Статья "Развитие творческих способностей с помощью сказкотерпии, как фактор социализации личности ребенка дошкольного возраста"
статья на тему

Кузьмина Надежда Игоревна

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Они инициативны, проявляют интерес ко всему новому и необычному, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_s_pomoshchyu_skazkoterpii.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей с помощью сказкотерпии, как фактор социализации личности ребенка дошкольного возраста

МБОУ ЦРР №366

 педагог-психолог

1 квалификационной категории

Кузьмина Надежда Игоревна

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Они инициативны, проявляют интерес ко всему новому и необычному, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Игра стимулирует появление творческих способностей ребенка, создает условия для личностного роста. Нам остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Игру существенно дополняет сказка. Сюжетная линия игровых ситуаций выстроена таким образом, что часто познавательная деятельность заканчивается подвижной игрой. Танцем или пластичным движением под музыку. Используется как совместная игровая деятельность, так и самостоятельная игровая деятельность.

Самостоятельная игровая деятельность детей чрезвычайно важна для их развития. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретенных  совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуются ручная умелость и интеллект. Если во время игровых ситуаций малыши проявляют к рассматриваемой игре интерес и прощаться с ней н желают, то совместная деятельность детей и взрослых плавно перетекает  самостоятельную.

Сказки-методики содержат игровое обозначение понятий, дополнительную игровую мотивацию, помогают взрослому организовывать ненавязчивое обучение детей дошкольного возраста в развивающей игре.

Используемые методики берутся за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих занятий. Работу по этим методикам можно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.

Не всякая сказка способна повлиять на развитие личности человека, гармонизацию взаимоотношений. Сказка должна быть живой: не только уводить в воображаемый мир, но и помогать ребенку по-новому взглянуть на ситуацию – с мудрой, сказочной точки зрения, и попытаться измениться, стать взрослее.

Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героями совсем  не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомиться с игрой, выполняет творческие задания, решает интеллектуальные задачи. Мы используем  несколько методик: «Сказочные лабиринты игры», «Сказки фиолетового леса», - автор Воскобович В.В.,  «Волшебный возок» - Кротов.В. , «Погружение в сказку» - Погосова Н.М., «Мой мир», «Моя судьба» -Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П.

А ведь чудо совсем рядом. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка.

Задачами нашей работы являются:

  1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
  2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и обьектам окружающей действительности.
  3. Развитие воображения, креативности мышления.
  4. Развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
  5. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей.

 Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей. 

Широкий диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети от 2 до 7лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется  система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для  себя малыш осваивает цифры или буквы, узнает и запоминает цвет и форму предметов, тренирует мелкую моторику рук, развивает речь, мышление, внимание, память и т.д.

Вариативность игровых упражнений и задач.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых упражнений и заданий.

Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумать и воплощать задуманное в действительность.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Методический материал к развивающим играм представлен в виде сказочного сюжета с системой постепенно усложняющихся поисковых, творческих вопросов и игровых заданий. Предполагаемый сюжет, если есть в этом необходимость, можно изменить. Изменения могут проходить как по сюжетным линиям, так и по содержанию заданий и упражнений.

Фрагменты сказочных занятий  могут с успехом использоваться родителями. Родители не просто могут прочитать сказку, а поиграть вместе с ребенком, прожить сказку, наполнить энергией сказочных  образов, излучающих силу, отвагу и жизнелюбие.  Совместные игровые мероприятия детей и родителей помогают родителям понять важность игрового обучения детей дошкольного возраста, побуждают принять участие в воспитании детей в дошкольном учреждении. Также сочинение историй используется нами как способ решить внутрисемейные проблемы. Ребенок последовательно ставиться в позицию того или иного лица посредством предметов отражающих тип взаимоотношений в реальной семье и семье сказочной. Такой способ помогает сформировать у ребенка определенную социальную позицию.

Используем такие игры Воскобовича, как: «Читайка», «Змейка», «Разноцветные веревочки», «Чудо-соты», «Волшебная восьмерка», «»Чудесная поляна Золотых Плодов» , « Фонарики», «Яблонька», « Снеговик», «Парусник» и т.д.

Материал, основанный на сказках, должен «уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем занятия, когда нашим воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятия наших больших и маленьких воспитанников активными, стимулирует их способность к размышлению.

Сказка, которая произвела на малыша впечатление, остается в нем надолго и учувствует в создании душевного фона для новых переживаний.

Каждая из проблем, связанных с детской скукой и с творческим развитием ребенка, приобретает здесь – с помощью сказки – игровую форму, которая побуждает к преодолению и развитию

Сказка учит тому же, чему учит философия: единству и взаимосвязи всего живого на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в ранне...

СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА

Помогает решить проблемы вовлечения  социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....

Социализация личности ребенка дошкольного возраста поликультурной группы в процессе работы над сказкой

Аннотация. В статье рассматривается социализация личности ребенка дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой.Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращи...

Общение в семье как главный фактор в формировании личности ребенка дошкольного возраста

статья "Общение в семье как главный фактор в формировании личности ребенка дошкольного возраста"...

Презентация " Детский коллектив, как фактор социализации личности ребенка"

Используя замечание А. С. Макаренко, детское объединение необходимо рассматривать как "инструмент прикосновения к личности". Необходимость же постановки такой цели в процессе воспитания обус...

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...