Главные вкладки

    Сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста приемами дыхательной гимнастики.
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Гришкина Александра Леонидовна
    Процесс дыхания сопровождает нас от появления на свет и буквально до последнего вздоха. Мы не замечаем его, но стоит лишиться дыхания лишь на минуту, как мы готовы отдать за глоток воздуха всё. 
     
    Мы знаем, что головной мозг потребляет больше кислорода, чем любой другой отдельно взятый орган. Ведь кислород нужен клеткам как топливо для химических реакций, в ходе которых вырабатывается необходимая для жизни энергия. А если дыхание влияет мозг, значит и на психику человека и на его поведение.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rmo_grishkina_dyh._gimn.docx25.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста

    приемами дыхательной гимнастики.

    Актуальность. Процесс дыхания сопровождает нас от появления на свет и буквально до последнего вздоха. Мы не замечаем его, но стоит лишиться дыхания лишь на минуту, как мы готовы отдать за глоток воздуха всё.

    Мы знаем, что головной мозг потребляет больше кислорода, чем любой другой отдельно взятый орган. Ведь кислород нужен клеткам как топливо для химических реакций, в ходе которых вырабатывается необходимая для жизни энергия. А если дыхание влияет мозг, значит и на психику человека и на его поведение.

    Ученым удалось доказать, что короткие, поверхностные вдохи и выдохи способствуют повышенной возбудимости нервных центров. Глубокое спокойное дыхание, напротив, позволяет человеку сохранять спокойствие и быть уравновешенным. Люди, которые совершают частые вдохи и выдохи, имеют ослабленную психику.

    Быстрый ритм и недостаточная глубина негативно влияют на нервную систему – человек становится раздражительным, его стрессоустойчивость падает. Неправильное дыхание становится привычным, что вызывает еще более глубокие нарушения психики. Но и они обратимы.

    Еще одна проблема заключается в том, что дети очень часто дышат ртом, слизистая рта быстро пересыхает и часто появляется жажда. К тому же инфекция легче попадает в организм через гортань. Врачи говорят - дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится.

    И здесь становится очевидно, что для того, чтобы поддерживать не только здоровье психики, но и физическое здоровье детей необходимо учить правильно дышать.

    Новизна: дыхательные упражнения помогают детям в игровой форме решать проблемы, связанные не только с заболеваниями дыхательных путей, но, и способствуют развитию интеллекта и психического здоровья детей.

    Задачи:

    • активное насыщение крови кислородом, в следствие чего улучшается работа головного мозга и нервной системы;
    • развитие произвольной регуляции;
    • стимулирование работы желудка и кишечника, сердечной мышцы.
    • профилактика заболеваний органов дыхания (ОРВИ, бронхит, астма);
    • развитие дыхательной системы ребёнка.
    • препятствие разрастанию аденоидов и профилактика речевых нарушений.

    Используя приемы дыхательной гимнастики я опиралась на труды таких знаменитых авторов, как:

    • А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»;
    • А.Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».

    Для выполнения дыхательных упражнений  соблюдайте четыре основных правила:

    • дышать животом, чтобы заставить двигаться диафрагму (диафрагмальное дыхание);
    • выполнять упражнения в четыре Фазы (выдох животом - пауза 2-3 секунды, вдох животом - пауза 2-3 секунды);
    • выполнять упражнения 2 – 3 раза за один прием;
    • при проведении занятий особое внимание уделяется чистоте и влажности воздуха в помещении.

     

    После активных игр медленное и глубокое дыхание поможет детям успокоиться и сконцентрировать внимание на предстоящем занятии, а насыщение мозга кислородом способствует повышению интеллектуальной активности. К тому же организация правильного дыхания у детей является базовой составляющей в формировании произвольной саморегуляции (самоконтроль поведения, эмоций, речи и движений).

    Педагог с детьми садятся в круг. Из этого положения начинается медленный вдох через нос  – живот медленно выпячивается.  По окончании вдоха начинается медленный выдох, также осуществляемый через нос. Плечи при этом опускаются, живот стремится к позвоночнику (выполнение вместе с педагогами).

    Чтобы дети почувствовали свое дыхание, можно предложить им положить руку на живот. А для более глубокого расслабления, к дыхательным упражнениям полезно подключать аудиальную, визуальную и сенсорную системы (прослушать музыку, «надувать» цветные шарики в животе, «вдыхать» солнечный свет и золотистую энергию и т.д.).

    Попеременное дыхание через нос.

    Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. В результате стабилизируется психика, развивается интуиция и активизируются творческие способности.

    Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует развитию логического мышления. Улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности.

    Для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Достаточно 3 – 5 циклов дыхания (выполнение вместе с педагогами).

    Исходная поза – сидя, корпус выпрямлен. Указательный палец правой руки расположен в центре лба между бровями, большой и безымянный палец при этом находится по бокам ноздрей. После энергичного выдоха зажать правую ноздрю большим пальцем, медленный вдох (по типу полного дыхания) произвести через свободную левую ноздрю. По окончании вдоха обе ноздри зажимаются пальцами и задерживается дыхание. Затем делается медленный выдох через правую ноздрю (левая закрыта пальцем)и сразу же после этого медленный вдох через ту же ноздрю. По окончании вдоха делается задержка дыхания, после чего воздух выдыхается через правую ноздрю. Описанная последовательность соответствует одному циклу. Для достижения положительного эффекта следует выполнить 3 подобных цикла.

    На начальном этапе тренировки упражнение можно выполнять без фазы задержки дыхания на вдохе.

     Дыхание, укрепляющее нервную систему.

    Исходная поза – стоя, ноги на ширине плеч. Сделав выдох, немедленно осуществляется вдох с одновременным подъемом перед собой рук ладонями кверху до уровня плеч. Кисти рук сжимаются в кулаки, и на задержке дыхания руки быстро сгибаются в локтях (кулаками к плечам). Затем очень медленно, с напряжением руки возвращаются в начальное положение. На выдохе руки медленно опускаются вниз (выполнение вместе с педагогами).

    Вышеописанные упражнения являются доступной мерой профилактики психологического здоровья детей, которые не требуют особых затрат и специальной подготовки. Вместе с тем это очень простой и эффективным способом повышения сопротивляемости простудным заболеваниям

    Антистрессовое дыхательное упражнения для педагогов.

    «Фронтально-акцепитальная коррекция» - для экстренной помощи педагогам  при стрессе.

    Цель: активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной ситуации. 

    Исходная поза – сидя. Одну ладонь расположить на затылке, другую положить на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Сделать глубокий «вдох-пауза-выдох-пауза». Мысленно представить себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте. Обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После появления синхронной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким «вдохом-паузой-выдохом-паузой». Упражнение выполнять от 30 секунд до 10 минут до возникновения синхронной пульсации в ладонях.

    В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее. Уже на первой минуте выполнения данного упражнения вы почувствуете, как замедляется ваш пульс и вы успокаиваетесь. Эмоции уходят в сторону и вы начинаете логически оценивать ситуацию, а это значит, что вы становитесь хозяином положения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

    Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Буклет

    Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Буклет...

    Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

    Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка....

    Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

    Актуальность этой  проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. В таких случаях и может пом...