Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства
статья на тему
Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Известно, что взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства
Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Известно, что взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Именно поэтому, успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность воспитателей, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Взаимодействие педагогов и родителей является и процессом, который складывается из следующих основных компонентов:
- физический контакт;
- совместное перемещение в пространстве;
- духовный вербальный контакт;
- невербальный информационный контакт.
Рассогласование между вербальной и невербальной информацией часто создает проблемы во взаимодействии воспитателя с родителями.
Структура взаимодействия педагога с родителями, которую необходимо использовать для создания доверительного делового контакта, выглядит следующим образом (В.А. Петровский):
1. Трансляция родителям положительного образа ребенка. Часто в повседневном общении с ребенком родители, сосредотачиваясь на негативных проявлениях, упускают из виду положительные черты его личности.
2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными.
3. Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором активная роль принадлежит именно родителям. Только после двух первых этапов у родителей на основе достигнутого доверия может возникнуть потребность поделиться с воспитателем.
Многие исследователи отмечают, что в современной практике дошкольного образовательного учреждения используются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия – консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков.
Но также существуют нетрадиционные формы работы родителей и воспитателей. Их условно можно разделить на: познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.
Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.
Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик»
Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.
- Совместные мероприятия педагогов и родителей (по М.И. Лисиной):
Родительские собрания;
Конференции;
Консультации;
Беседы;
Вечера для родителей;
Кружки для родителей;
Тематические выставки;
Диспуты;
Педагогические советы;
Попечительский совет;
Встреча с Администрацией;
Школа для родителей;
Посещение детей на дому;
Родительский комитет.
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей (Приложение 1);
Дни открытых дверей;
Турниры для знатоков;
Кружки;
КВН, викторины;
Праздники;
Семейные конкурсы;
Выпуск газеты;
Просмотры фильмов;
Концерты;
Оформление групп;
Соревнования;
Благоустройство ДОУ и территории.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями одно из самых привлекательных, востребованных, полезных, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Чтобы такие мероприятия стали обучающими для детей и родителей, необходимо разработать определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Семейный досуг доставляет всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей будут светиться неподдельной радостью, а воспитатели будут восхищаться творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с ними.
1. Петровский А. В. Психология и время. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с. — (Мастера психологии)
2. М. И. Лисина, «Формирование личности ребенка в общении», Издательство: Питер, 2009 г.
3. Арнаутова Е.П., Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. – М., 2007. - 8 п. л. (в соавт., Ермакова Л.А., Зубова Г.Г., Кулакова Е.А.).
4. Осипова Л.Е., Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
5. Щетинина А.М., Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород, 2000. С. 67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)...
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Методическая разработка по работе с родителями...
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Методическая разработка по работе с родителями...
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Методическая разработка по работе с родителями...
Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства
Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...
Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
В опыте работы раскрываются инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....