Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства
статья на тему

Быстрова Наталья Борисовна

Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Известно, что взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Известно, что взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Именно поэтому, успешность  воспитательного процесса зависит  от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность воспитателей, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Взаимодействие педагогов и родителей является и процессом, который складывается из следующих основных компонентов:

- физический контакт;

- совместное перемещение в пространстве;

- духовный вербальный контакт;

- невербальный информационный контакт.

Рассогласование между вербальной и невербальной информацией часто создает проблемы во взаимодействии воспитателя с родителями.

Структура взаимодействия педагога с родителями, которую необходимо использовать для создания доверительного делового контакта, выглядит следующим образом (В.А. Петровский):

1. Трансляция родителям положительного образа ребенка. Часто в повседневном общении с ребенком родители, сосредотачиваясь на негативных проявлениях, упускают из виду положительные черты его личности.

2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными.

3. Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором активная роль принадлежит именно родителям. Только после двух первых этапов у родителей на основе достигнутого доверия может возникнуть потребность поделиться с воспитателем.

Многие  исследователи отмечают, что в  современной практике дошкольного образовательного учреждения используются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия – консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков.

Но также существуют нетрадиционные формы работы родителей и воспитателей. Их условно можно разделить на: познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.

Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.

Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик»

Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

        Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.

  1. Совместные  мероприятия педагогов и родителей (по М.И. Лисиной):

Родительские собрания;

Конференции;

Консультации;

Беседы;

Вечера для родителей;

Кружки для родителей;

Тематические выставки;

Диспуты;

Педагогические советы;

Попечительский совет;

Встреча с Администрацией;

Школа для родителей;

Посещение детей на дому;

Родительский комитет.

  1. Совместные мероприятия педагогов,  родителей и детей (Приложение 1);

Дни открытых дверей;

Турниры для знатоков;

Кружки;

КВН, викторины;

Праздники;

Семейные конкурсы;

Выпуск газеты;

Просмотры фильмов;

Концерты;

Оформление групп;

Соревнования;

Благоустройство ДОУ  и территории.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями  одно из самых привлекательных, востребованных, полезных, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Чтобы такие мероприятия стали обучающими для детей и родителей, необходимо разработать определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Семейный досуг доставляет всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей будут светиться неподдельной радостью, а воспитатели будут восхищаться творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с ними.

Литература:

1.        Петровский А. В. Психология и время. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с. — (Мастера психологии)

2.        М. И. Лисина, «Формирование личности ребенка в общении», Издательство: Питер, 2009 г.

3.        Арнаутова Е.П., Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. – М., 2007. - 8 п. л. (в соавт., Ермакова Л.А., Зубова Г.Г., Кулакова Е.А.).

4.  Осипова Л.Е., Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

5.        Щетинина А.М., Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород, 2000. С. 67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)...

Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

В опыте работы раскрываются  инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....