Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
методическая разработка по математике на тему

Ильина Евгения Александровна

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повышается и роль математического развития для подрастающих поколений. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста.В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. При этом  нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки - это создание каждому ребенку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учетом возраста

Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию? Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 г. Лысково 2018г .

Слайд 2

« Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» А.Маркушевич

Слайд 3

Актуальность В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости обучения в играх. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форма, цвет, размер, количество, число, части и целое, пространство и время; подчас не догадываясь об этом. При этом нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки - это создание каждому ребенку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учетом возраста.

Слайд 4

Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Кейс – метод развивает: 1. умственные, сенсорные и речевые способности. 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы. 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия 4. практические умения. 5. социальные умения (умение слушать, поддерживать чужое мнение).

Слайд 5

Вопросы формирования познавательной деятельности дошкольников рассмотрены известными педагогами: Л.Г. Петерсоном ,, О.А. Карбановой , А.Г. Асмоловым , и другими. Познание и отображение в представлениях общих связей и отношений дошкольники осуществляют посредством наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер , Н. Н.Поддьяков , С. Л. Новоселова и др.). Я разделяю точку зрения, согласно которой все виды мышления развиваются одновременно и имеют непреходящее значение на протяжении всей человеческой жизни. (Н.Н. Поддьяков ). « Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления.В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А.Зак,3.А. Михайлова); Теоретическое обоснование опыта

Слайд 6

Целевые ориентиры дошкольного образования, согласно ФГОС ДО диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста. Работая в данный момент в средней группе, я обратила внимание на то, что у детей недостаточные знания по разделу формирование элементарных математических представлений. Проведённая мною диагностика показала следующие результаты: дети затрудняются самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т. д.), для решения поставленной задачи детям необходима активная помощь взрослого; не все дети умеют правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; не все дети ориентируется в пространственных и временных отношениях. Условие возникновения, становления опыта

Слайд 7

Проблема: как обеспечить развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности использования игровых форм обучения, в том числе авторских игр, как средств формирования усвоенного материала дошкольниками, Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик посредством использования игрового занимательного материала дошкольников, с целью достижения желаемого результата Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практическая значимость состоит в том, что были разработаны система занятий с использованием развивающих игр по ФЭМП. с применением кейс-технологии . Новизна

Слайд 8

Цель моего педагогического опыта: выявить эффективность применения развивающих игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста, при использовании кейс-технологии. Задачи: 1. Разработать систему мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр. 2. Развивать у детей познавательный интерес к математике. 3. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление. 4. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 5. Воспитывать у детей социальную активность, коммуникабельность

Слайд 9

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий: 1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей; 2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника); 3. развивающий характер заданий. 4. интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную; 5. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ; 6. сотрудничество ДОО с семьёй ; Лепка цифр Конструирование «Дом моей мечты» Консультация «Домашняя игротека»

Слайд 10

Описание педагогического опыта Главными условиями качественного усвоения математических представлений являются внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому для меня было очень важно вызвать и поддерживать у дошкольников интерес к овладению знаниями. Начиная работу с группой детей, изучается эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. Проективная беседа проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого. Ребенку предлагается таблица с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере.

Слайд 11

«Математические сказки»: «Гуси-лебеди», « Заюшкина избушка» «Лабиринт для лисы» «Найди животных, которые спрятались»

Слайд 12

Авторская игра «Куб « Раздватрис » «Лови и смотри»

Слайд 13

Авторская игра «Математический ковёр» Игра «Составь фигуру» «Прятки»

Слайд 14

Развивающие игры Игра «Квадрат Никитина» Игра «На что похоже»

Слайд 15

Развивающие игры Игра « Ф орма предметов» Игра «Количество и счёт»

Слайд 16

«Математические планшеты» Рисуем резинками, деление круга на части Освоение системы координат Узоры

Слайд 17

Кейсы Кейс-иллюстрация Метод ситуационно-ролевых игр

Слайд 18

Интерактивные игры «Считаем до 5» «Геометрические фигуры» «Щенячий патруль»

