Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством логических игр
консультация по математике (младшая группа) на тему

Михайлова Оксана Николаевна

Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений  у дошкольников посредством логических игр»

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир»

Лев Семенович Выготский.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает умение ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни. Задача педагога – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка, подготовить к успешному обучению в школе.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития– проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

      Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

   Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Логико- математические игры включают в содержание непосредственно образовательной  деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре непосредственно образовательной деятельности по математике определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Логико- математические игры применяют  не только в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного, но и в начале занятия с целью ознакомления нового материала. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, то есть предлагаются  им лишь схемы или алгоритм выполнения занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Характерной особенностью деятельности по развитию у дошкольника математических представлений, является её игровая направленность. Например, логико- математические игры:«Танграм»«Колумбово яйцо»«Игры Воскобовича»«Блоки Дьенеша»«Палочки Кьюизенера»,«Волшебный круг»«Кубики и цвет»«Кубики для всех». Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур. В играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических(количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Из многообразия логико- математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. Например: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол).

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.

   С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры(нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

   Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

    В детском саду в утреннее и вечернее время можно организовать  игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур»«Составь картинку»«Арифметическое домино»«Лото»«Найди пару», игры в шашки. Эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. С помощью этих игр, совершенствуются математические представления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми 5-6 лет по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша

Конспект НОД с детьми 5-6 лет  по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

Ознакомление с основными логическими операциями в рамках курса занятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников – одна из задач обучения в курсе занятий по формированию элементарных математических представлений. (Программа воспитания и обучения дошкольников в д...