Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»
учебно-методический материал на тему

Капралова Ольга Николаевна

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.  Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников. Цель моделирования - активно воздействовать на всестороннее развитие детей, обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Это значит готовить детей к успешному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstv.inov_.opyt_kapralova.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений

дошкольников через проектную деятельность и моделирование»                                            

Формирование элементарных математических представлений  дошкольников является основным направлением  работы воспитателя Капраловой О. Н. С 2008г. по 2013г. работала по теме «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование». Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.  Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников. Цель моделирования - активно воздействовать на всестороннее развитие детей, обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Это значит готовить детей к успешному обучению. Используя в своей работе наглядное моделирование, Капралова О.Н. учит детей :

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие: внимания, памяти, мышления, речи.

Концептуальность. Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. Развитие творческого воображения дошкольников и, основанной на нем, системе творческих способностей (продуктивное мышление, рефлексия), креативности как ведущем свойстве личности – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и решается на основе использования метода моделирования в  развитии ребёнка-дошкольника. Моделирование - это современный наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие абстрактные понятия. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев). Программа инновационной деятельности построена на основе основных принципов, которые решаются с учетом запросов будущего:

1.Принцип деятельности включает ребенка постепенно в познавательный процесс.

2.Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3.Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях и других режимных моментах.

4.Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

5.Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Наличие теоретической базы опыта. Поиск эффективных средств познавательного развития детей, выявление условий становления познавательной деятельности в дошкольном детстве является темой научных работ многих современных исследователей. (Е.Л.Агаева, Л. А. Венгер, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, О. В. Суворова и др.). Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др.), в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.). Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения. Для моделирования этих отношений ребенок может использовать условно-символические изображения, и даже несложные графические схемы. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами -А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным, О.М.Дьяченко и др. Принимая за основу мнение известных педагогов, проанализировав эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами  педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, Ольга Николаевна на протяжении  пяти лет использовала в работе по математическому развитию: различные модели, схемы, знаки, символы, мнемотаблицы, технологии ТРИЗ. Задачи математического развития дошкольников и формирование у них интеллектуальных  качеств Капралова О. Н. решала интегративно в ходе освоения всех образовательных областей,  придерживаясь  педагогической идеи:

  1. В центре внимания – ребенок.
  2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
  4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях и видах деятельности.

Результативность опыта. Работа с наглядными моделями не только помогает детям научиться анализировать, сравнивать, обобщать, но и существенно обогащает их речь; анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии и является одним из хороших показателей готовности ребенка к обучению в школе. О результатах работы свидетельствуют данные мониторинга воспитательно-образовательной работы: 2010г.-2011г. : В-7%, С-57%, Н- 36%;  2011-2012 г.г. : В-7%, С- 67%, Н-26%; 2012-2013г.г.: В-13%, С-67%, Н- 20%.

Анализ проведенной работы и результаты мониторинга показали, что:

1. Дети без затруднения ориентируются в знаковой системе и способах кодирования информации с помощью мнемотаблиц и графических моделей.

2. Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.

3.Повысился интерес к познавательной деятельности.

4. Совершенствуется устная речь детей и развивается логическое, образное мышление, память, внимание.

Обмен опытом и возможность тиражирования

 Опыт работы Капраловой О. Н. известен в городе и республике:

2009г.- участие в формировании сборника материалов Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых, посвященной 50-летию института – 48-е Евсевьевские чтения «Педагогика и образование: проблемы, решения, перспективы»

2012г. – обобщила свой опыт работы на VIII Международной научно-практической конференции – Осовские педагогические чтения в ФГБОУ ВПО МГПИ им. М. Е. Евсевьева по проблеме: «Образование в современном мире: новое время – новые решения» по теме «Использование моделирования в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

2013г. –  обобщила свой опыт работы на Межрегиональном научно-практическом семинаре в ФГБОУ ВПО МГПИ им. М. Е. Евсевьева по проблеме «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» по теме «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

2013 г.-выступление на городском профильном консультативном пункте для начинающих воспитателей   по проблеме «Номенклатура дел как основа организации деятельности педагога ДОУ», по теме «Документация воспитателя группы раннего возраста».

2013г.- Публикация на сайте http: //www.schoolrm.ru/detsad_sar/ds44sar, http: //www.nsportal.ru//kapralova-olga-nikolaevna.

Заведующая МДОУ «Детский сад №44» __________Т.Н.Дегтярева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений....

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...

Описание опыта работы по теме «Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность»

Описание опыта работы по теме«Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность» ...

ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ...