка «Курочка Ряба»? Что ни образ, то символ. Например, били – уму-разуму учили. Мышка хвостиком махнула – да, конечно же, это женщина, которая уведет сына из семьи! Опять-таки сказка готовит и мать, и ребенка к взрослению. Ничего нет случайного в народном слове!

Игра «Сказочные атрибуты». Предлагаю вам выбрать какой-либо из сказочных атрибутов (Какие вы знаете? Волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ступа, ковер-самолет и т. д.). Представьте его себе и продемонстрируйте другим участникам при помощи невербальных средств. А остальные должны угадать, какой сказочный атрибут был показан.

Общие для многих сказок структура и содержание содержат такие ценности и убеждения, которые сопоставимы с миром реальным. Многие образы и сюжеты сказок направлены на удовлетворение важнейшей потребности человека – быть созидателем своего собственного мира и его активным преобразователем.

Недаром поэт Вадим Жук сказал: Вы – то, что вы едите. Мы – то, что мы читаем.

Почему-то над качеством пищи мы задумываемся чаще, чем над качеством пищи духовной. Между тем, любая словесная информация точно также организмом обрабатывается. Поэтому мы должны заботиться и о качестве душевного питания своих детей. При этом сказки мы можем создавать сами или вместе со своими детьми. Возможно, мы сумеем решить какие-то проблемы во взаимоотношениях с ребенком, но, несомненно – это будет развивать творческие способности у него.

III. Продуктивная деятельность

Практически в каждой сказке есть определенные проблемы, и есть их решение. Давайте сегодня сами попробуем придумать сказку, содержащую решение, например, страхи у детей. Вам предлагаются материалы (картинки, клей, бумага, карандаши, ручки). Вам необходимо за 5-7 минут сделать собственную книжку, можете придумать название сказки, текст писать необязательно, можете составить устно, главное - продукт – книга.  И представить свою книгу.

IV. Прощание.

Наша встреча подошла к концу. Помните, мы с вами представляли, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. А давайте сейчас посмотрим, какого цвета шарики мы держим. (Участники называют цвета своего шарика, психолог отслеживает). Можете взять их себе в подарок. (Я дарила настоящие воздушные шарики).

Для осуществления рефлексии от увиденного и услышанного я прошу вас выполнить небольшое задание. Думаю, вы с легкостью с ним справитесь. (Раздаются таблички с заданием. Приложение 1.) 

Спасибо за работу.

Приложение 1.

№ п/п

Задание

Ответ

1.

Определите правильный порядок этапов проведения гостиной

Основная часть -

Приветствие -

Прощание -

Продуктивная деятельность -

2.

На каком этапе можно провести данное упражнение:

Психолог: Родитель с закрытыми глазами по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. Упражнение проводится молча.

3.

На каком этапе происходит следующее событие:

Психолог: Пока уважаемое жюри подводит итого нашего соревнования, мы будем рисовать. Только рисовать мы будем необычно! У нас должна получиться одна большая совместная картинка, которая будет называться «Наше настроение».

4.

Придумайте тему своей гостиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки  Ход проведения.1.  ...

Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....

Литературная гостиная как форма взаимодействия участников образовательного процесса

Представленые материалы могут быть полезны для взаимодействия специалистов ДОО и школы в работе с детьми, в том числе с ТНР и ОВЗ в целомЛитературная гостиная позволяет в максимальной степени реализов...

Адвент-календарь как способ взаимодействия участников образовательного процесса

Уважаемы коллеги, предлагаю вашему вниманию альтернативный способ взаимодействия с родителями и детьми , целью которого является создание положительной эмоциональной среды между всеми участниками обра...

Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Презентация для педагогов об условиях эффективного взаимодействия участников образовательного процесса...