Программа "Я сам"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ирайганат Руслановна Велиева

Программа познавательного и художественного развития дошкольников младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrovok_platnyy.docx90.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа «Я сам»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Я сам» построена в  соответствии с  «Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства, на первый план в данной программе выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности  ребёнка и его индивидуальных особенностей. В разработке программы учитывается научное положение  Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. А.В. Запорожец считал дошкольные  годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития.

Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами:

 - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Письмом МО РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «О реализации права  ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва  "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13                        "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""

-Конвенция о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11 1989г.;

Программа выстроена с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, а так же на основе комплексной программы психологических занятий с детьми раннего возраста Роньжиной А. С.

Актуальность  В системе дошкольного образования происходит обращение к личностно-ориентированной педагогике (ФГОС), отход от жестко регламентированных форм обучения и воспитания детей, появление авторских программ и методик.

Раннее детство – это период в развитии ребёнка, когда закладываются основы его физического и психического здоровья. Ребёнок приходит в мир, ещё ничего не зная о нём, но с готовностью к его активному восприятию. (Л.Н.Павлова).

 Ранний возраст – период не только быстрого физического, но и интенсивного психического   развития ребёнка: формирования восприятия, мышления, речи, памяти, чувств, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Всё психическое развитие ребёнка

осуществляется под влиянием окружающих его взрослых. Они вводят его в незнакомый ему мир: учат действиям с игрушками и другими предметами, создают условия для самостоятельной детской деятельности, придумывают весёлые забавы, открывают прелесть родной речи, воспитывают доброжелательность, полезные привычки. (Ларечина Е.В.).

   Именно в первые годы три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. (Алямовская В.Г.)

   Как отмечает А.И.Захаров, « общество начинает всё больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве, и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений».

   В первые годы жизни ребёнок делает самые важные шаги в своём развитии: у него активно формируется речь, он осознанно открывает для себя окружающий мир, учится мыслить и рассуждать. Но для того, чтобы ребёнок развивался правильно, ему необходима помощь взрослого. Взрослые, которые любят детей и заботятся о них, которые  постепенно открывают для себя мир ребёнка, и которые в своей взрослой жизни  постоянно делают поправки на присутствие малыша, помогут сделать его жизнь счастливой, а развитие полноценным. (ПавловаЛ.Н.).

Несмотря на большое разнообразие теорий, посвящённых детскому возрасту, ранний возраст изучен ещё недостаточно, при этом особенно мало исследований в области практической психологии.

 Большая заслуга учёных Н.М.Щелованова и Н.М.Аскариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка применительно к раннему возрасту, что способствовало развитию исследований в области педагогики и психологии раннего детства.

Идея преднамеренного, планомерного психолого-педагогического воздействия на ребёнка явилась исходной в исследованиях Е.И.Тихеевой, Г.М.Ляминой, Р.Я.Лехтман-Абрамович. Исследования и проверка показали, что в результате повторяющихся игр и занятий с чётко выделенным содержанием при условии чёткого психолого-педагогического руководства дети могут овладеть предусмотренными программой сведениями и умениями, несмотря на колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительных в раннем детстве).

По мнению Б.П.Никитина, каждый здоровый ребёнок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями для развития способностей ко всем видам деятельности. Но эти возможности постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его задатки, поэтому развитие может быть лишь своевременным, а вовсе не ранним. Под развитием мы понимаем процесс и результат перехода к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. (С.Ю.Головин).

Говоря о раннем развитии, мы имеем в виду, что ребёнок будет развиваться не раньше соседского мальчика или девочки, а раньше, чем развивался бы он сам, если бы с ним не занимались.

Таким образом, цель раннего развития - не воспитание гения. Единственная задача ранних занятий - дать ребёнку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать малыша смышлёным и добрым, развить его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни. (А.Штейн).

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость в  создании программы, направленной на раннее развитие детей преддошкольного возраста.

В основу построения программы легли фундаментальные положения общей, возрастной, педагогической психологии (идеи Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева).

Программа рассчитана на детей раннего возраста от 2 лет до 3 лет, учитывает возрастные особенности психического развития малышей.

Возрастная характеристика детей 2-3 лет.

Раннее детство – самый интенсивный период в развитии речи и, следовательно, мышления. Интенсивно развивается мелкая моторика, которая позволяет овладеть ребенку предметными действиями. Интенсивно развивается познавательная сфера.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой - коммуникативная.

Основная потребность ребенка раннего детства – познание окружающего мира через действия с предметами. Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Его интересует многое: люди, пространство, предметы, животные, растения, явления природы и т.п. Однако, ему еще трудно понять взаимосвязи и зависимости, существующие между явлениями окружающей действительности.

Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенку сложно понять назначение предмета.

Ведущий вид деятельности в два года - собственно-предметные действия.

В этот период происходит развитие новых видов действий с объектами: соотносящие действия: (приведение нескольких предметов в определенное пространственное соотношение) и орудийные (один предмет употребляется для воздействия на другой).

В этот период появляется способность замещения предметов, например, палочка используется ребенком как градусник, а камешек - как конфета. Это является важнейшей предпосылкой появления игры.

        Рассматривая развитие психических функций, важно отметить, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.

К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

К трем годам у детей складываются следующие психологические новообразования возраста:

  • овладение предметными действиями;
  • символическое, замещающее действие;
  • активная речь;
  • наглядно-действенное мышление;
  • начатки самосознания (сознание) «Я сам»;
  • развитие Я-концепции;
  • самооценка.

Основная цель данной программы состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

  1. Формировать у ребенка опыт игровой, практической, познавательной, творческой и др. видов деятельности.
  2. Укрепить здоровье ребенка и развить основные движения, крупную и мелкую моторику.
  3. Стимулировать познавательную активность ребенка.
  4. Развивать основы  всех  сторон речи:  словаря, грамматического  строя  речи, связной речи, звуковой культуры речи.
  5. Создавать  условия   для развивающего  взаимодействия  в  общении,  познании  и выполнении элементарных правил поведения, ощущение успешности в деятельности и развития позитивного образа «Я».
  6. Обогащать связи  ребенка  с окружающим  миром, развивать интерес  к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности, способствовать отображению их в игровой, изобразительной, музыкальной и другой деятельности.
  • психолого-педагогическая  поддержка родителей, повышение уровня родительской компетентности в деле воспитания  и развития детей раннего возраста.

Принципы и подходы к построению программы

Программа «Я сам» построена на основе следующих принципов:

  1. системности и планомерности.

 Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать  лишь одну функцию, необходима системная работа. Занятия проводятся систематично. Материал располагается последовательно, от простого к более сложному.

  1. принцип учета возрастных особенностей.

С учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивает формирование у каждого ребенка активной и творческой индивидуальности.

3)принцип доступности.

 Материал преподносится в доступной для понимания форме, что облегчает работу с детьми, делает ее для них понятной.

4) игровой принцип.

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер.

5) принцип развития ребёнка в деятельности, так как деятельность самого ребёнка – основной фактор его развития.

6) принцип индивидуальности и дифференцированности.

Знание и учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых, постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками.

7) принцип единства развивающей и диагностирующей функции

Диагностические задания, позволяют проанализировать степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития.

Программа рассчитана на 64 часа. Занятия проводятся в группах по 6-8   человека,  в

течение учебного года 2 раза в неделю, продолжительностью 15-18 мин. Каждое занятие

представляет собой сюжетно-игровые встречи, основная часть которых  повторяется   2

раза.

Планируемые результаты:

Изменения в развитии предметной деятельности (дети активно обследуют предмет, совершают разнообразные манипуляции с ним, совершают много различных культурно-фиксированных действий; проявляют выраженный интерес к предметам)

- повышение уровня познавательной активности

- повышение уровня предметных действий

- наличие у ребёнка хорошо выраженной ориентации на оценку взрослого

 Изменения в развитии  ситуативно-делового общения

- проявление ярко выраженной инициативности в общении

- расширение репертуара средств общения  

- развитие активной речи

В ходе развивающих занятий будет развиваться внимание, мелкая моторика,  мышление и память ребёнка. Знакомство с новыми словами и понятиями обогатит речь малыша и расширит его кругозор. Выполняя простые задания, ребёнок научится различать цвет предметов, запомнит названия геометрических фигур и получит первые навыки счёта.

       Результативность программы можно отследить с помощью:

1. Включенного наблюдения за детьми во время занятий и свободной игровой деятельности. Данные наблюдений фиксируются в индивидуальных картах наблюдений 2 раза в год: октябрь и май.

