Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством лего-конструирования"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Елена Сергеевна
Конструктивная деятельность в дошкольное воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством лего - конструирования»

           

                                                                                                            Подготовила:

Кузнецова Е.С.

Сентябрь 2021 г.


Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей:

ребенок овладевает

практическими знаниями,

учится выделять существенные

признаки, устанавливать

отношения и связи между деталями и предметами.

Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольникапредполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу» .А. Р. Лурия

ЛЕГО- конструирования значима в свете внедрения ФГОС,так  как:

-Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,

предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать

свой собственный мир, где нет границ.

Применение ЛЕГО способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета

2) развитию и совершенствованию высших психических функций - памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность

данного конструктивного решения.

Освоение ЛЕГО- конструктора ведётся последовательно от простого к сложному.

Первая часть освоения ЛЕГО – это упражнение на развитие логического мышления.

Её цель– развитие элементов

логического мышления.

Основными задачами этого этапа являются :

-Совершенствование навыков классификации

-Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

-Активизация памяти и внимания.

-Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

-Развитие комбинаторных способностей.

-Закрепление навыков ориентирования в пространстве

Вторая часть - конструирование. Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи второго этапа :

-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.

-Ознакомление с окружающей действительностью педагога

-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.

-Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть-обыгрывание построек.

Можно выделить особенности организации и проведения НОД и совместной деятельности в разных возрастных группах.

В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности:

-по образцу;

-по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;

-по собственному замыслу.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия«высокий - низкий»«широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.

В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО- конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу.

Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается.

В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт»«Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность.

После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом. При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации создаются такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации НОД самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации НОД – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий - «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке»«Конструирование космических кораблей» и др.

Формы организации  НОД  самые разные : конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации НОД – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий -«Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке»«Конструирование космических кораблей» и др.

Обучающие

1. Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться. 2. Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора Лего;

Развивающие

  1. Содействовать развитию креативных способностей детей;
  2. Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;
  3.  Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные

Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Игра – важнейший спутник детства. «LEGO» позволяет детям учиться, играя обучаться в игре.

Так тема нашего семинара Формирование элементарных математических представлений у дошкольников по средством ЛЕГО конструирование.

Мы подготовили картотеку игр по математике с использованием конструктора, играя в эти игры, дети легко смогут закрепить элементарные математические представления. Например: Игра «Ступенька» формирование представлений о числе и количестве. Игра «Фигуры перепутались» Закрепить геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, цвет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных форм проведения занятий».

Тема по самообразованию:«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных  форм проведения занятий». Цель работы – рассмотреть методику н...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством логических игр и УДЕ»

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

План работы по самообразованию педагога  по теме:«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...