"Дымковская игрушка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Раздайбедина Елена Петровна

Тема: «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек». 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое                

               развитие.

Цель :   Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной      

               деятельности, вызывать положительный эмоциональный отклик на  

               предложение лепить, художественный вкус.

Задачи .

Образовательные : Закреплять умение лепить птиц из целого куска,  

                дополняя изделие деталями путем налепа. Отрабатывать умение  

                волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста. Развивать

                желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми 

                выразительными, похожими на настоящие.

Развивающие :. Учить детей лепить птиц по мотивам дымковских

                 народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные

                 особенности петуха и курочки: у петуха - гребешок-корона и

                 богатое  оперение, у курочки - маленький хвост, небольшой

                 гребешок

Воспитательные :Прививать детям интерес к народным игрушкам.   

                 Воспитывать уважение к труду сверстников. развивать внимание,  

                 мышление, память, моторику рук.

 

Материалы и оборудование: глина, вода, тряпочки, дымковские игрушки -

                 образцы.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Использование здоровьесберегающей технологии :  технологии

                 сохранения и стимулирования здоровья (пальчиковая гимнастика,           

                 дыхательная гимнастика).

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом,

                 рассматривание дымковских игрушек

Методика проведения НОД

 

Организационный

 момент: воспитатель предлагает детям сесть на стульчики  и поиграть                  

                 в пальчиковую игру: «В гости к Кате»

                 (Дети выполняют соответствующие движения)

Вос-ль:                  К Кате гости прибежали 
                                Все друг другу руки жали
                                     Здравствуй Саша

                                     Здравствуй Даша
                                         Рад Серёжа
                                         Рада Маша 
                                  Не хотите ль пирожок? 
                                       Может коржик 
                                                       1

                                                        

                                          Иль рожок
                                 Вот драже вам на дорожку

                                    Вы берите понемножку
                             Все стряхнули быстро крошки
                                 И захлопали в ладошки!

                Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

Вос-ль:   Дети, вы слышите кто-то скачет к нам на лошади! Давайте

               посмотрим кто это?

               (Выглядывает за дверь,  вносит подставку с дымковскими

               игрушками: птичницей, петухом и курицей.)

Вос-ль:   Да это же птичница из села«Дымково»,посмотрите, какая она

                красивая, нарядная. Дети, а с кем приехала птичница?

 

Дети :     С петухом и с курицей.

Вос-ль:   Правильно, вот таких петухов и курочек мы сегодня с вами

                будем лепить, а птичница в конце скажет нам, понравились ли

                ей наши работы. Дети, мы с вами уже лепили петуха и курочку,

                давайте вспомним, что интересного, особенного есть у

                дымковских игрушек?

Физминутка :

                                                      «Петушок»

Ох, ох что за гром?
Ох, ох что за гром?
(руки - к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом
(движения, имитирующие работу с молотком)

Молоток: тук-тук
(хлопки руками)

Помогать идёт петух
(шаги с наклонами в стороны)

Сегодня мы с вами нарисуем петуха.

 

Дети :     Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья

                 волнистые.

Вос-ль:   Верно. У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как

               меха у гармошки. Но внешний вид курицы и петуха отличается.

               Какие отличия вы заметили?

Дети :     У петуха хвост большой, волнистый, а у курицы - маленький.

               У курицы еще гребешок вверх вытянут, а у петушка шапочкой.

Вос-ль:   Да, хвост у петуха богаче, больше волнообразных крыльев, а

2

               гребешок, как корона, сейчас я вам покажу, как лепить крылья.

               Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного               

               Сплющиваю (сопровождает действия показом), пластину делю

               пополам, чтобы получились два боковых крыла. Затем

               прикрепляю крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и

               только потом прищипываю края так, чтобы получилось

               волнообразно. А кто расскажет, как лепить корону-гребешок?

Дети:      Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове,

                соединить и прищипнуть края.

Вос-ль:   Правильно, с чего начнете работу?

Дети :     С деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше,

                для крыльев и гребешка.

Вос-ль:   Правильно.

Дети :     Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается голова с

                шеей и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.

Вос-ль:   Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?

Дети :     Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой,

                ровной.

Вос-ль:   Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских

                птиц.

                Приступайте к работе.

                (Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами

                лепки, подсказывает, помогает советом, ведет индивидуальную

                работу.

                По окончанию НОД, устраивается выставка работ. Воспитатель с

                детьми и «птичницей»,  рассматривают петушков и курочек,

                отмечают наиболее удачные.

Вос-ль:  У Насти петушок красивый, вытянул шею, раскрыл клюв, хочет

                запеть от радости. Крылья у него волнистые, хорошо

                прикреплены и отглажены, вид у петушка важный.

Вос-ль:  Дима сделал курочку-хохлатку, он постарался аккуратно

                загладить тряпочкой поверхность, такой курочкой всем хочется

                поиграть.

                В конце«птичница» благодарит детей за хорошие работы, говорит, 

                что ей очень понравилось в гостях у ребят и она хочет с ними

                поиграть :

                проводится дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель:      укреплять физиологическое дыхание у детей.