2. Проведения открытых занятий

3. Анкетирования родителей с целью сбора данных об индивидуальных особенностях детей и ожиданиях родителей в начале года и выявления удовлетворенности результатом – в конце года.

4. Диагностики уровня развития детей в начале учебного года и в конце.

Содержательный раздел

Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Тема. Основные задачи

Количество часов

всего

теория

практика

  1. 1

«Времена года»

  • знакомить детей с характерными признаками времен года;                              
  • учить дифференцировать цвета (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, белый, синий);
  • развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
  • >развивать координацию движений, мелкую моторику, внимание, речь и воображение;

6

1

5

  1. 2

«Игрушки»

  • создать у детей радостное настроение, желание играть с педагогом;                             
  • >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

8

1

7

«Цвета»

  • учить находить и правильно называть жёлтый, зелёный, красный, синий цвет; 
  • развивать умение различать предметы по цвету развитие пространственного представления;
  • развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

12

2

10

«Классификация»

  • знакомить детей с внешним видом и некоторыми характерными повадками домашних и диких животных и их детенышами;  
  • учить различать овощи и фрукты, грибы, одежду, посуду, транспорт , деревья, цветы;  
  •  учить классифицировать предметы.  Знакомить с окружающим миром                       

10

2

8

«Эмоции» 

  • формирование навыков распознавания  эмоций радость, грусть;  
  • развитие навыков сопереживания;
  • развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

2

1

1

  1. 3

«Формы и фигуры»

  • Развитие способности ребенка различать: круг, шар; кубик и квадрат, треугольник и пирамида;                              
  • >развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

8

1

7

  1. 4

«Величина»

  • учить ориентироваться в различных величинах: большой, маленький, средний; длина (длинный-короткий), ширина (широкий-узкий)
  • обогащать словарный запас;                            
  • учить сопоставлять соответствующие по величине предметы;
  • >развитие умения согласовывать свои действия  с правилами игры;
  • > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи.

6

1

5

  1. 5

«Свойства предметов» 

  • знакомить со свойствами предметов: колючий, гладкий; формировать понятия  тяжелый и лёгкий;   твёрдый и мягкий;
  • формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы;              
  • развивать  тактильное восприятие;
  • развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;
  • развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь;
  •  учить  находить  сходства  и отличия между  предметами  и  явлениями.  Учить классифицировать предметы.
  •  знакомить с окружающим миром        

6

1

         5

  1. 6

«Наши помощники» 

  • научить детей понимать роль органов чувств в процессе познания окружающего  мира;                             
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, зрительного и слухового  внимания, речи и воображения;
  • Развивать умение слушать других,  реагировать  на вопросы  взрослого.

6

1

5

 Всего

64

9

55

Планирование

Задачи

Кол – во часов

Тематика занятий

Игрушки

1

создать у детей радостное настроение, желание играть с педагогом;                             

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

1

Божья коровка.

2

> сплочение группы, развитие эмпатии;                             

> снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

1

Мишка.

3

>учить рассматривать предмет и описывать его;                             

>развивать слуховое внимание;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

1

Матрешки

Время года

4

>знакомить детей с характерными признаками осени;                             

>учить дифференцировать цвета (красный, жёлтый, зелёный);

>развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

> развивать координацию движений, мелкую моторику, внимание, речь и воображение;

2

Осень

Цвета

5

*учить находить и правильно называть жёлтый,зелёный, красный, синий цвет; 

*развивать умение сравнивать предметы по цвету ;

 *развитие пространственного представления;

*развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

*развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

1

Желтый

6

1

Красный

7

1

Жёлтый и красный (закрепление)

8

1

Синий цвет

9

1

Зеленый цвет

10

1

Синий и зеленый (закрепление)

Время года

11

*знакомить детей с характерными признаками зимы, со свойствами снега;                              

*развивать  общую и мелкую моторику, внимание, речь и воображение;

2

Зима

Формы и фигуры

12

развитие и закрепление  понятий : круг, шар;                            

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

2

Мячик (шар, круг)

13

формирование понятий квадрат, куб;                             

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

2

Кубик (куб, квадрат)

14

формирование понятия треугольник, пирамида;                             

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

1

Пирамида (треугольник)

15

закрепление понятий круг, квадрат, треугольник;                             

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения.

2

Домик (закрепление форм)

Величины

16

учить ориентироваться в различных величинах: большой, маленький, средний; 

> обогащать словарный запас;                            

> учить сопоставлять соответствующие по величине предметы;

>развитие умения согласовывать свои действия  с правилами игры;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи.

2

Три медведя (большой - маленький)

17

формирование понимания величин длины;                             

> развитие навыков сравнения;

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей,  с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

2

Лиса и заяц (длинный - короткий)

18

формировать представления о величинах (широкий - узкий), учить сравнивать по ширине;                             

> обогащать словарный запас детей;

>развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры;

> развивать  координацию движений, мелкую моторику, внимание, речь.

2

Машинки

Свойства предметов

19

формировать понятия  тяжелый и лёгкий;                             

> формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы;

>развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей,  с правилами игры;

> развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь.

1

Пушинка и камень (тяжелый - легкий)

20

>формировать понятия твёрдый и мягкий;                             

> формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы;

>развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей,  с правилами игры ;

> развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь.

1

Мякиши (мягкий - твердый)

21

знакомить со свойствами предметов: колючий, гладкий;                             

> развивать  тактильное восприятие;

> развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь;

1

Ёжик (колючий - гладкий)

Время года

22

знакомить детей с характерными признаками весны;                             

> развивать зрительное внимание, умение соотносить схему с реальным изображением, учить выкладывать изображение из деталей на цветной образец;

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

2

Весна

Эмоции

23

формирование навыков распознавания  эмоций радость, грусть; 

> развитие навыков сопереживания;

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

2

Солнышко и дождик (веселый - грустный)

Классификация

24

формировать умение соотносить предмет с его словестным обозначением. Формировать словарь по теме;                             

>развивать  умение  согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

> развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь и воображение;

2

Колобок (дикие животные)

25

знакомить детей с внешним видом и некоторыми характерными повадками домашних животных;                             

>формировать словарь по теме;

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

2

Деревня (домашние животные)

26

закрепление знания диких и домашних животных;

> развивать артикуляционный аппарат детей;

>развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей,  с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

2

Мамы и детеныши

27

> обогащать представления детей об овощах, учить различать овощи;                             

> развивать зрительную память, внимание;

>развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

> развивать координацию движений, мелкую моторику, речь;

2

Овощи

28

обогащать представления детей о фруктах, учить различать фрукты;                             

>развивать зрительное внимание;

>развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

2

Фрукты

Наши помощники. 

29

> научить детей понимать роль органов чувств в процессе познания окружающего мира;                             

> снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, зрительного и слухового  внимания, речи и воображения;

2

Мои помощники (ушки, носик, глазки)

30

> научить детей понимать роль органов чувств в процессе познания окружающего мира;                             

> снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, зрительного и слухового  внимания, речи и воображения;

2

Мои помощники (ручки, ножки)

31

> проверка полученных в течение года знаний: цвет, формы и фигуры, величина; свойства предметов                             

>развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры ;

> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения;

2

Игрушки (диагностическое)

Всего:

64ч.

Организационный раздел

Структура занятий.

 Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают  в ладошки, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.                                                                                    

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность обследовать предметы, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.

Структура  занятия  

 Приветствие  каждое занятие 1 мин

Сказка, потешка-игра. каждое занятие 5мин

Изобразительная деятельность:

-рисование  (пальцами, кисточкой; карандашами, фломастерами)

 - лепка(пластилин, тесто)       чередуются   5 мин

Пальчиковая гимнастика  каждое занятие 1 мин

Игры с песком ( с крупой )  один раз в месяц 7 мин

Игры с кубикам через каждые два занятия 5  мин

Свободная игра детей каждое занятие  5 мин

Релаксация  каждое занятие  3 мин.

Прощание каждое  занятие 1 мин

  Занятия длительностью 15-18 минут проводятся 2 раза в неделю по подгруппам (до 8 человек).

Методы и приёмы обучения

Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения;

Методы и приёмы развития зрительного восприятия: наглядные пособия, панно, дидактические игры.

Методы и приёмы развития крупной и мелкой моторики: движение под музыку; подвижные игры, пальчиковые игры – гимнастики, дидактические пособия на развитие мелкой моторики (шнуровки, мозаики, игры с песком)

Методы и приёмы развития речи: артикуляционная гимнастика, стихи, потешки, сказки;

Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление  эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Оснащение занятий

Для занятий по предлагаемой программе используются: стулья, столы; магнитная доска

Специальная атрибутика: персонажи (ёжик, тучка, солнышко, три медведя, божья коровка, заяц, лиса, колобок,  обезьяна, дикие лесные и домашние животные,  куклы в зелёной, красной, желтой, синей  одежде, надувной мяч, снеговик) звучащие мячики, набор игрушек; контейнеры с крупой, деревянные бусы 4 – х основных цветов.

Дидактический материал: альбомы для рисования; простые и цветные карандаши; гуашь, солёное тесто, кисти; фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями; схемы-эмоции, блоки Дьенеша, геометрические разноцветные фигуры

панно «Дерево» с набором жёлтых и зеленых листьев; панно «Яблоня» с набором красных и жёлтых яблок; муляжи овощей и фруктов; деревянный (кубики) и пластмассовый конструктор, мягкие набивные кубики, колокольчики

Техническое оснащение занятий: магнитофон; CD – диски : «Музыка с мамой» Е. Железнова, голоса животных, звуки природы; цифровой фотоаппарат.

Диагностика.

Проводится в октябре  и в конце учебного года в мае (после окончания курса программы).

Метод: карта нервно – психического развития детей третьего года жизни ((2 – 3 г.) (Печора К. Л., Аксарина Т. М).

Цель: получить информацию об уровне развития психических процессов каждого для создания условий развития.

Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.

Комната для проведения занятий должна быть оборудована надлежащим образом, не должно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.

Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности воспитанников в ГБДОУ

В группах организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей, созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей (уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей): игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности. Имеется достаточное количество дидактических, развивающих игр, пособий, обучающие игры, интерактивная доска, проектор и т.д.

 Сотрудничество педагога с семьёй. 

Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родители осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка. Перед началом занятий родителям презентуется программа,  в ходе общения и по окончании занятий предлагаются рекомендации, касающиеся развития детей, организации их деятельности в домашних условиях.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников:

  • открытый просмотр занятий
  • родительские собрания;
  • наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки – передвижки, выставки детских работ; буклеты и т. п.;
  • консультации, семинары – практикумы, тренинги;
  • совместные игровые сеансы родителей и детей.

Литература:

1. Алямовская В.Г. Ясли - это серьёзно. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 130 с. .

 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет сада. - М.: просвещение, 1991. - 207 с.  

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.:

ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

4. Будко Д.Г., Волкова Т.А. Жили-были малыши: Программа практикума общения

родителей и детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и сценарии занятий. Часть 1.

Знакомство. Цвет. Осень. - Омск, 2005. - 68 с.

5.   Гарбер Е. Ребёнок от рождения до школы. - М.: Школьная пресса, 2001. - 112 с.

 6.  Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Радиной

Е.И., Поповой М.И..Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е. М.,

"Просвещение", 1972. 191 с.

 7. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребёнка.

Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. – 160 с.

 8. .Лешли Д. Работать  с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать

проблемы: Пер. с анг.: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвешение, 1991, - 223

9 ..Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего

детства). – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 176 с.

 10. Лямина Г.М.Развитие речи ребёнка раннего возраста: метод. пособие.- М.:

Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

 11. Обучение с пелёнок. Популярная методика игровых уроков. Москва. ОНИКС

21 век. Санкт-Петербург. ОНИКС-СПб. 2004. - 43 с.

 12. .ПавловаЛ.Н. Второй год жизни. Дошкольное воспитание. №№ 1,2,3,4,5.2004.

13. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. для работников

дошкю учреждений. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

 14. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста:

Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

 15. Правильно ли мы воспитываем малыша: Пособие для воспитателя детского

сада./ Под ред. Л.Ф.Островской, - 2-е изд. испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. – 128 с.

16.Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М.:Школьная пресса,

2001. - 160 с.

 17. Раннее развитие. Современные методики. Русский семейный журнал. 2005. - 144 с.

 18. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к

дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2004. - 72 с.

 19. Силберг Д.Развивающие игры для годовалых малышей./Пер. с англ.

