Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Мартынова Нина Геннадьевна

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с использованием средств музейной педагогики.

Раздел: Представление о человеке в истории и культуре.

Тема: Исторический музей: быт русского народа.

                                                                                               Воспитатель: Мартынова Н.Г.

                                                     Музыкальный руководитель: Черепанова Л.М.

Черногорск,  2010 год

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с разнообразием музеев. Закреплять знания о возникновении музеев, историко-культурном значении экспонатов. Закреплять представление о труде и быте русского народа. Познакомить со способом освещения жилья с помощью лучины. Формировать осознание детьми принадлежности к своему народу, воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование: Оформление «Русской избы»: печь, стол, скамейки, сундук с одеждой, посуда, люлька с куклой, веретено. Колодец. Мультимедийная презентация по теме занятия.

Предшествующая работа: Беседа о музеях, занятие по разделу «Окружающий мир» -  «История вещей», занятие по разделу «Окружающий мир» - «Быт русского и хакасского народов», разучивание песен, танца на музыкальных занятиях. Чтение книги «Как рубашка в поле выросла»

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, у вас дома есть любимая игрушка? А у ваших родителей есть предметы, которые им дороги и которые они хранят?

Дети:

Воспитатель: У каждого человека есть вещи, которые ему очень дороги, он хранит их как память о чем-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычно красивое, чтобы потом показать своим внукам. Сейчас есть специальные учреждения, где хранятся вещи, которые дороги многим людям. Как они называются?

Дети:

Воспитатель: Как называются вещи, которые хранятся в музеях?

Дети:

Воспитатель: Вы уже знаете, что музеи бывают разные. Есть музеи, которые рассказывают нам о истории народа, о том, как жили древние люди и наши предки – славяне. Как называются такие музей?

Дети:

Воспитатель: В других музеях представлены предметы искусства: картины, скульптуры. Как называются такие музеи?

Дети:

Воспитатель: Есть еще третий вид музеев. Эти музеи рассказывают своими экспонатами о профессиях или ремеслах, это…?

Дети:

Воспитатель: А еще существуют особенные музеи, которые объединяют все направления. Они рассказывают нам об истории города или края, в них собраны коллекции произведений искусства, созданных в городе или крае, представлены ремесла города или края, их развитие или угасание, а иногда и исчезновение в связи с историческими или географическими изменениями. Как называются такие музей?

Дети:

Воспитатель: В каких музеях вы были?

Дети:

Воспитатель: Краеведческие музеи есть во многих городах. А вот исторические и художественные музеи только в больших городах. В каких российских городах можно посетить самые известные в стране музеи?

Дети:

Игра «Узнай музей»

Воспитатель: Сегодня наш зал превратился в исторический музей. Посетив наш музей, мы перенесемся на 200 лет назад, и попадем а русскую деревню 19 века. (Открывается занавес)

Воспитатель: Как называется жилище русского человека?

Дети:

Воспитатель: Какой главный предмет был в избе? Почему вы так думаете?

Дети:

Воспитатель: Какая мебель была в избе? (Уточнить отличие лавки от скамейки, обратить внимание на люльку).

Дети:

Воспитатель: Где люди хранили одежду?

Дети:

Воспитатель: Какую одежду и обувь носили наши предки?

Дети:

Воспитатель: Из чего изготавливали одежду и обувь?

Дети:

Воспитатель: Долгими зимними вечерами девушки и женщины пряли пряжу. Из этого ремесла произошла профессия пряхи. Как называется этот инструмент пряхи? Женщины пряли и пели песни. (Песня «Позолоченная прялица»)

Дети:

Воспитатель: Из пряжи потом ткали холст. Так появилась профессия ткачихи. Пряха и ткачиха – это женские профессии, а какие мужские профессии были у наших предков? Любую работу сопровождала русская песня (Песня «Во кузнице»)

Дети:

Воспитатель: У наших предков не было электрических и микроволновых печей, поэтому и посуда была другая. Как называлась посуда? Из чего была сделана?

Дети:

Воспитатель: Водопроводного крана в избе тоже не было, где же брали воду?

Дети:

Воспитатель: И электрического света также не было, чем же освещалась изба зимними вечерами? Изба освещалась лучиной. Лучины делали из полена. Острым ножом отрезали от полена тонкие палочки, сушили их на печке. Вечером вставляли лучину в светец, а на пол бадью с песком или водой. И при таком тусклом свете выполняли всю домашнюю работу.

Трудная жизнь была у наших предков. Они много работали, но и отдыхать тоже умели. В праздники устраивали гуляния: катались на лошадях, водили хороводы, пели песни и плясали. Какой народный танец вы знаете? (Исполняется кадриль, после танца занавес закрывается).

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? Что интересного вы увидели? Что нового вы узнали? Что вам понравилось?

Дети:

Литература:

Моя Родина – Россия. Комплект из пяти книг с методическими рекомендациями для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2009

Музейная педагогика: Из опыта методической работы /  Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.:ТЦ Сфера, 2006

Родина Н.М «Вчера и сегодня», Издательский дом «Карапуз», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской" Цели:1.      Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с ...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. «Великая победа. Подвиг народа во времена Великой Отечественной Войны»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.«Великая победа. Подвиг народа во времена Великой Отечественной Войны»Цель: Воспитывать патриотические ...

Конспект занятие для детей старшего дошкольного возраста "Варежки - символ русской зимы"

Конспект занятие для детей старшего дошкольного возраста "Варежки - символ русской зимы"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Музыка народов Оренбуржья»

Через музыкальное наследие народов Оренбуржья  дети знакомятся с музыкальными традициями казахского, татарского  и  башкирского  народов....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Традиции татарских и башкирских народов Оренбуржья»

Наследие Оренбуржья расскрывает интерес к многонациональному многообразию  компонентов музыкальных инструментов у татарских и башкирских народов....