Картотека игр во воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста
картотека по теме

Рудковская Люция Наримановна
Толерантность нужно воспитывать.
Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:
- воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;
- проявление в семье толерантности к самому ребенку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр

по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

«Имена» 

Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу» 

Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя» 

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение:

-          Легко ли было хвалить себя?

-          Кого вам легче хвалить, себя или других?

-          Кто вас хвалит?

-          Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

-          Вы любите хвалить других?

«Моя улица» 

1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц.

2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (Говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино» 

Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

-          что нового узнали друг о друге;

-          что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

-          что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

-          хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Фисташки»

Цель:

Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Ход игры:

Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):

-          Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

-          Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?

-          У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?

-          Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

-          Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

-          Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

-          Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

-          Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

-          Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

«Все мы похожи» 

Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело, и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

«Все мы разные» 

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего, напротив, в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

«Я тоже»

Цели:

-          научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;

-          осознать уникальность других;

-          создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры:

Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение:

-          хорошо ли быть особенным?

-          каждый ли человек особенный. Почему?

-          что делает нас особенными?

«Большие и маленькие»

Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

Цели:

-          развить навыки невербальной коммуникации;

-          помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным;

-          создать веселую атмосферу;

Ход игры:

Во время выполнения заданий запрещается разговаривать

-          Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева».

-          Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.

-          Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.

-          Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю...»

Цели:

-          осознать возможность сосуществования различных мнений;

-          осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры:

Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):

-          Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках.

-          Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

-          Весна лучше осени.

-          Самый классный мультик — «Маша и медведь».

-          Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

Обсуждение:

Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

«Надо договориться»

Цели:

-          развлечь группу;

-          сконцентрировать внимание участников;

-          осознать ценность сотрудничества;

-          показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;

-          сплотить группу.

Ход игры:

Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

-          как началась игра?

-          чего хотелось каждому сначала?

-          почему сначала ничего не получалось?

-          как удалось досчитать до десяти?

-          чему нас учит эта игра?

«Кого я боюсь?»

Цели:

-          выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками;

-          придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными;

-          вербальная разрядка страха

Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

Ход игры:

-          Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве.

-          Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.

-          Покажите группе «шляпу страхов».

-          Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы.

-          Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.

·         испытывает ли он тоже этот страх?

·         почему у человека может появиться такой страх?

·         надо ли этого бояться?

·         если нет, то почему?

·         что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

Обсуждение.

-          почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?

-          может быть, кто-нибудь боится нас?

-          всегда ли эти страхи оправданы?

-          могут ли различия быть пугающими?

-          как научиться не бояться различий?

Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.

«Почему мне нравится мой характер»

Цели:

-          формировать представление о своём характере, его чертах;

-          принимать и любить себя, быть толерантным к себе;

-          поддерживать положительную самооценку;

-          воспитывать чувство уверенности в себе.

Ход игры:

Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера. Воспитатель помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.

«Угадай, кого мы загадали»

Цели:

-          формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга;

-          способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств;

-          учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

Ход игры:

Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

                                               Проект Тема: Зн...

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Статья по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В совр...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Картотека игр " Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

Картотека игр на тему«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» «Имена» Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить т...