Возрастные особенности детей 3-4 лет
консультация на тему

Прокопьева Ольга Викторовна

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Возрастные особенности развития дошкольников 3-4 лет

У ребенка от 3до 4 лет происходят значительные изменения в физическом, психическом и социальном развитии.

В младшем дошкольном возрасте дети продолжают осваивать предметы

человеческой культуры и начинают познавать устройство окружающего мира.

Проявляется детская любознательность, ближе к четырём годам появляются первые детские «почему?». Продолжает активно развиваться речь. Возникает тяга к словотворчеству, игре со словами, благодаря чему дети овладевают родным языком.

Внимание у детей младшего дошкольного возраста неустойчиво, они сосредотачиваются на короткий промежуток времени (5-15 минут), сложно переключаются. Дети не могут быстро отреагировать на указания взрослых и переключиться на другое задание или деятельность, поэтому взрослым нужно несколько раз предупреждать детей о необходимости смены деятельности.

Запоминание материала детьми носит непроизвольный характер и происходит в

разных видах детской деятельности, при эмоциональной включенности в ситуацию

или многократном повторении.

В этот период помимо наглядно-действенного мышления развивается наглядно-

образное мышление и ребёнку становится доступным решение задач не только в

процессе практических действий с предметами, но и в уме, с опорой на образные

представления.

Дети начинают овладевать нормами и правилами поведения в общественных

местах. В этом возрасте дети активно овладевают навыками самообслуживания: учатся самостоятельно одеваться, кушать, ходить в туалет и т.д.

В изобразительной деятельности дети младшего дошкольного возраста

начинают создавать предметные рисунки. Дети называют, что они нарисовали или что

хотят нарисовать, при этом могут изменять свой замысел, в зависимости от

полученного результата. Выразительность образа создаётся цветовыми пятнами,

мазками, разнообразными линиями. Изображение носит схематичный характер. У

детей складывается определённый набор образов, позволяющих передать представление о предметах и явлениях окружающего мира, например круг с

отходящими линиями – это солнце, линия – дорожка и т.д. Человек изображается в

виде «головонога» – круг с отходящими линиями рук и ног. Чем богаче опыт ребёнка в познании окружающего мира, тем более разнообразными будут его рисунки.

Занимаясь аппликацией, дети приклеивают готовые формы или создают форму по

обозначенному взрослым контуру: например «посыпают» бумагой или природными

материалами на обозначенный клеем контур предмета. Из-за недостаточного развития

тонкой моторики дети не могут самостоятельно пользоваться ножницами. В

конструировании из строительного материала дети младшего дошкольного возраста

способны выделить основные части предмета, их форму и величину, подобрать детали

для несложной постройки и соотнести их между собой.

В возрасте 3-4 лет в общении со сверстниками дети ожидают от них, помимо

доброжелательного внимания, удовлетворения потребности в сотрудничестве. Можно

наблюдать первые эпизоды совместных игр. Общение со взрослым приобретает

внеситуативный характер, то есть содержанием общения может стать не

представленная в данный момент ситуация, например ребёнка интересует, где живут

зайцы или что любит есть медведь. Сотрудничество со взрослым вплетено в

познавательную деятельность, возникает так называемое теоретическое

сотрудничество. Самостоятельное понимание устройства мира не доступно

дошкольнику, и одним из возможных способов его познания становится общение со

взрослым. Освоение интересного мира взрослых происходит в игре, в процессе

моделирования социальных отношений.

Становление сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности дошкольного

возраста происходит постепенно и зависит от социального и игрового опыта детей,

воспитания, социальных условий жизни, развития воображения, мышления, речи,

общения. Сначала возникают цепочки игровых действий, которые могут объединяться

с другими цепочками, затем развивается сюжет. Дети развивают сюжет, в зависимости

от имеющегося материала, а затем к сюжету подбирает необходимые материалы и

игрушки. Так как дети ещё не приобрели достаточных навыков в разрешении

конфликтных ситуаций и претендуют на одни и те же игрушки и предметы в силу

высокой степени подражательности и низкой произвольности поведения, то

возникающие недоразумения разрешают, как правило, силовыми способами, т.е.

отбирают понравившуюся игрушку или предмет, толкают, ударяют и т.д. При этом

еще не могут увидеть ситуацию со стороны в силу своей эгоцентрической позиции и

считают себя правыми в любом конфликте. Конфликты, в силу не развитой ещё

произвольности, зачастую протекают с высоким эмоциональным накалом. У детей

этого возраста не достаточно способов урегулирования конфликтов, организации

совместной деятельности.

Дети постепенно выходят за пределы семейного круга. Развитие образа себя

происходит в общении со взрослыми, прежде всего, близкими и педагогами

дошкольной организации и сверстниками. Общее положительное, не

диффиренцированное самоощущение к концу младшего дошкольного возраста

постепенно начинает расшатываться и ребенок понимает, что он не всегда поступает

правильно. Для детей дошкольного возраста присущи завышенное представление о

своих возможностях (я всё могу) и позитивная самооценка. В тех случаях, когда

ребёнок не находит необходимого отклика окружающих, у него складывается заниженная  самооценка, которая определяет малую инициативу и самостоятельность при исследовании нового, плохую социальную адаптацию, робость, застенчивость в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...