Проект «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»
проект по математике

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»

Разработчик: воспитатель  

Тип проекта: обучающий, практический

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети, родители

Актуальность темы

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повышается и роль математического развития для подрастающих поколений. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Исходя из требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

          Обучение детей математике в  дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

          Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. При этом нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки - это создание каждому ребенку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учетом возраста

Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию? Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Кейс-технология – это интерактивная технология для  обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Конкретная ситуация соответствует потребностям детей, отражает реальный сюжет отличается «драматизмом» и проблемностью, достаточностью информации, она по силам обучающимся, не содержит подсказок относительно решения проблемы.

Кейс – метод развивает:

1. Умственные, сенсорные и речевые способности.

2. Аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

3. Формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).

4. Практические умения.

5. Социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

          Данный проект разработан и реализуется для того, чтобы дети закрепили полученные в ходе образовательной деятельности знания и могли бы их использовать в повседневной деятельности.


 

Постановка проблемы

Проблема: как обеспечить развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности использования игровых форм обучения, в том числе авторских игр, как средств формирования усвоенного материала дошкольниками,

В процессе формирования элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я решила использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.

В основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.

       Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта

Образовательные:

  • развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;
  • расширить и систематизировать знания детей по  ФЭМП.

Развивающие:

  • Формировать  умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;

Воспитательные:

  • Формировать у детей интерес к  интеллектуальной деятельности;
  • формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Предполагаемый результат

• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;

• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале

План реализации проекта

Этапы

I этап

Подготовительный

-поиск, изучение и обработка информации;

- создание проблемы, постановка цели и задач;

-работа над методической литературой по данной проблеме;


 

-предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;

- подбор методической литературы;

- подбор развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр;

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.


II этап. Основной

- работа над проектом

- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;

- работа с родителями;

 

III этап. Заключительный

- проведение математического развлечения «В стране математики»

 

 РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

А. Работа с детьми.

1. Беседы

2. Дидактические, настольные, подвижные игры

3. Чтение познавательной, художественной литературы

4.Целевые прогулки, наблюдения

5. Продуктивная деятельность детей

Б. Сотрудничество с родителями.

1. Оформление консультаций для родителей

2. Помощь в изготовлении настольно печатных игр

3. Выставка математических игр

4. Родительское собрание

В. Методическое сопровождение.

1. Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений

2. Разработка цикла дидактических и подвижных игр

3. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед

4. Подборка художественной литературы

5. Консультационный материал для родителей

 РАБОТА С ДЕТЬМИ

1. Игровая деятельность:

Развивающие дидактические игры:

- «Сложи узор»;

- «Собери фигуры»;

- «Фигуры из цветной мозаики»;

-«Разложи карточки по цвету»;

 - «Составь узор»;

- «Разложи по порядку»;

- решение веселых математических задач.

2. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие: 

-Развлечение «Путешествие в страну геометрических фигур»;

- заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;

- Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;

- Составление описательных рассказов по картинкам;

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Информационно - аналитические мероприятия:

Выявить интересы, потребности, запросы родителей

- Индивидуальные беседы;

- Анкетирование

2. Познавательные мероприятия:

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей.

Родительское собрание

3. Наглядно – информационные мероприятия:

Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей.

Консультации:

- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,

- «Использование игровых шуток в свободное время»,

- «Математика - это интересно»

4. Досуговые мероприятия:

Выставка – Кейса   «Математические игры для дошкольников».

Результативность.

У детей появился познавательный интерес к математике: они с удовольствием играют в математические игры, ждут с нетерпением ОД «ФЭМП», которая проходит с использованием игровых методов, кейс -методов.

Дети стали более самостоятельны, активны, коммуникабельны, умеют строить простые умозаключения, делать выводы. У них стали более развиты мыслительные операции: способность анализировать, вычленять, обобщать, сравнивать, классифицировать, а также проявляется логическое мышление и развивается речь.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Инновационный проект: Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников (6-7 лет) посредством ИКТ технологий

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютериза...

Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуа...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ» (Самообразование)

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений,...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

   «Формирование элементарных   математических представлений у дошкольников   посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...

«Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

laquo;Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...

Мастер-класс по созданию презентации с триггерами в программе Microsoft PowerPoint Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством инновационных развивающих технологий.

   Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности. Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильн...