«Роль игры в эмоциональном развитии и социализации личности ребенка раннего возраста». ( с слайдовой презентацией)
презентация на тему
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах людях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad2_emots.raz_.docx | 22.29 КБ |
prezentats.2_emots.razv_.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 11 «Чебурашка» Тамбовская область, г.Моршанск |
Консультация для педагогов из опыта работы:
«Роль игры в эмоциональном развитии и социализации личности ребенка раннего возраста». ( с слайдовой презентацией)
Воспитатель: Пономаренко Т.В.
1.С."Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать - им требуется уметь играть” (Фрэд Роджер-с.)
2.С.В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка такую среду представляет игра и разнообразная деятельность. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
3. С. В процессе деятельности общения младенца с взрослым зародилась предметная деятельность, в процессе предметной деятельности начинает складываться игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника.
4. С. Фрейд писал: "... в игре ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится... он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает все свои эмоции”.
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире - мире символов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Игра дает возможность ребенку отреагировать на ситуации, которые для него не приятны, запутаны, сложны. Маленькому ребенку недостает семантической беглости, способность понимать у него только формируется... различные типы игр идеально подходят выражения его чувств и отношений”.
5.С.Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа "игры", как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и "ясельные" дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве.
6. С.Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение с взрослыми.
Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Игра - символический язык для самовыражения; игра открывает нам, что ребенок пережил, чувства, связанные с тем, что он пережил, какие желания, мечты, его потребности.
7.С.Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
8.С.Основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, в процессе игры происходит глубокие преобразования тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.
9.С. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
10.С.Из практики я заметила, что различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально- активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления , поэтому на этих детей я обращаю особое индивидуальное внимание.
Я заметила, что эмоции развиваются в ходе действий с персонажами, происходит взаимодействия и взаимоотношения между персонажами и детьми. Наблюдая за игрой, я определила, как складываются отношения со сверстниками. 11.С.Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, мы с вами дорогие коллеги должны организовать так игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.
12.С. Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.
13.С.Я начинаю свою деятельность в раннем возрасте с самых простых игр– «Прятки», «Ладушки», «Сорока» и многие другие, которые включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые многократно адресую малышу. 14.С. Он не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей. В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации. Начиная со 2 мл.группы я в своей практики использую театрализованные игры.
15.С. Но для раннего возраста характерны игры-забавы, дидактические игры.
Я использую народные: игры-потешки («Ладушки», «Сорока», «Едем-поедем», «Баран-баран» и пр.), хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, салочки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Эти игры относятся к играм-забавам. Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. Из игр дети познают элементарные взаимоотношения, явления и вообще познают мир.
16.С.К играм-забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображают животных, птиц, насекомых, машину, паровоз и др.
18.С.В дидактических играх ставлю конкретную педагогическую задачу. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры – лото, домино, мозаики и пр.
19.С. Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад. Так, в играх-забавах и подвижных играх происходит социализация ребёнка, развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи.
20.С.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка такую среду представляет игра и разнообразная деятельность. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
В процессе деятельности общения младенца с взрослым Предметная деятельность Игра
Фрейд писал: "... в игре ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится... он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает все свои эмоции”.
Общение с другими детьми в раннем детстве 2 год жизни 3 год жизни
общение со сверстниками способствует эмоциональному развитию
Игра насыщена эмоциями: Удивление Волнение Радость Восторг Огорчение Злость И так далее
основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях
Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах Становление Совершенствование в игровой деятельности Возникновение и развитие эмоций Развитие игры
два типа эмоционального поведения детей раннего возраста. Эмоционально-активные Эмоционально-пассивные
Диапазон эмоций в игре От безразличия и игнорирования До заинтересованности и поддержки
Участие воспитателя в игре
Первые игры для малышей Ладушки Сорока
Ребёнка привлекает в игре эмоциональная окраска, возможность побегать, возможность попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения
Игры для раннего возраста: Игры-забавы : игры-потешки « Ладушки», «Сорока», «Едем-поедем», «Баран-баран» и другие . хороводные «Каравай», «Пузырь» и другие. подвижные игры «Прятки», «Салочки», « Ручеек» и другие. Дидактические игры: игры с матрешками, пирамидками, вкладышами. настольные игры – лото, домино, мозаики и другие
Игры-забавы Хороводная игра «Каравай»
Имитационные игры
Дидактические игры Настольная игра-мозайка
Выводы: Происходит социализация Развивается эмоциональная сфера Двигательная активность Умение координировать свои действия с действиями партнера Внимание Восприятие Мышление Воображение Речь
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда образовательного учреж-дения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»
Конференция 2017г. (брошюра)Программа конференции...
«Социализация личности детей раннего возраста через привитие навыков культуры поведения»
Воспитание ребенка в коллективе....
«Социализация личности детей раннего возраста через привитие навыков культуры поведения»
Презентация...
Статья "Развитие творческих способностей с помощью сказкотерпии, как фактор социализации личности ребенка дошкольного возраста"
Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обла...
Презентация "Развитие творческих способностей с помощью сказкотерпии, как фактор социализации личности ребенка дошкольного возраста"
Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности....
Социализация личности ребенка дошкольного возраста поликультурной группы в процессе работы над сказкой
Аннотация. В статье рассматривается социализация личности ребенка дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой.Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращи...
Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста»(презентация)
Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое....