Технология эколого-педагогической работы с детьми раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Беляева Нина Михайловна

Успешное внедрение в практику дошкольной педагогики экологического воспитания – может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации эколого-педагогической работы в детском саду.

         Существенной стороной этой организации является обеспечение технологического процесса: организационно-методического – в работе с педагогическим коллективом и воспитательно-образовательного – в работе с детьми разных возрастных групп.

         Первый год работы – это освоение содержания и методов экологического воспитания детей; второй год – это освоение воспитательно-образовательных технологий эколого-педагогической работы с детьми разного возраста; третий год – это творческое освоение тех же самых технологий: нахождение своих приемов, разработка своих сценариев, приспособление технологии к своим условиям.

Модель воспитательно-образовательного технологического процесса, ее модули:

·        Наблюдения за обитателями участка детского сада;

·        Совместная деятельность воспитателя с детьми, направленная на создание и поддержание необходимых условий в уголке природы;

·        Систематическое моделирование в календарях изменений в природе, связанных с сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных;

·        Проведение доступных по содержанию экологических акций;

·        Регулярное совместное изготовление книг по литературным произведениям о природе;

·        Систематическое проведение разных типов экологических занятий.

Стержнем каждой конкретной технологии являются закономерные события в природе и обществе: смена и развитие сезонных явлений, наступление Нового года и др. технология для каждого возраста зависит от эколого-развивающей среды в группе.

Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образовательные технологии разнообразных игр, специально разработанных игровых обучающих ситуаций, которые обеспечивают нужный уровень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного, заинтересованного отношения к природе.

Важную роль в достижении целей экологического воспитания играет стиль общения педагога с детьми: личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого с детьми создает быстрое и легкое усвоение детьми знаний, переноса в свободную самостоятельную деятельность.

Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, обеспечить понимание первоначальных связей в природе – понимание необходимости одного-двух условий для их жизни. Ведущей деятельностью в экологическом воспитании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. Лучше всего для этой цели подходят образы первых сказок «Репки», «Курочки Рябы» и т.д., которые появляются на занятиях.

Структура технологии экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

·        Циклы наблюдений в повседневной жизни за аквариумными рыбками, декоративными птицами, елью на участке в зимнее время и т.д.;

·        Ежемесячные наблюдения за погодными явлениями;

·        Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

·        Проращивание лука-репки на зелень в зимнее время и создание календаря его роста;

·        Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология эколого-педагогической работы с детьми раннего возраста

        Успешное внедрение в практику дошкольной педагогики экологического воспитания – может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации эколого-педагогической работы в детском саду.

        Существенной стороной этой организации является обеспечение технологического процесса: организационно-методического – в работе с педагогическим коллективом и воспитательно-образовательного – в работе с детьми разных возрастных групп.

        Первый год работы – это освоение содержания и методов экологического воспитания детей; второй год – это освоение воспитательно-образовательных технологий эколого-педагогической работы с детьми разного возраста; третий год – это творческое освоение тех же самых технологий: нахождение своих приемов, разработка своих сценариев, приспособление технологии к своим условиям.

Модель воспитательно-образовательного технологического процесса, ее модули:

  • Наблюдения за обитателями участка детского сада;
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми, направленная на создание и поддержание необходимых условий в уголке природы;
  • Систематическое моделирование в календарях изменений в природе, связанных с сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных;
  • Проведение доступных по содержанию экологических акций;
  • Регулярное совместное изготовление книг по литературным произведениям о природе;
  • Систематическое проведение разных типов экологических занятий.

Стержнем каждой конкретной технологии являются закономерные события в природе и обществе: смена и развитие сезонных явлений, наступление Нового года и др. технология для каждого возраста зависит от эколого-развивающей среды в группе.

Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образовательные технологии разнообразных игр, специально разработанных игровых обучающих ситуаций, которые обеспечивают нужный уровень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного, заинтересованного отношения к природе.

Важную роль в достижении целей экологического воспитания играет стиль общения педагога с детьми: личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого с детьми создает быстрое и легкое усвоение детьми знаний, переноса в свободную самостоятельную деятельность.

Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, обеспечить понимание первоначальных связей в природе – понимание необходимости одного-двух условий для их жизни. Ведущей деятельностью в экологическом воспитании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. Лучше всего для этой цели подходят образы первых сказок «Репки», «Курочки Рябы» и т.д., которые появляются на занятиях.

Структура технологии экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

  • Циклы наблюдений в повседневной жизни за аквариумными рыбками, декоративными птицами, елью на участке в зимнее время и т.д.;
  • Ежемесячные наблюдения за погодными явлениями;
  • Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
  • Проращивание лука-репки на зелень в зимнее время и создание календаря его роста;
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста

Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста (реализация образовательной обрасти "Развитие речи")...

Выступление на круглом столе в рамках ГМО «Работа с детьми раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО» Тема: «Применение технологии «Активный родитель» в работе с родителями»

Как вы думаете, что является залогом успешной работы с детьми?В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Правильный подход – это учиться взаимодействовать с ро...

Применение игровых технологий в практике работы с детьми раннего возраста

Опыт применения игровых технологий в организации игр-занятий с детьми раннего возраста...