СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Васянкина Ирина Альбертовна

Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, родителей и воспитателей детских садов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.А.Васянкина

воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

г. Саяногорска

          Проблема взаимосвязи родительско-детских отношений и эмоционального здоровья ребёнка до настоящего времени остаётся ещё недостаточно разработанной. Исследованиями Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой,  М.И. Лисиной и др. был установлен ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся эмоционального развития ребёнка и его связи с родительским отношением. Но эти исследования единичны; до сих пор не представлены экспериментальные данные, свидетельствующие о зависимости благополучия эмоциональной сферы ребёнка от характера взаимодействия с родителями. Дошкольный период является одним из наименее изученных возрастных периодов, тогда как ряд авторов – Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др. указывают на «неповторимость, особую значимость» этого периода для всего последующего развития человека. Основное значение имеют создаваемые им уникальные условия, которые не повторятся в дальнейшем развитии детей и то, что будет «недобрано», наверстать в будущем трудно или вовсе невозможно.

          Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, родителей и воспитателей детских садов. Мои наблюдения на занятиях в старших и подготовительных группах детского сада показали, что для более 65% детей характерны признаки эмоционального неблагополучия – повышенный уровень тревоги, часто они возбуждены, агрессивны, излишне капризны, с трудом подчиняются правилам, что затрудняет их контакт со сверстниками и взрослыми. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических проявлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в  детском саду. А между тем развитие личности ребёнка должно обеспечить ему успешную адаптацию к условиям социальной среды, умение детей жить в обществе, отзываться на чужие переживания.

      Дошкольный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от родителей и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребёнка  со  взрослым. Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности. Стиль отношения родителей к ребёнку влияет и на психическое здоровье детей. Неуверенность ребёнка в положительном отношении к нему взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, состояние смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционально созвучного общения между родителями и ребёнком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.

     На сегодняшний день, я, как педагог, стою перед необходимостью воспитания гармоничного и уверенного в себе человека с позитивным  самоощущением, сохранения его психического здоровья и социального благополучия ещё в  дошкольном возрасте.    

     Целью моей деятельности является сохранение и укрепление  эмоционального здоровья, создание условий для развития эмоционально-личностной сферы ребёнка дошкольного возраста.    

     Одним из таких условий выделяю направление - оптимизация родительско -детских отношений, т.е. создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, налаживание эмоциональных отношений в семье.

    Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:

Способствовать становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений  родитель – ребёнок.

Повышать психологическую компетентность родителей с целью  помочь ребенку ощутить себя личностью, с которой считаются, которую уважают, в успехах которой заинтересованы.

    Иными словами: помочь родителю и ребенку поверить в свои силы, научить детей и взрослых осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние друг друга, обучать их этическим ценным формам и способам поведения в отношениях друг с другом.   

       Свою работу строю исходя из основных ориентиров гуманности:

  каждый ребёнок принимается таким, какой он есть;

  каждый ребенок нуждается в помощи и развитии навыков, способностей,   личностных качеств;

жизнь детей с трудностями в развитии не следует превращать в трагедию;

  главным признается личность ребенка, а не предопределенность нарушения.

     Опираясь на свой практический опыт можно с уверенностью сказать, что трудности в воспитании детей появляются в том случае, когда в семье возникает нарушение эмоционального контакта во взаимоотношениях с ребенком. Именно семейный микроклимат способствует формированию личности ребенка, его умению общаться, понимать и строить отношения с другими людьми, со сверстниками.

     Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении, нарушениями в эмоционально-личностной сфере определяет в настоящее время необходимость поиска новых подходов и методов работы воспитателя с семьёй.

     Повышение психологической компетентности родителей посредством  собраний, бесед, информационных материалов в «Родительских уголках», а также индивидуальное консультирование – важные формы работы. Однако, этого недостаточно для формирования у родителей практических навыков адекватного взаимодействия с детьми. Наблюдения, беседы с родителями в ходе консультаций, анализ результатов психодиагностики позволяют сделать вывод о том, что большая часть трудностей, возникающих в эмоциональном развитии и поведении детей дошкольного возраста, имеет в своей основе нарушение детско-родительских отношений. Взаимодействие в родительско-детской  паре зачастую носят дисгармоничный характер и проявляются в виде гипер- (или гипо-)опеки со стороны родителей, преобладание в отношениях авторитарного или противоречивого стиля воспитания.

     По мнению Ю.Б.Гиппенрейтер, «проблемные», «трудные», «непослушные» дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».

     Исходя из этого, я считаю, что без изменения  родительско-детских отношений работа с ребёнком будет недостаточно эффективной, и многие трудности ребёнка должны решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребёнку, мы разрешаем его проблему.

     Поэтому, тренинг детско-родительских отношений представляется мне наиболее эффективной и интересной формой работы с семьёй.

     На сегодняшний день я занимаюсь разработкой и апробированием программы тренинга ДРО – «Радость общения», в которой использую материалы программ «Я и мой ребёнок» (авторы: Е.В.Карпова, Е.К.Лютова), «Осьминоги и осьминожки» (авторы: Ж.В.Лурье, О.Ф.Семёнова).

     Концептуальной основой тренинга является идея взаимопонимания между взрослым и ребёнком,  обретение теплоты отношений и радости общения.

     Поэтому основная цель программы - установление доверительных отношений между родителями и детьми, налаживание эмоциональных отношений в семье.  

            Задачи программы:

 обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

 научить участников тренинга способам снятия эмоционального                

      напряжения,   уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя  

      вреда другим членам семьи;

формировать у каждого из участников тренинга чувства доверия и эмпатии;

 формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и   родителей.

 По результатам тестирования родителей и детей провожу комплектование микрогрупп из детско-родительских пар.  Посещение занятий происходит на добровольной основе. Цикл занятий состоит из 6-8 встреч, длительность одного занятия до 40 минут. Периодичность встреч оговаривается на первом занятии.

     В начале и в процессе работы провожу диагностику ДРО (Опросник родительского отношения; методика «Родительское сочинение», рисуночный тест «Моя семья»). Сама групповая работа тоже очень показательна, в ней проявляются особенности межличностного и внутрисемейного взаимодействия, а также личностные характеристики участников.   

Каждое тренинговое  занятие имеет свою  структуру:

 1. Организационная часть

Приветствие.

 Цель: сплочение группы, создание положительного настроя на занятие    

 («Друг   к дружке», «Давайте поздороваемся!», «Здравствуйте, это я» и др.)

Разминка

Цель: активизация членов группы, поднятие настроения, снятие напряжения («Передай сигнал», «Подарки по кругу», «Кого нет, во что одет?», «В магазине зеркал», «Дракон кусает свой хвост» и др.)

2.  Основная часть

     Комплекс психологических упражнений и приёмов, направленных на решение задач занятия (упражнения, игры на невербальное общение, тактильный контакт, взаимодействие в паре «Родитель-ребёнок», релаксация, продуктивная деятельность,)

 3.  Заключительная часть

Подвижная игра

Рефлексия занятия (подведение итогов занятия: что понравилось, что нет, почему; оценка своего эмоционального состояния)

Прощание

Цель: эмоциональное сплочение группы.

Даже небольшой опыт работы показывает её эффективность.

Оценка эффективности работы группы осуществляется на основе наблюдений групповых процессов, взаимодействия в родительско-детских парах, анализа детских и родительских рисунков, высказываний участников тренинга в процессе обмена впечатлениями на каждом занятии, обработки результатов проведения диагностического  блока на родительских занятиях.

 По окончании работы группы родители отмечали следующее:

«появилось ощущение внутреннего спокойствия»;

улучшилось понимание мотивов поведения и проявления эмоций детей;

усилилось чувство принятия, как со стороны детей, так и со стороны родителей, увеличилась частота тактильных контактов;

повысилась самостоятельность, инициативность детей;

снизилось число конфликтов между родителями и детьми;

повысилась эмоциональная устойчивость;

возросло чувство уверенности при выполнении воспитательных обязанностей.

     Т.о., тренинг ДРО не только повышает психологическую компетентность родителей в области взаимодействия с детьми, но и помогает формировать практические навыки адекватного взаимодействия.

     У участников группы развивается позитивное взаимодействие на основе установившихся доверительных отношений друг с другом, снижается число родительско-детских конфликтов, возникает желание и умение общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций.

         Программа способна помочь родителям:

выйти на новый уровень понимания детей,

более внимательно относиться к их потребностям;

проявлять большую меру родительского принятия, уважения к чувствам детей,

признавать необходимость  автономии ребёнка,

быть более компетентным  в собственных воспитательных  

      возможностях.

     Лишь благодаря подобным изменениям в родительско–детских отношениях

возможно сохранение эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста.

     Слова благодарности участников тренинга в  свой адрес подвигают меня на усовершенствование работы, на поиск нового и интересного, а ради этого стоит творить.

 Список используемой  литературы.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М,:АПНСССР,1968.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком Как? М., «МАСС МЕДИА», 1995.

Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Педагогика,1985.

Карпова Е.В.,Лютова Е.К. Программа «Я и мой ребёнок». Семейная психология и семейная психотерапия. № 3- 1998.

Лурье Ж.В., Семёнова О.Ф. Программа «Осьминоги и осьминожки». Семейная психология и семейная терапия. № 4- 1999.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Санкт-петербург, «Речь», 2001.

Мухина В.С. Детская психология. – М,:Апрель Пресс, 2000.

Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Детско-родительское сообщество: теория и практика. Уч.пособие – Красноярск, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.

Психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации....

ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Семинар – практикум на тему: «Роль образовательного учреждения в сохранении физического здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Ознакомление педагогов с современными идеями обеспечения физического развития детей дошкольного возраста.Задачи: Совершенствование и обогащение знаний и умений педагогов о современных техно...

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Буклет

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Буклет...

Условия сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста

Что такое "психическое" здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение?...

Сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста приемами дыхательной гимнастики.

Процесс дыхания сопровождает нас от появления на свет и буквально до последнего вздоха. Мы не замечаем его, но стоит лишиться дыхания лишь на минуту, как мы готовы отдать за глоток воздуха всё....