Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
материал на тему

Овада Анна Валерьевна

Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.

Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки

 

 

Ход проведения.

1.   Вступление.          Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса».

 

Эпиграфом практического занятия станут слова писателя - драматурга Юрия Арбатова:

Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: не есть ближнего своего. 

 

1.1.         Упражнение «Молчанка»

Цель: разминка, повышение настроения.

   Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (возможно построение двух шеренг). Психолог встает около одного конца шеренги.

Инструкция: Нужно стремиться выполнять каждое задание как можно быстрее и в то же время как можно точнее.

Задание первое: нужно расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня  стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги – тот, у кого самый не большой рост серди нас. Начали».

Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а на противоположном конце шеренги – с самыми светлыми волосами.

Задание третье: нужно расположиться по датам рождения (без учета года), начало шеренги – 1 января, конец – 31 декабря.

1.2. Информация по теме занятия.

                Взаимодействие участников образовательного процесса будет  эффективным только в том случае, если в коллективе создана благоприятная морально-психологическая атмосфера (климат).

               Чаще всего под морально-психологической атмосферой подразумевают:

- особенности психологического настроя сотрудников коллектива, который проявляется в их деятельности;

- особенности и нормы взаимодействия сотрудников: то, каким образом сотрудники относятся к своему труду, как взаимодействуют друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его.

               Основными факторами влияющими на формирование морально-психологической атмосферы являются:

·               содержание, организация и условия трудовой деятельности;

·               характер производственных отношений в коллективе;

·               характер руководства;

·               особенности работы органов управления и самоуправления;

·               степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

·               социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы;

Благоприятную ПА характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятную ПА характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

1.3. Оповещение о результатах поведенного тестирования.

               В тестировании по методике оценки психологической атмосферы в коллективе, А.Ф. Фидлера, приняло участие 24 педагога.

               По итогам тестирования выявлены следующие результаты:

               Оценили существующую психологическую атмосферу в коллективе как неблагоприятную 4 % респондентов;

               Средней степени благоприятности психологическую атмосферу в коллективе отметили 62 % респондентов;

               Высокую оценку степени благоприятности психологической атмосферы дали 37 % респондентов;

               В число основных свойств, характеризующих психологическую атмосферу нашего коллектива входят: дружелюбие, согласие, удовлетворенность, продуктивность деятельности, теплота взаимоотношений, сотрудничество, взаимная поддержка, занимательность, успешность.

 

1.4.  Упражнение «Мозговой штурм»

               Группа делится на три группы для обсуждения конкретного вопроса и выработки единого мнения…

-     Определите методы и приёмы гармонизации взаимоотношений в коллективе.

-     Перечислите личностные качества важные для межличностного общения.

-  Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в нашем коллективе?

1.5. Информация  «Как располагать к себе людей».

Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:

1.                Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

2.                Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

3.                Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).

4.                Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

5.                Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

6.                Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

7.                Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

8.                Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

9.                Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

10.           Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

11.           Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

12.           Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

13.           Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

14.           Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

1.5. Упражнение «Остров мечты»  

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировосприятия.  

           Звучит релаксационная музыка. Примите удобную позу, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления растекается по мышцам: становится тепло голове, становится тепло шее, тепло спускается ниже: к груди… протекает по животу, опускается к ногам, теплеют кончики пальцев.

         Все вы находитесь на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и журчащие ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место для наслаждения, займите его и получайте удовольствие от жизни. Посмотрите вокруг себя. Рядом с вами те, кого вы хотите видеть. Каждому здесь хорошо. Насладитесь удовольствием, которое вы сейчас испытываете… когда вам захочется вернуться, откройте глаза и потянитесь.

               1.6. Заключение. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами попытались не только изучить морально-психологическую атмосферу (климат) нашего коллектива, но и ознакомились с рекомендациями по его улучшению, создали позитивный настрой для дальнейшего взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klimat_v_kollektive.ppt636 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Весна» г.Волгодонска Практическое занятие с педагогами: «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников процесса» Подготовил: педагог-психолог А.В. Овада

Слайд 2

Юрий Арбатов (писатель-драматург) : Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: НЕ ЕСТЬ БЛИЖНЕГО СВОЕГО.

Слайд 3

морально-психологическая атмосфера (климат): - особенности психологического настроя сотрудников коллектива, который проявляется в их деятельности; - особенности и нормы взаимодействия сотрудников: то, каким образом сотрудники относятся к своему труду, как взаимодействуют друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его.

Слайд 4

Факторы, влияющие на формирование морально-психологической атмосферы (климата) содержание, организация и условия трудовой деятельности; характер производственных отношений в коллективе; характер руководства; особенности работы органов управления и самоуправления; степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы; социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы;

Слайд 5

Благоприятная морально-психологическая атмосфера: оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации.

Слайд 6

Неблагоприятная психологическая атмосфера: пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом.

Слайд 7

Результаты проведенного тестирования:

Слайд 8

УСПЕ ШНОСТЬ ЗАНИМА ТЕЛЬНОСТЬ ВЗАИМНАЯ ПОДДЕРЖКА СОТРУ ДНИЧЕСТВО ТЕПЛОТА ВЗАИМООТ НОШЕНИЙ ПРОДУК ТИВНОСТЬ ДЕЯТЕ ЛЬНОСТИ УДОВЛЕ ТВОРЕНН ОСТЬ СОГЛАСИЕ ДРУЖЕ ЛЮБИЕ МБДОУ ДС «Весна» Г.Волгодонска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....

Взаимодействие участников образовательного процесса при работе с разновозрастным коллективом детей со сложным дефектом

           На основании концептуальных положений о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вов...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества...

Мастер-класс для педагогов «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного о...

Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Презентация для педагогов об условиях эффективного взаимодействия участников образовательного процесса...