Слайд 19

Трансляция опыта Занятие «Чудо-дерево» Выступление на педсовете Выступление на РМО

Слайд 20

Результативность У детей появился познавательный интерес к математике: они с удовольствием играют в математические игры, ждут с нетерпением НОД «ФЭМП», которая проходит с использованием игровых методов, кейс-методов. Дети стали более самостоятельны, активны, коммуникабельны, умеют строить простые умозаключения, делать выводы. У них стали более развиты мыслительные операции: способность анализировать, вычленять, обобщать, сравнивать, классифицировать, а также проявляется логическое мышление и развивается речь. Благодаря созданию РППС, насыщенной игровым материалом математического содержания и использованию продуманной системы развивающих игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, у детей возник познавательный интерес к математике , дошкольники осваивали математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Слайд 21

Литература: 1.Долгоруков , А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html 2.Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16. 3.Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. 4.Примерная образовательная программа « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 5.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием 6.Столяр А.А. Давайте поиграем 7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 8.ШимутинаЕ . Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе



Предварительный просмотр:

                                                                                       Методический семинар

                  «Формирование элементарных   математических представлений у дошкольников   посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свои мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

         А. Маркушевич

        Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повышается и роль математического развития для подрастающих поколений. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста.В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. При этом  нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки - это создание каждому ребенку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учетом возраста

Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию? Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Конкретная ситуация  соответствует потребностям детей, отражает реальный сюжет отличается «драматизмом» и проблемностью, достаточностью информации, она по силам обучающимся, не содержит подсказок относительно решения проблемы.

Кейс – метод развивает:

1. умственные, сенсорные и речевые способности.

2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).

4. практические умения.

5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

2. Теоретическое обоснование опыта

Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. (Л.А.Венгер) В настоящее время вопросы формирования познавательной деятельности дошкольников рассмотрены известными российскими и зарубежными педагогическими деятелями, такими как Л.Г. Петерсоном,, О.А. Карбановой, А.Г. Асмоловым, и другими.

«Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления.

Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников.

         Известными учёными (Выготский П.С., Давыдов В.В, Запорожец) установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии ребёнка.  В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов (Г.А.Корнеева, Э.Ф. Николаева, Е.В. Родина) эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же (П.Я. Гальперин, А.Н. Федорова) стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Познание и отображение в представлениях общих связей и отношений дошкольники осуществляют посредством наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н. Н.Поддьяков, С. Л. Новоселова и др.). Я разделяю точку зрения, согласно которой все виды мышления развиваются одновременно и имеют непреходящее значение на протяжении всей человеческой жизни. (Н.Н. Поддьяков). В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, 3.А. Михайлова);

Начиная работу по данной теме, я ознакомилась с существующими ныне методиками по ФЭМП. Это работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон, Никитин. Конечно же все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее, что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации образовательного процесса у дошкольников.

3. Условие возникновения, становления опыта

Целевые ориентиры дошкольного образования, согласно ФГОС ДО диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

На протяжении двух лет я углубленно работаю над этой проблемой. Работая в данный момент в средней группе, я обратила внимание на то, что у детей недостаточные знания по данному разделу. Проведённая мною диагностика показала следующие результаты:

1. Дети затрудняются самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т. д.) для решения поставленной задачи детям была необходима активная помощь взрослого;

2. Не все дети умеют правильно определять количественное соотношение двух групп предметов;

3. Не все дети ориентируется в пространственных и временных отношениях.

4. Новизна опыта

Меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности использования игровых форм обучения, как средств формирования усвоенного материала дошкольниками.

Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик посредством использования игрового занимательного материала дошкольников, с целью достижения желаемого результата

Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте.

Практическая значимость состоит в том, что были разработаны система занятий с использованием развивающих игр по ФЭМП с применением  кейс-технологий. Данный опыт может быть использован в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.

5. Цель моего педагогического опыта:

 выявить эффективность применения  развивающих игр для развития математических представлений у детей дошкольникого возраста.при использовании кейс-технологии.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Разработать систему мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

2. Развивать у детей познавательный интерес к математике.

3. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.

4. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

5. Воспитывать у детей м социальную активность, коммуникабельность

Образовательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:

1. Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

4. Наглядность

5. Повторность

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;     

2.создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. развивающий характер заданий.

4. интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ;

6. сотрудничество ДОО с семьёй ;

6. Описание Педагогического опыта.

По моему мнению, главными условиями качественного усвоения математических представлений являются внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому для меня было очень важно вызвать и поддерживать у дошкольников интерес к овладению знаниями.

Начиная работу с  группой детей, я стараюсь изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом мне помогает проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого. Я разговариваю с  ребенком: «Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – знакомиться с буквами, в пятом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?» и показываю таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности и подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

1. «Математический домик» - украшен цифрами

2. «Домик для грамоты» – буквами

3. Карандаши и краски на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.

4. «Дом книги» – здесь можно послушать сказки.

5. «Дом с игрушками» – здесь можно играть.

Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик. Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики. Это естественно, потому что игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. В сказке также много привлекательного для малыша – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем. Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.

Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я разработала ряд занятий, объединенных под общим названием: «Математические сказки»: «Поможем Золушке», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка».  Например, занятие «Поможем Золушке». В его основу положен сюжет знакомой сказки Ш. Перро. Для того чтобы попасть на бал, Золушка должна справиться с заданиями, которые дала ей мачеха. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Золушке приготовить обед, залатать ковер, вышить узором полотенца. Казалось бы, ничего общего с математикой, но дети, помогая сказочному персонажу, решают задачи, считают, сравнивают числа, решают разного рода логические головоломки. В сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку.  Причем попутно закрепляем знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 4» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»

Кроме того помогают активизировать интерес детей к занятию и разного рода физкультминутки, пальчиковые игры, которые ребята выполняют вместе с героями сказок.

Так как внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво, то для прочного усвоения знаний я их старюсь постоянно заинтересовывать работой. Дети не видят, что их обучают чему-то, а думают, что они только играют. В процессе игры я использовала не только занимательный материал, сделанный мною, но и игры, изготовленные нашей промышленностью, а также  бросовый материал: кегли, шишки, фишки, овощи, фрукты.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, мною собраны и представлены  разные виды игр, способствующие развитию элементарных математических представлений.

Я использую в своей работе инновационные авторские игры «Удивительные камни», «Куб «Раздватрис», «Математический ковёр» и др. и прихожу к выводу, что моя система игр также актуальна, эффективна и даёт свои положительные результаты в развитии дошкольников.

Например, во время игры с кубом «Раздватрис» дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает куб кому-нибудь и говорит: «Лови и смотри». Поймавший куб называет всё то, что он видит на стороне, которая сверху. Если ребенок ошибся, все хором называют это, помогая.

Вариант №1 "Найди и назови".

Задачи: Закрепить умение быстро и правильно называть выпавшую цифру.

И чего бывает столько же.

Вариант №2 «Кто больше увидит».

Задачи: Формировать умение запоминать геометрические фигуры и называть их. Воспитывать уважение и взаимовыручку друг друга.

Вариант №3 «Считай и не ошибись».

Задачи: Обучать умению считать до шести, пользуясь правилами приемами счета: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное с количеством предметов. Развивать память и внимание. Воспитывать умение соблюдать правила культурного поведения.

Вариант №4 «Назови соседей».

Задачи: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к выпавшему.

Вариант №5. «Живые числа».

Задачи: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах шести.

         «Математический ковер» представляет собой панно с клетками, на которое прикрепляются различные детали.С помощью данного пособия достигаются такие цели как закрепление знаний цифр, порядкового счета, определение местонахождения чисел в числовом ряду, закрепление состава чисел, развитие вычислительных навыков, развитие логического мышления. Закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики, развитие речи, обогащение активного словаря.

В результате освоения практических действий дети познавали свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

В своей группе провожу развивающие игры с большим набором наглядностей. Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру», предлагаю детям такие задания, как: назвать название сказок, где бы присутствовала цифра («2 жадных медвежонка» и т. д.). Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке, тем самым развивая еще и тактильные способности.

