Статья "Театр и эмоциональное здоровье детей"
статья по теме

Статья-публикация в сборнике по зож

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatr_i_emotsionalnoe_zdorove_detey_malahova.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                                          ТЕАТР  И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА.

                                                                                                                                                                                            Малахова Л.А.

                                                                                                                                                                 МБДОУ № 14 г. Нижнекамск

С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи.

Воспитание чувств у ребёнка является одним из показателей соотношения интеллектуального и эмоционального развития. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Для психологического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций.

Исходя из многообразия видов детской деятельности на занятиях по театрализованной деятельности и самовыражению мы с детьми используем упражнения по следующим блокам:

- хождение по линии

- упражнения для развития координации движений

- упражнения для развития внимания

- упражнения для развития психоэмоциональной сферы ребёнка

Занятия проводятся в форме различных игровых упражнений на перевоплощение и самовыражение в виде психологических этюдов, пантомим и импровизированной драматизации. Время для проведения данных занятий может варьироваться в зависимости от заинтересованности детей.

Рассмотрим каждый блок упражнений подробнее:

  1. Хождение по линии:

Цель: формирование образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности, развитие умения управлять не только своими движениями, но и своим поведением.

- ходьба без переноски предмета (пятка одной ноги касается пальцев другой и т.п.); ходьба с переноской предметов (в обеих руках, в одной руке, на голове); разные виды ходьбы (на носках, на пятках, боком, спиной, скрёстным шагом, имитируя движения животных, с выполнением заданий); упражнения в равновесии (ходьба по доске, скамейке, бревну, с перешагиванием через предметы, бег с предметами)

  1. Упражнения для развития координации движений:

Цель: развитие координации и самоконтроля движений, крупной и мелкой моторики, согласованности между работой зрительного и слухового анализаторов, «командами» мозга и соответствующими движениями тела, рук, ног; чувства ритма, креативности, эстетического воспитания, внимания, образного мышления, речи и математических представлений.

- «Камешки» (дети стоят или сидят на линии, в руке у каждого по одному камешку, он лежит на тыльной стороне ладони, воспитатель предлагает невысоко подбросить камешек вверх и поймать его открытой ладонью, можно попробовать сделать это при ходьбе)

- «Водовозы» (дети стоят на линии на четвереньках, на их спины кладутся подушечки, мешочки с песком или ставятся пластмассовые миски, наполненные чем-либо, например, мячиками или теннисными шариками, дети двигаются по линии так, чтобы содержимое не высыпалось.

- Упражнения с мячом (дети ходят по линии парами, зажимая между своими лбами, спинами или плечами небольшой мяч, при этом используются различные виды ходьбы: задом наперёд, боком, приставным шагом. Дети кладут себе на голову по резиновому «бублику», на который кладётся мяч, нужно пройти по линии и не уронить мяч.

3.    Упражнения для развития внимания:

      Цель: повышение эффективности сенсорного, моторного и интеллектуального реагирования на стимул ребёнка, улучшение самоконтроля за правильностью действий, развитие оперативной памяти и памяти вообще, координации движений, речи, навыков социального поведения.

       - «Ухо-нос» (по команде «ухо» дети должны взяться за ухо, по команде «нос» - берутся за нос, воспитатель тоже выполняет действия по команде, но через некоторое время начинает делать ошибки)

        - «Раз, два, три – повтори!» (дети стоят на линии, воспитатель показывает движение, а дети должны его повторить после слов «Раз, два, три – повтори!», можно вместо этих слов называть имя ребёнка)

- «Замри» (дети произвольно, под музыку, идут по линии, по сигналу воспитателя все дети должны замереть в той позе, в которой были в момент сигнала)

4.     Упражнения для развития психоэмоциональной сферы ребёнка:

        Цель: развитие и коррекция различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы), преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Примеры упражнений::

         - «Тише!» (два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок, они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!», этюд сопровождается музыкой). Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к с сжатым губам, брови «идут вверх»

        - «Иди ко мне» (ребёнок манит к себе малышку, которая учится ходить).

        Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу

        - «До свидания!» (от пристани отходит огромный белый теплоход, провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

Этюды на выражение внимания:

        - «Лисичка» (лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят. Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён вперёд

        - «Кузнечик» (ребёнок гуляет в саду и вдруг видит большого зелёного кузнечика, стал он к нему подкрадываться, только протянул руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет уже совсем в другом месте). Выразительные движения: шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев

Этюды на выражение страха:

        - «Страх» (ребёнок боится одиночества, он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь, вдруг в комнате кто-то притаился, что тогда? На протяжении всего этюда звучит музыка). Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи, брови вверх приподняты, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания

        - «Гроза» (за окном гроза, хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром, ребёнок один дома, он стоит у окна, в момент сильного раската грома ему становится страшно, звучит музыка). Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище

Этюды на выражение вины и стыда:

        - «Стыдно» (мальчик случайно сломал переключатель у телевизора, он испугался, что родители его накажут, мальчик сказал, что это сделал не он, а его младший брат, наказали брата, а виновнику стало очень стыдно. Выразительные движения: голова наклонена вперёд, брови приподняты и сдвинуты, уголки рта опущены)

        - упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим: тренируем эмоции (попросить ребёнка нахмуриться: «как осенняя туча», «как рассерженный человек», «как злая волшебница»; попросить ребёнка улыбнуться: «как кот на солнце», «как само солнышко», «как радостный ребёнок», «как хитрая лиса»; попросить ребёнка испугаться: «как заяц, увидевший волка», «как котёнок, на которого лает собака», «как ребёнок, потерявшийся в лесу»

Этюды на выражение удовольствия и радости:

        - «Вкусные конфеты» (у ребёнка в руках воображаемый кулёк с конфетами, он протягивает его детям по очереди, они берут по одной конфете и благодарят, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот, дети показывают с помощью выражения лица, что вкусно, этюд сопровождается музыкой, мимика: жевательные движения, улыбка)

        - «Медвежата выздоровели» (заболели медвежата Тим и Том, к ним пришёл доктор Зай, он вылечил медвежат, и стало очень хорошо, не болят больше животы у медвежат). Выразительные движения: сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ЗВУКА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дан краткий теоретический анализ проблемы исследования, описаны подходы к практическому использованию в условиях ДОУ...

Укрепление психо - эмоционального здоровья детей раннего возраста

Ранний возраст является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздейс...

ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...

СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...

"Театрализованные игры как средство эмоционального здоровья детей"

В консультации приводятся особенности работы на каждом возрастном этапе с детьми 4-5, 5-6 и 6-7 лет...

«Формы работы с семьями воспитанников по вопросу сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья детей

laquo;Формы работы с семьями воспитанников по вопросу сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья детей...

"Воспитание эмоционального здоровья детей"

Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее д...