«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ» (Самообразование)
материал по математике (средняя группа)

Смирнова Алёна Леонидовна

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных сними логических операций. Одна из важных задач воспитателей и родителей – привить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС. Игра – это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умения находить нестандартные решения, смекалку.

Форма самообразования: индивидуальная.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020-2021gg.docx24.23 КБ
Файл samoobrazovanie._otchet.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка», г. Качканар.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2020 – 2021 учебный год.

Воспитатель: Смирнова Алёна Леонидовна, высшая квалификационная категория.

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ»

Цель: внедрение адаптированных методов ТРИЗ как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.    

Актуальность. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных сними логических операций. Одна из важных задач воспитателей и родителей – привить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС. Игра – это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умения находить нестандартные решения, смекалку.

Форма самообразования: индивидуальная.

РАЗДЕЛ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Изучение методической литературы

Сентябрь

- Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. М., 2000.

- Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником. Познание. Рига, 1993.

- Творческие задания в работе с дошкольниками / Под общ.ред. ТА. Сидорчук. Челябинск, 2000.

- Шаехова Р. К. Играя, Размышляем. Казань, 2004

- Интернет ресурсы https://azbyka.ru/deti/zanimatelnaya-matematika-dlya-doshkolnikov

Методическая работа

Сентябрь – октябрь

- Изучение и анализ методической литературы по проблеме формирования математических способностей детей 4-5 лет.

- Выявление возможностей использования ТРИЗ с целью повышения уровня формирования математических представлений, раскрытия творческого потенциала детей.

- Подбор материала для введения приемов ТРИЗ в образовательную деятельность (в соответствии с возрастом детей).

- Разработка и реализация модели применения инструментария ТРИЗ в ОО «Познавательное развитие».

- Подбор материала по работе с родителями.

План работы с детьми

План работы с родителями.

Взаимодействие с родителями

Октябрь - май

- Консультация: «Как привить интерес к математике?»

- Помощь родителей в оснащении РППС:

  • изготовление самодельных игр на развитие математических способностей
  • приобретение «Математических планшетов» Б.Б. Финкльштейн  

- Участие в творческом проекте:

      «Геометрические фигуры вокруг нас».

- Организовать мастер – класс по формированию математических представлений у детей 4-5 лет посредством технологии ТРИЗ.

- Наглядная агитация:

  • «Развитие у детей изобретательской смекалки путем разрешения проблемных ситуаций»

Памятка

Центр

 «УМКА» (ТРИЗ)

Выставка совместного творчества

Мастер – класс " Развитие творческого потенциала детей в решении познавательных задач»

Папка – передвижка

Работа с детьми

Октябрь – май

- Игровая деятельность с использованием математических заданий в процессе образовательной деятельности и режимных моментах.

- Математика в изобразительной деятельности.

- Реализация проекта «Геометрические фигуры вокруг нас» (совместно с родителями)

Методы и приемы ТРИЗ:

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ)

- Метод нахождения и разрешения противоречий

- Метод ассоциаций

- Системный оператор

- Мозговой штурм

Картотека игр и упражнений «Занимательная математика»

Выставка творческих работ

Выставка совместного творчества

Квест-игра

 «Я считаю до 5»

Самореализация

Октябрь – май

Апрель - май

- Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.

- Систематизировать методический материал по теме самообразования.

- Анализ работы по внедрению  мнемотехники в образовательный процесс. Самоанализ проведенных мероприятий.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

Оснащение РППС.

Презентация центра «Умка»

на ГМО.

Пополнение методической копилки на странице «ТРИЗ в детском саду» (сайт педагога)

Открытый просмотр СОД  «Геометрические фигуры - трансформеры»

Публикация опыта работы в сети Интернет.



Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ»

Воспитатель: Смирнова А. Л.

   В 2020-2021 учебном году мною была изучена тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ», цель которой: внедрение адаптированных методов ТРИЗ как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.    

 Форма самообразования: индивидуальная.

   Убедившись в том, что внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС, а игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника, мною были изучены и апробированы игры и игровые приемы с применением технологии ТРИЗ.

Одна из важных задач воспитателей и родителей – привить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умения находить нестандартные решения, смекалку.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2020-2021 учебный год

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

- Изучение и анализ методической литературы по проблеме формирования математических представлений детей 4-5 лет.

- Выявление возможностей использования ТРИЗ с целью повышения уровня формирования математических представлений, раскрытия творческого потенциала детей.

- Подбор материала для введения приемов ТРИЗ в образовательную деятельность (в соответствии с возрастом детей).

- Разработка и реализация модели применения инструментария ТРИЗ в ОО «Познавательное развитие».

- Подбор материала по работе с родителями.

- Обогащение РППС согласно теме.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

- изучение методической литературы;

- взаимодействие с родителями;

- работа с детьми;

- самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

- Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. М., 2000.

- Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником. Познание. Рига, 1993.

- Творческие задания в работе с дошкольниками / Под общ.ред. ТА. Сидорчук. Челябинск, 2000.

- Шаехова Р. К. Играя, Размышляем. Казань, 2004

- Интернет ресурсы https://azbyka.ru/deti/zanimatelnaya-matematika-dlya-doshkolnikov

4. Практическая деятельность.

- Разработан и реализован план работы по использованию инструментария ТРИЗ в образовательной (ФЭМП) и совместной деятельности.

- Совместно с родителями в группе создан и оснащен Центр «Развивай – ка».

  • Изготовлены:

«Сухой бассейн», «Цветные мякиши»,

«Шнурок - путешественник», «Прищепки-фантазерки».

  • Приобретены:

математические наборы (с геометрическими фигурами), мозаика 3D, мягкий конструктор «Замок» (из геометрических фигур)

  • Родители приняли активное участие:

-  в пополнении копилки «Играем в друдлы»;

- в организации творческой недели «Геометрические фигуры вокруг нас» (оформлена выставка творческих работ «Геометрические фигуры – трансформеры»)

- Систематизирован методический и дидактический материал по теме самообразования, пополнена методическая копилка по ОО «Познавательное развитие».

- Материал по теме самообразования опубликован на сайте педагога в группе (сообществе) «Самообразование педагога ДОУ».

- Подобран материал для наглядной агитации родителей на тему «Развиваемся, играя!».

- Создана картотека игр и упражнения по формирование элементарных математических представлений у дошкольников «Занимательная математика».

- Анализ работы по теме самообразования и самоанализ проведенных мероприятий.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования:

- система работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ позволила улучшить показатели развития познавательной активности и изобретательской смекалки.

- повысился уровень  компетентности родителей в вопросе  привития интереса у детей к математике с использованием разнообразных форм и приемов;

- обогащена РППС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании элементарных математических пре...

План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

План работы по самообразованию педагога  по теме:«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»...