Е.Г.Гендель. - Мн.: ООО "Попурри", 2005. - 240 с.

 19. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) /

Авт.-сост. Сотникова В. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. - 136 с.

20. Славкина М.А. Возрастная психология (психология развития). 100 вопролсов -

100 ответов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 159 с.

21. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.

Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. Методическое пособие

для практических психологов. 2-е изд.испр. и доп. - СПб.: "ДЕТСТВО_ПРЕСС", 2005. -

Диагностика  развития детей 2-3 лет

Цвет

Критерии

2 года

2,5 – 3 года

Не владеет

Сличение

 

 

 

Выбор названия

 

 

 

Самостоятельное название

 

 

 

Форма

Критерии

2 года

2,5 – 3 года

Не владеет

Сличение

 

 

 

Выбор названия

 

 

 

Самостоятельное название

 

 

 

 Предметный гнозис

Называет 4 – 5 картинок

в 2 года

Называет многие из групп

2,5 года

Все предметы, свойства, качества

3 года

Не владеет

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Выбор из 2-х картинок в 2 года

Выбор из 4 картинок в 3 года

Не владеет

 

 

 

Конструктивный праксис

Возраст

детей

 

Действия

Разрезная картинка

из 2-х фрагментов

Разрезная картинка

из 3-х фрагментов

Не владеет

2 - 2,5 года

Совершает целенаправленные действия

 

 

 

 

Соединяет части без анализа полученного целого

 

 

 

 

Прикладывание с разворотами

 

 

 

 

Зрительное соотношение частей

без прикладывания

 

 

 

3 года

Совершает целенаправленные действия

 

 

 

 

Соединяет части без анализа целого

 

 

 

 

Прикладывание с разворотами

 

 

 

 

Зрительное соотношение частей без прикладывания

 

 

 

Конструирование по подражанию

(указывается количество детей всего, обследуемых и % по каждому критерию)

 

Показатели

2 – 2,5 года

3 года

Не владеет

 Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений

 

 

 

 Подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения

 

 

 

 Сопоставление и исправление ошибок

 

 

 

 Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений

 

 

 

 Самостоятельный анализ образца и воспроизведение

 

 

 

 

Пространственный гнозис

Параметры

2 – 2,5 года

3 года

Не владеет

 Понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 – 2 заданиях, легко исправляется

 

 

 

 Выполняет все задания

 

 

 

 

Диагностика способов действий

Складывание пирамидки

 

Нормативы

Пирамидка

из 4 колец с колпачком

Пирамидка

из 6 колец с колпачком

Не владеет

2 – 2,5 года

Собирает пирамидку без учета величины

 

 

 

3 – года

Собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания

 

 

 

Разбор и складывание матрешки

 

 

Двусоставная

3 и 4-х

составная

Не владеет

2,5 года

Неспецифические манипулятивные действия

 

 

 

 

Простое манипулирование предметом

 

 

 

 

Силовая проба

 

 

 

 

Целенаправленная проба

 

 

 

 

Примеривание

 

 

 

 

Зрительное соотношение

 

 

 

3 года

Неспецифические манипулятивные действия

 

 

 

 

Простое манипулирование предметом

 

 

 

 

Силовая проба

 

 

 

 

Целенаправленная проба

 

 

 

 

Примеривание

 

 

 

 

Зрительное соотношение

 

 

 

 Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации

Оценка

Эмоциональное состояние ребенка

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

+3

Весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен

Много друзей, охотно играет с детьми

Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

Очень хороший аппетит, съедает все

+2

Улыбается, настроение хорошее, спокоен

Сдержан, просится на руки, играет неохотно

Сон спокойный

Нормальый

+1

Иногда задумчив, замкнут

Безразличен к играм, отстранен, замкнут

Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго

Аппетит выборочный, но насыщенный

-1

Легкая плаксивость, хныканье

Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

Отвергает некоторые блюда

-2

Плачет за компанию, плач приступообразный

Проявляет тревогу, бросает начатые игры

Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне

Приходится следить за тем, чтобы  ел

-3

Сильный плач, подавленное настроение

Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

Отсутствие сна, плач

Отвращение к еде, кормление мучительно

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  • хороший аппетит;
  •   охотное общение с другими детьми;
  • спокойный сон;  нормальное эмоциональное состояние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...