ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
материал (средняя группа)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

  Вам приходилось слышать такое выражение: математика - страна без границ? Эта фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько сроднились с ней, что попросту не замечаем ее.

А ведь с математики начинается наша жизнь. Ребенок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слово "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребенка. В этот период у детей наблюдается физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. 

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Родителей и нас педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

И встречается во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная.

Одним из условий успешной реализации задач по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды.

В группе организован  уголок веселой математики, оснащённый играми, пособиями и разными материалами (головоломки, лабиринты, раскраски, календари, игры на развитие внимания, листы с заданиями для самостоятельного выполнения).

Формирование элементарных математических представлений у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, во время дежурств, в играх (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых).

Создание ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, взаимовыручки, побуждая детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками это задачи образовательной области-«Социально-коммуникативное развитие»

В своей работе мы используем сюж-ролевые игры: «Семья»-ребята, выполняющие свою роль, сопоставляют тарелочки, кружки, ложки, овощи с числом играющих. СРИ «Магазин»-дети покупают что-нибудь и в процессе узнают, сколько надо платить, взвешивают и подают товар. Игра отображает деятельность взрослого человека, вводит детей в мир социальных отношений, является интегрированной, объединяя различные области.

Как показывает практика, дети очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, счету ребенка можно обучить во время дежурства Во время помощи мл.воспитателю при сервировке стола раскладывают определенное количество приборов: игровое поручение «раздай тарелочки по одной», «Раздай салфетки по одной».

 Игры «Кто выше, кто ниже»,

 Игры «Кто впереди, кто последний, посередине»

Беседа по безопасности: « На какой цвет светофора можно переходить улицу? Какой по форме знак дорожного движения?

Навыки самообслуживания: «Ложка в правой руке», при одевании «Чей поясок узкий, чей длинный?»

Самостоятельная деятельность и дидактические игры – это тоже формы работы по ФЭМП, которые тесным образом связаны друг с другом.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:

Дети используют различные настольные, дидактические игры: пазлы, мозаики, постройки конструкций, игры с кубиками.

Палочки   Кюизенера у наших детей вызывают очень большой интерес, благодаря чему развивается активность и самостоятельность мышления Каждый раз используя эти игры ребенок открывает для себя новое.

С помощью счетных палочек я стараюсь формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение наших детей.

Игровые упражнения со счетными палочками содержат следующие задачи, а именно задачи на построение простых фигур (например, детям предлагаем построить треугольник из шести палочек).

В своей практике я использую такие игры – головоломки как: «Танграм», кубики Никитина. Каждая из этих игр имеет комплект элементов, которые отличаются от элементов других игр.

Во время прогулок с детьми отмечаем нынешний день, месяц, время года.

Беседуем о частях суток (день-ночь, утро-вечер). Рассматриваем объекты живой и неживой природы :называют цвет, форму, размер предмета или объекта. Наблюдая за растениями, отмечаем большие или маленькие листочки, толстые или тонкие стволы и, тем самым, закрепляем знание овеличине.

При познавательно-исследовательской деятельности: наполни песком большой и маленький стаканчик, наполни сосуды с водой (форма), отсчитай 3 ложки гороха в большой и маленький сосуд. И т.д.

В речевом развитии используем формы народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием: стихи, потешки скороговорки, считалки. Считаем сказки и рассказы, способствующие формировакнию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. Разучиваем пальчиковые игры, которые являются интересным и удобным формир. мат.представлений у детей.

Проводим беседы по сказкам например «теремок»-самый маленький, самый большой герой сказки, кто за кем, теремок один, агероев много. «Три медведя»- соотношение Большой медведь, большой стул. Учим правильно соотносить численное с предметом (один стол, одна ложка и т.д.)

Игра волшебная коробочка-развивает тактильные-двигательное восприятие. Развивает пространственную ориентацию.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» так же интегрирует с математикой и помогает решать её задачи (…восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)) через свои методы и приемы.

Используем песни: «Жили у бабуси два…», музыкальные игры «Мы пойдем сейчас по кругу Раз, Два, Три», «Вперед  шага, назад  шага», «Карвавай»….

Продуктивная деятельность не обходится без математике. Это  рисование: «Дорисуй предмет», «Рисуем геометрические фигуры по тафарету», «Нарисуй по заданию». Аппликация: закрепляются представления о фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о колличестве.

Задачи образовательной области «Физическое развитие» такие как: приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, решаются посредством игровых упражнений.

Ведем работу по ориентировке в пространстве, относительно своего тела.

Сравниваем предметы по величине и форме

Определяем левую и правую сторону.

Рассчитываемся по порядку (первый, второй)

Отсчитываем количество пойманных.

Играем в подвижные игры математического содержания: «Попади в круг», «Кто быстрее найдет свой круг»,  «Найди себе пару», «Перепрыгни через узкую-широкую дорожку».

Проблему формирования элементарных математических представлений у детей невозможно решать без участия родителей. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Поэтому сначала мы выявили позиции родителей по отношению к детским играм, видов и содержания игр ребенка в семье.

В результате выяснили, многие родители отметили, что их дети любят играть и активно привлекают к этому взрослых (мам, пап, бабушек). Дома они играют в основном в вечернее время, когда родителям после работы приходится заниматься домашними делами. Поэтому те, у кого есть братья и сестры, без сомнения, в лучшем положении. Друзьями же детей, которые растут в семье одни, часто становятся игрушки и телевизор. Немало было и родителей, ответивших неопределенно на данный вопрос («играют в разные игры», указывали на виды деятельности ребенка, которыми он любит заниматься, не имеющие прямого отношения к игре («вырезает», «любит велосипед», «играет с конструктором» и т. д.). С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений средствами включения детей в игру были организованы и проведены консультации, беседы, индивидуальные рекомендации.

Вывод: Регулярное использование  системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений....

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...

«Дидактические пособия для формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста» (опыт работы)

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании  очень велика. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, расширяет его кругозор,игры дают упражнения, полезные для...

Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»

Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»...