При изучении геометрических фигур мои дети любят играть в игру: «Пара слов». Например,  я говорю детям  «круг», а  дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Это развивает логику и мышление. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя». Закрепляя геометрические фигуры, использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Кто, где живёт», «Аппликация», «Только одно свойство». Для развития зрительного внимания играем в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности. Так же применяю в своей работе «Математические планшеты», созданные мной совместно с родителями, так и «Математические планшеты» ООО «Корвет».

Такое разнообразие  игр и  упражнений, используемых как в регламентированной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений так и в нерегламентированной, помогает детям усвоить программный материал.

Повысить интерес детей к изучаемому материалу по ФЭМП помогает кейс - технология, которая также развивает у детей такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

На примере сказки «Три поросенка» дети моей группы решали задачу: кто из трёх поросят быстрее добежит до своего домика, почему Нуф-Нуф добежал первым? После прочтения сказки «красная шапочка» дети решали задачу: как девочке пройти к бабушке и не встретить серого волка. На примере ситуации «День рождение куклы Маши» Маша пригласила в гости подружек. Пришли четыре куклы, но на столе стояло только три чайных пары, отсюда следует проблема: почему кукле Тане не хватает чайной пары. И таких ситуаций можно придумать множество.

В наш век  информационных технологий одной из составляющих использования кейсов могут послужить мультимедийные презентации. Их использование позволяет сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, вызывающей у ребенка живой интерес, и является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Мною были  созданы интересные презентации и компьютерные развивающие игры по математике это: «Щенячий патруль», «Красная Шапочка» «Геометрические фигуры», «Веселый счет» и другие. Благодаря данному способу подачи информации были достигнуты  следующие результаты: дети легче усваивали понятия формы, цвета и величины; глубже постигали понятия числа и множества; тренируется эффективность внимания и память; развивались воображение и творческие способности.

По результатам опроса родители считают, что компьютерные развивающие игры, увлекательны и полезны для развития детей. Я работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. В уголке для родителей выставляю папку с развивающими играми. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей, например, «Учимся, играя», «Домашняя игротека».

7. Трансляция опыта

Опыт своей работы транслирую через:

- выставки развивающих игр для педагогов и родителей;

- открытое занятие ( непосредственно образовательная деятельность) в ДОО

 «Чудо-дерево » для педагогов

- выступление на педагогическом совете «Использование кейс-технологии в образовательном процессе ДОО»

- выступление на РМО «Математический КВН»

- размещение материала на страничке сайта МБДОУ http://mbdou10lys.ucoz.ru/ и страничке сайта МААМ http://www.maam.ru/users/labutina1983, на личном сайте https://nsportal.ru/evgeniya-aleksandrovna-ilina

8. Результативность

         Считаю, что моя педагогическая работа имеет положительный результат. У детей появился познавательный интерес к математике: они с удовольствием играют в математические игры, ждут с нетерпением НОД «ФЭМП», которая проходит с использованием игровых методов, кейс-методов.

Дети стали более самостоятельны, активны, коммуникабельны, умеют строить простые умозаключения, делать выводы. У них стали более развиты мыслительные операции: способность анализировать, вычленять, обобщать, сравнивать, классифицировать, а также проявляется логическое мышление и развивается речь. Благодаря созданию РППС, насыщенной игровым материалом математического содержания и использованию продуманной системы развивающих игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, у детей возник  познавательный интерес  к математике , дошкольники осваивали математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Таким образом, регулярное использование системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников; способствует математическому развитию; повышает качество математической подготовленности к школе; позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Осуществляя преемственность формирования элементарных математических представлений на возрастных ступенях дошкольного образования, планирую продолжать работу со старшими дошкольниками.

Литература:

  1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
  2.  Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
  3. Михайлова З. А.  Игровые задачи для дошкольников.
  4.  Примерная образовательная программа « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием
  6. Столяр А.А. Давайте поиграем
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  8. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе