Главные вкладки

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по предшкольному образованию программа Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» раздел: «Учимся родному языку» Тема: «В гостях у волшебника Ударение».
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

    Галушина Оксана Викторовна

    Знакомство детей с понятием "Ударение"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_gostyah_u_volshebnika_udarenie.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

    комбинированного вида детский сад №37

    Конспект занятия

    для детей старшего дошкольного возраста

    по предшкольному образованию

    программа Н.Ф.Виноградовой  «Предшкольная пора»

    раздел: «Учимся родному языку»

    Тема: «В гостях у волшебника Ударение»

    Составила: Галушина О.В.,

          учитель-логопед

    2011 год

    Цель: Познакомить детей с понятием «ударение».

    Задачи:

    -закрепить звуковой анализ слова;

    - способствовать развитию мелкой моторики и логического мышления;

    -формировать положительную установку на участие в занятии и навыки сотрудничества.

    Материал: Мультимедийное оборудование, ворон Метр (игрушка), «Конструктор букв» В.В. Воскобовича, коврограф «Ларчик», игровизоры, рабочие тетради, символы гласных и согласных звуков и буквы, цветные карандаши.

    Ход занятия.

              Дети с учителем - логопедом заходят в группу, здороваются.

    Учитель – логопед: Ребята, вспомните и скажите, с какими буквами мы уже познакомились.

    Дети перечисляют буквы.

    Учитель – логопед: Я предлагаю поздороваться с гласными буквами, спеть с ними песню и сделать зарядку для пальчиков.

    Дети поют песенку и выполняют пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются».

    Учитель – логопед: Ребята, подождите, я что-то слышу.(Появляется ворон Метр)

    Ворон Метр: Ой беда – беда! Буквы поссорились.

    Учитель – логопед: Ворон, что у тебя случилось?

    Ворон Метр: В нашем сказочном фиолетовом лесу поселились буквы «А» и «О». Вчера они так рассорились, что даже птицы разлетелись и звери разбежались.

    Учитель – логопед: Из-за чего ссора произошла?

    Ворон Метр: Стали буквы спорить, кто из них важнее и главнее, что даже на части рассыпались.

    Учитель – логопед: Ребята, мы можем помочь ворону? Что можно сделать?

    (Предположительные ответы детей: нарисовать, собрать буквы) 

    Учитель – логопед: Правильно, молодцы. Что нам поможет собрать буквы?  (ответы детей) Тогда за работу.

    Дети берут «Конструкторы букв» В.В. Воскобовича и по желанию выкладывают буквы «А» или «О».

    Учитель – логопед оказывает индивидуальную помощь детям. Детям, выполнившим задание, предлагается нарисовать буквы на

    игровизоре. Выполнив задание, все дети вывешивают свои работы на коврограф.

    Учитель – логопед: Ребята, удалось нам помирить буквы?

    (Ответы детей)

    Ворон Метр: (прислушивается) Я слышу, буква «О» продолжает жаловаться на букву «А».

    Учитель – логопед: Так помирились буквы или нет? Кто же их помирит? (ответы детей) Я знаю одного волшебника Ударение. Я думаю, он сможет нам помочь. Как вы думаете, где живет волшебник? (ответы детей)

    На экране появляется замок и схема слова.

    Учитель – логопед: А вот и замок. Ребята, что это за решетка? (ответы детей) Молодцы. Как же нам попасть в замок? (ответы детей) Верно. Прежде чем мы составим модель слова, давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласные, твердые и мягкие согласные звуки…

           Теперь составим модель «замок». Найдите в своих тетрадях такую же картинку. Сколько в этом слове звуков? Послушайте, какие?

    Учитель – логопед произносит слово, выделяя каждый звук. Дети обозначают его в тетради фишкой. После выделения звука, обращает внимание детей на приближение замка.

    Учитель – логопед: Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных? Назовите первый гласный. Замените фишку на букву. Назовите второй  гласный. (Ответы детей: звук «а»)Это необычное слово. Слышится звук «а», но обозначается буквой «О». Замените фишку на букву. Молодцы, к замку близко подошли, но что-то мешает идти дальше?

    На экране появляется замок.

    Учитель – логопед: Ребята, что это? Мы сможем войти в замок, если висит замок? Что нам нужно для этого сделать? (ответы детей) Давайте выполним гимнастику.

    Физминутка. «На двери висит замок».

    Учитель – логопед: Замок не открылся.  Как нам быть, не знаю. Ребята, предложите, что делать?

    (Ответы детей) На экране появляется схема слова «замок».

    Учитель – логопед предлагает нескольким детям выполнить самостоятельно звуковой анализ слова. С остальными проводит совместный разбор слова. Детям, справившимся с заданием, предлагается заменить фишки гласных звуков на буквы.

    Учитель – логопед: Посмотрите, что стало с замком? (Ответы детей)

            Ребята, вы ничего не заметили в этих моделях? (Ответы детей)

            Модели слов одинаковые. Звуки и буквы одинаковые. Получается, слова одинаковые, но обозначают разные предметы.

    На экране появляется Волшебник Ударение.

    Учитель – логопед: А вот и волшебник Ударение появился. Теперь он помирит гласные буквы. Если волшебник ударит палочкой по гласной букве, она сразу же слышится ясно. Давайте голосом ударим по первой гласной в слове «замок». Какое слово получилось?

    Дети с учителем – логопедам в тетрадях ставят ударение карандашом.

    Учитель – логопед: Буква «А» в этом слове ударная. Она главная. Буква «О» без ударения. Она – безударная. А если в другом слове ударим голосом по букве «О»? (Дети произносят слово с ударением) Получится слово «замок»? Какая буква в этом слове главная (предположительные ответы детей: буква «О» в этом слове ударная. Она главная. Буква «А» без ударения. Она – безударная. Поставьте ударение на модели.

            Ребята, так кто же из букв прав в этом споре: буква «А» или буква «О»? (ответы детей)

             Каждая из этих букв может быть главной, если на нее падает ударение.

    Ворон Метр: Ой как здорово. Буквы помирились. (Аудиозапись «Колокольчики»)Послушайте, волшебство начинается. (На экране появляется салют и гласные буквы)Смотрите, смотрите. Буквы «А» и «О» танцуют рядом. Давайте и мы с ними потанцуем.

    Дети выходят и танцуют.

    Ворон Метр: Спасибо, ребята, за помощь. Я полечу в свой лес и расскажу всем, что буквы помирились. (Ворон улетает)

    Учитель – логопед: Ворон улетел, и наше занятие закончилось. Давайте наведем на своих местах порядок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие "Учимся родному языку" Тема: печатание строчной буквы ы. Моделирование слов с буквой ы.

    Занятие для подготовительного класса по разделу "Учимся родному языку"...

    Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста на тему:"Какая бывает одежда".

    Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам:зимняя,летняя,демисезонная.Рассказать о свойствах ткани (толстая,тонкая,разноцветная, однотонная)....

    Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Пуговка и Шарик в гостях у ребят»

    Цель:Создание веселого, праздничного настроения. Задачи: воспитание у детей коммуникативных качеств, чувства уверенности в себе;развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного;развитие чувства...

    Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

    Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...