                и.п.: стоя прямо, ноги врозь, руки опущены

                поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам

                (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

 

                Птичница прощается и уходит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.dymkovskaya_igrushka.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Открытого просмотра

Непосредственно образовательной деятельности

По образовательной области

ФГОСТ ДО

по теме :

«Лепка птиц по мотивам дымковской игрушек»

Проведенной воспитателем

Людмилой Витальевной Иваник

в средней группе МБДОУ ДС № 1 МО ТР

Тема: «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек». 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое                

               развитие.

Цель :   Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной      

               деятельности, вызывать положительный эмоциональный отклик на  

               предложение лепить, художественный вкус.

Задачи .

Образовательные : Закреплять умение лепить птиц из целого куска,  

                дополняя изделие деталями путем налепа. Отрабатывать умение  

                волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста. Развивать

                желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми  

                выразительными, похожими на настоящие.

Развивающие :. Учить детей лепить птиц по мотивам дымковских

                 народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные

                 особенности петуха и курочки: у петуха - гребешок-корона и

                 богатое  оперение, у курочки - маленький хвост, небольшой

                 гребешок

Воспитательные :Прививать детям интерес к народным игрушкам.  

                 Воспитывать уважение к труду сверстников. развивать внимание,  

                 мышление, память, моторику рук.

Материалы и оборудование: глина, вода, тряпочки, дымковские игрушки -

                 образцы.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Использование здоровьесберегающей технологии :  технологии

                 сохранения и стимулирования здоровья (пальчиковая гимнастика,          

                 дыхательная гимнастика).

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом,

                 рассматривание дымковских игрушек

Методика проведения НОД

Организационный

 момент: воспитатель предлагает детям сесть на стульчики  и поиграть                  

                 в пальчиковую игру: «В гости к Кате»

                 (Дети выполняют соответствующие движения)

Вос-ль:                  К Кате гости прибежали 
                               Все друг другу руки жали
                                    Здравствуй Саша

                                     Здравствуй Даша
                                        Рад Серёжа
                                        Рада Маша 
                                 Не хотите ль пирожок? 
                                      Может коржик 
                                                      1

                                                       

                                          Иль рожок
                                Вот драже вам на дорожку

                                    Вы берите понемножку
                            Все стряхнули быстро крошки
                                И захлопали в ладошки!

                Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

Вос-ль:   Дети, вы слышите кто-то скачет к нам на лошади! Давайте

               посмотрим кто это?

               (Выглядывает за дверь,  вносит подставку с дымковскими

               игрушками: птичницей, петухом и курицей.)

Вос-ль:   Да это же птичница из села«Дымково»,посмотрите, какая она

                красивая, нарядная. Дети, а с кем приехала птичница?

Дети :     С петухом и с курицей.

Вос-ль:   Правильно, вот таких петухов и курочек мы сегодня с вами

                будем лепить, а птичница в конце скажет нам, понравились ли

                ей наши работы. Дети, мы с вами уже лепили петуха и курочку,

                давайте вспомним, что интересного, особенного есть у

                дымковских игрушек?

Физминутка :

                                                      «Петушок»

Ох, ох что за гром?
Ох, ох что за гром?
(руки - к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом
(движения, имитирующие работу с молотком)

Молоток: тук-тук
(хлопки руками)

Помогать идёт петух
(шаги с наклонами в стороны)

Сегодня мы с вами нарисуем петуха.

Дети :     Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья

                 волнистые.

Вос-ль:   Верно. У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как

               меха у гармошки. Но внешний вид курицы и петуха отличается.

               Какие отличия вы заметили?

Дети :     У петуха хвост большой, волнистый, а у курицы - маленький.

               У курицы еще гребешок вверх вытянут, а у петушка шапочкой.

Вос-ль:   Да, хвост у петуха богаче, больше волнообразных крыльев, а

2

               гребешок, как корона, сейчас я вам покажу, как лепить крылья.

               Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного              

               Сплющиваю (сопровождает действия показом), пластину делю

               пополам, чтобы получились два боковых крыла. Затем

               прикрепляю крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и

               только потом прищипываю края так, чтобы получилось

               волнообразно. А кто расскажет, как лепить корону-гребешок?

Дети:      Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове,

                соединить и прищипнуть края.

Вос-ль:   Правильно, с чего начнете работу?

Дети :     С деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше,

                для крыльев и гребешка.

Вос-ль:   Правильно.

Дети :     Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается голова с

                шеей и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.

Вос-ль:   Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?

Дети :     Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой,

                ровной.

Вос-ль:   Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских

                птиц.

                Приступайте к работе.

                (Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами

                лепки, подсказывает, помогает советом, ведет индивидуальную

                работу.

                По окончанию НОД, устраивается выставка работ. Воспитатель с

                детьми и «птичницей»,  рассматривают петушков и курочек,

                отмечают наиболее удачные.

Вос-ль:  У Насти петушок красивый, вытянул шею, раскрыл клюв, хочет

                запеть от радости. Крылья у него волнистые, хорошо

                прикреплены и отглажены, вид у петушка важный.

Вос-ль:  Дима сделал курочку-хохлатку, он постарался аккуратно

                загладить тряпочкой поверхность, такой курочкой всем хочется

                поиграть.

                В конце«птичница» благодарит детей за хорошие работы, говорит,  

                что ей очень понравилось в гостях у ребят и она хочет с ними

                поиграть :

                проводится дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель:      укреплять физиологическое дыхание у детей.

                и.п.: стоя прямо, ноги врозь, руки опущены

                поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам

                (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

                Птичница прощается и уходит.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)

Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...