Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Музыка народов Оренбуржья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Стыдова Ольга Николаевна

 Через музыкальное наследие народов Оренбуржья  дети знакомятся с музыкальными традициями казахского, татарского  и  башкирского  народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Музыка народов Оренбуржья»718.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё»

Тема занятия: «Музыка народов Оренбуржья»

Цель: Познакомить детей с музыкальными традициями казахского, татарского  и  башкирского  народов.

Задачи:  Формировать  образное  мышление,  умение  воспринимать  и понимать    эмоционально-образное  содержание  музыкального произведения;  Развивать  слуховое  восприятие

  Воспитание    российской  гражданской  идентичности  в  поликультурном и  многонациональном  обществе.

Оборудование:  Презентация    к  занятию.  Опоры  «здравствуйте»  на башкирском,  татарском,  казахском  языках,  запись  казахской    песни «Жаргалай».  Шаблон  домбры  для  вырезывания,  казахский  орнамент, цветные  карандаши.

Ход занятия

Организационный  момент.  

Воспитатель: - Улыбнулись,  подтянулись!  Очень  рада,  что  вы  готовы  к занятию,  а  значит, мы начинаем!  

Сейчас я вновь хочу с вами поздороваться, ведь желать здоровья можно и несколько раз в день.

СалемЕтиз исәнмесез, хаумахагат (опоры на доску)

- На каких языках я с вами поздоровалась? На языках наших соседей – основных национальностях, проживающих вместе с русскими в Оренбургской области. (Показать  картинки  народов) Это казахи, татары и башкиры.

По данным статистики, в Оренбуржье проживает 37 представителей различных национальностей. Но многочисленнее  всего три данных национальности.

И сегодня, ребята, тема нашего занятия: «Музыка народов Оренбуржья». Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой казахского народа, а на следующих занятиях познакомимся с музыкой  татарского  и  башкирского  народа.

Работа по теме занятия.

Музыка казахского народа.

«Песня – душа народа, песня рассказывает о жизни, быте народа, его мечтах».

Даже не зная языка, мы сможем понять, о чем поется в песне, ведь музыка не знает границ.

Послушаем казахскую народную песню «Жаргалай».

Задание:

1. Определите  содержание, о чем поется в песне? (Ответы  детей)

2. Кто знает, как называется музыкальный инструмент, на котором аккомпанирует певица? (картинка  инструмента)

«Визитной  карточкой» культурного наследия казахского народа, является древнейший музыкальный щипковый инструмент ДОМБРА или как ее называют ДОМБЫРА.

Какому русскому народному инструменту является  родственницей домбыра? (домре). У  них и название почти одинаковое.

- Ребята, я хочу вам рассказать легенду о домбре.

 

Легенда о домбре.

— Давно это было. Очень давно. Еще, когда домбыра была четырехструнной.

Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. У него  был старший сын по имени Джучи. Джучи тоже стал великим полководцем.

Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. Тогда жизнь кочевников заключалась в завоеваниях чужих земель. Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана.

Однажды с охоты не вернулся его любимый сын – Джучи и хан послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе.

Надо сказать, что в те годы у тюрков, в том числе и монголов, существовал закон: за хорошую «красную» весть щедро награждать, а за плохую «черную» – жестоко наказывать.

Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую –нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды.

И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти.

Поклонившись  повелителю  мира  в  пояс,  он  сказал:  «О,  великий хан, справедливость  твоя  не  имеет  границ.  Слушай  мою  домбыру  и  ты  узнаешь  о  судьбе  своего  сына».

И  полилась  печальная  повесть  о  том,  как  охотился  на  диких  куланов  молодой  хан  Джучи,  подстрелив  одного  из  них.  Но  раненый  кулан  был  разъярен  и,  ударив  ногой  охотника,  поразил  его  насмерть…

Долго  еще  пела  домбыра,  рассказывая  о  неудачной  охоте,  долго  текли  слезы  у  жестокого  властелина…

И  повелел  тогда  старый  хан  казнить  домбыру.  И  плеснули  на  нее  из  ковша  раскаленный  свинец.

Застонала  домбыра,  в  последний  раз  прозвенели  ее  струны.  И  две  из  четырех  струн  не  выдержав  боли,…  лопнули.

С  той  поры  у  домбыры  осталось  только  две  струны,  но  она  по-прежнему  поет.

Познакомимся  с  основными  музыкальными  инструментами  казахского  народа.

(Показать  картинки  инструментов)  

Среди  национальных  инструментов  казахов  выделяют:

Жетыген  —  казахский  народный  щипковый  инструмент  с  семью  струнами.  –  гусли

Сыбызгы  делали  из  трубки  тростника,  где  прорезали  три  отверстия.  Дудка

Сазсырнай; Звук мягкий и  теплый, напоминающий пение птиц и завывание ветра свистулька

Дабыл  - громкий звук, который использовали в древние времена для подачи сигналов.  На  инструменте  обычно  играли  руками  или  нагайкой.  -  барабан

Дангыра  имеет  круглую  форму,  обтянут  с  одной  стороны  кожей.  Внутри вешали металлические  подвески  и  колечки.  В  основном  дангыра  применялся в обрядах. Бубен

Асатыяк применяли для шаманских обрядов. Считалось, что он отгонял злых духов. Румба.

Разновидность  казахских  национальных  музыкальных  инструментов  говорит  о богатой культуре народа. Многие инструменты использовались не только  для  исполнения  песен, но  и были  задействованы как сигнальные  для предупреждения  чрезвычайных ситуаций, ритуалах и хозяйстве.

А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

«Если  нравиться  тебе»

Если нравится тебе, то делай так (2  щелчка  пальцами  над  головой).

Если  нравится тебе, то делай так (2  хлопка  в  ладоши).

Если  нравится тебе, то делай так (2  хлопка  за  коленками).

Если  нравится тебе, то делай так (2  притопа  ногами).

Если  нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».

Если  нравится тебе, то и другим ты покажи.

- Ребята, я предлагаю вам сделать самим казахский музыкальный инструмент домбру и украсить её казахским орнаментом. На столах у вас лежат заготовки домбры, их надо вырезать и украсить.

Самостоятельная работа детей. Подведение итога занятия.

Приложение 1

Казахские орнаменты

Тема урока: «Музыка народов Оренбуржья»КАЗАХИ

Музыка казахского народаКазахская  народная  песня «Жаргалай»

Домбра – визитная карточка культурного наследия казахского народа

ДомбраЖетыген

СыбызгыСазсырнай

ДабылДангыраАсатыяк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие с волшебным колокольчиком».Занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к народам населяющим Краснодарский край.

Занятие для детей старшего дошкольног возраста по развитию толерантного отношения к народам населяющим Краснодарский край....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну музыки»

ЦЕЛИ: музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей;комплексное развитие их музыкальности; развитие воображения и фантазии детей; создание условий для объединения знаний и ощ...

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Всё про музыку мы знаем, поём, танцуем и играем»

Цель занятия:Выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую, певческую, коммуникативную деятельность с использованием распевок, музыкально-игровых движений...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» вводная беседа о писателях Курманаевского района и чтение стихотворений Н.М. Щербанова

  Способствовать воспитанию патриотических чувств. Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотойС ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Традиции татарских и башкирских народов Оренбуржья»

Наследие Оренбуржья расскрывает интерес к многонациональному многообразию  компонентов музыкальных инструментов у татарских и башкирских народов....