Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»
учебно-методический материал

Рогожина Анна Алексеевна

Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида №37»

Городского округа город Салават Республики Башкортостан

Семинар-практикум:

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»

Подготовила: старший воспитатель

              Рогожина А.А.

САЛАВАТ – 2022

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашей встречи: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»

Без математики, друзья,

Никак нам не прожить:

Ничто не сможем посчитать,

Ничто нельзя сравнить.

Нам математика дана

Уж много сотен лет.

Ведь даже мамонтов считал

Древнейший человек.

А первый поезд, самолет

Ракета в первый путь

Без математики, друзья,

Могли с пути свернуть.

Без математики нельзя

Нам ничего купить.

Ведь деньги очень любят счет,

Не устают твердить.

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (занятия и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

К основным формам работы по ФЭМП у дошкольников относятся:

Сейчас мы проведем деловую игру «Знатоки Математики».

1.      Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей математическое развитие? (Программой)

2.      Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по математическому развитию включает разделы. Из каких разделов состоит программа по математическому развитию в каждой возрастной группе? (Количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени)

3.      Когда принят ФГОС ДО и когда он вступил в силу? (17.10.2013 г. №1155; 01.01.2014 г.)

4.      Во время занятий  по математике решается ряд программных задач. Какие это задачи? (Образовательные - чему ребенка будем учить; развивающие - что развивать, закреплять; воспитательные - что воспитывать у детей; речевые - работа над активным и пассивным словарем именно в математическом плане).

5.   Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП? (Словесные, наглядные, игровые, практические).

6.      Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения математике? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).

7.      Перечислите приемы, используемые на занятиях по математическому развитию? (Демонстрация; инструкция; пояснения, указания, разъяснения; предметно-практические и умственные действия; рассказ; беседа; вопросы к детям; описание; дидактические игры; показ реальных предметов; действия с числовыми карточками и цифрами; упражнения; контроль и оценка).

8.      Назовите фамилии педагогов, работающих по теме математического развития у дошкольников? (Михайлова З. ,Метлина А. ,Леушина А, Новикова, Позина, Помораева)

9.  Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный)

10.    Назовите формы проведения математических развлечений и праздников. (Игры-шоу, тематические развлечения, викторины, КВНы, математические многоборья и т. д.)

11. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (Величина).

2.    Очертание, наружный вид предмета. (Форма).

3.   Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (Время).

4.Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (Пространство).

5.    Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).

6.   Система знаков для записи чисел (цифра)

«Фольклорная»

Предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время (5 мин)

•    Один ум хорошо, а два – лучше.

•    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

•    Старый друг лучше новых двух.

•    Знать, как свои пять пальцев.

•    Семь бед – один ответ.

•    Семеро одного не ждут. И т.д.

 «Развлекалочка».

Давайте вспомним в каких музыкальных произведениях (песнях) встречаются цифры и другие математические понятия (по очереди называют)

1.Жили у бабуси два веселых гуся

2.Дважды два –четыре, дважды два-четыре

Это всем известно в целом мире

3.Песня про пять минут-

4."Три танкиста, три весёлых друга"

5."Великолепная пятерка и вратарь"

  1. 33 коровы

7."два кусочека колбаски у тебя лежали на столе"

8. За четыре моря за четыре солнца, ты меня увез бы, говорил бы все на свете

9. С днем рождения поздравит и наверно оставит, нам в подарок 500 экскимо

10.миллион миллион алых роз.

11.

Перечислите сказки, в названиях которых есть цифры?

  • «Три поросенка»
  • «Три медведя»
  • «Два жадных медвежонка»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Белоснежка и семь гномов»
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  • «Двенадцать месяцев»
  • «Цветик-семицветик»
  • Три орешка для Золушки;
  • Белоснежка и семь гномов;
  • Али-баба и сорок разбойников;
  • Два мороза.

Выступление педагогов (по плану)

Заключение:

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Педагогический совет «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Методы и формы работы»

Цели:·         повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;·         овладевать методикой развития у детей ...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

   «Формирование элементарных   математических представлений у дошкольников   посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...

ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ...