Доклад-презентация. «Организация предметно-пространственной среды в детском саду в рамках ФГОС ДО».
методическая разработка на тему

Романишко Татьяна Леонидовна

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит  к   развивающей предметно - пространственной среде определённые требования.  

Педагоги должны руководствоваться – учётом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, созданием условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.

Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка.

 Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада №28 "Ёлочка"г.Клинцы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное    учреждение   детский сад №  28 «Елочка».

ул. Мира 99- А Брянская область, г. Клинцы, 243145

                                                        тел. 8- (48336)   5-09-78,

ОГРН 1023201342328, ИНН/КПП 3203005426/324101001

                                 Доклад-презентация.

«Организация предметно-пространственной среды

             в детском саду в рамках ФГОС ДО».

                                                         

                                                            Старший воспитатель МБДОУ №28:

                                                            Романишко Татьяна Леонидовна.

                                                      2015г.

                 

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит  к   развивающей предметно - пространственной среде определённые требования.  Педагоги должны руководствоваться – учётом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, созданием условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.

1 Слайд

Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. При создании развивающего пространства в групповом помещении,  необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии,  это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. 

2 Слайд

 Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

 ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. 

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 – спокойная

С учётом этого РПП среда строится по- разному в соответствии с возрастными особенностями детей.

  3 Слайд   РПП среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. С этой целью игровое оборудование размещено по периметру группы. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

  4 Слайд

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен  на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

5 Слайд

В младших группах детского сада    размещены игровые панели  для развития мелкой моторики «Кто за дверцей», тихие тренажёры «Ладошки - растишки», дидактические игры «Геометрические формы», «Моторчик», Перекинь бруски», «Потяни за шарик», «Помести деталь», сенсорные полочки и столики мимо которых не могут пройти наши малыши. В первой младшей группе есть зона игр с песком. Мнемотаблицы используются при обучении детей рассказыванию и заучивании стихов.

   6 Слайд

  РПП среда в среднем дошкольном возрасте:                                                                   Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

   7 Слайд  

РПП среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

   8 Слайд

  Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1 - Содержательно-насыщенной

Насыщенность среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

2 – Полифункциональной

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.). Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. 
3–Трансформируемой                                                                                                     Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: От образовательной ситуации; От меняющихся интересов детей; От возможностей детей. Принцип транформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
4 – Вариативной

Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.

5 - Доступной

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности. Исправность и сохранность материалов и оборудования

6 – Безопасной.                                                                                                    

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

9 Слайд

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

10 Слайд

Социально-коммуникативное развитие:

- Центр ППД

- Центр пожарной безопасности

- Центр труда, уголок дежурств

11Слайд     - Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

12 Слайд

Познавательное развитие:

Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр экспериментирования

13 Слайд

Речевое развитие:

Центр речевого развития или уголок речи грамотности

Центр «Будем говорить правильно»

Центр «Здравствуй, книжка! »

14 Слайд

Художественно-эстетическое развитие включает:

- Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»

- Центр музыкально-театрализованной деятельности

15 Слайд

Физическое развитие: Центр физического развития, Центр сохранения здоровья, Спортивный уголок «Будь здоров! ».

 Во всех группах оборудованы физкультурные центры, содержащие все необходимые пособия: ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, мелкие игрушки и много е другое для проведения утренних гимнастик и образовательной деятельности по физическому развитию.   Для проведения  гимнастик после сна во всех группах есть дорожки здоровья, тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, развития дыхания.

 Многие пособия изготовлены руками педагогов. В зависимости от сезона, имеется выносной материал для проведения образовательной деятельности по физическому развитию и организации двигательной  активности на прогулке.

16Слайд

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

17 Слайд

Спасибо за внимание!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования

Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования ...

" Организация предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО" 2014\ 2015 г.

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме:  " Организация  предметно - пространственной  развивающей  среды  в ДОУ    в...

Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО

Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей,  с учетом их воз...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группы, в соответствии ФГОС.

Вопрос организации предметно-развивающей среды  на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре осно...

Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования

Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды группы детского сада в социально-коммуникативном развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Организация предметно-пространственной развивающей среды группы детского сада в социально-коммуникативном развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»...