Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
материал по математике

Ирина Сергеевна Бахаревa

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 "РАДУГА"

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

142800, Московская область                                                                                                               Телефон: 8(496) 644-26-64

г.Ступино, ул. Садовая, вл.8                                                                                                                               8(496) 642-78-12

                                                                                                                                                                             ds7raduga@mail.ru

Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Воспитатель: высшей квалификационной категории

Бахарева Ирина Сергеевна

Ступино

2019 г.

Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр

 с применением кейс-технологии»

Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.

Задачи

    1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр.

  2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: педагоги.

Дидактический материал: видеопрезентация по теме, кейс с заданиями.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, портфель, карточки с математическими знаками, прищепки с цифрами, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник), ножницы, 3 подставки под карандаши, 12 карандашей – 6 желтых, 6 - зеленых (на каждую группу), 4 вида геометрических фигур (деление детей на группы – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

Ожидаемые результаты:

Участники получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • разновидности кейс-технологий;
  • правила разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

План проведения:

1. Введение – 2 мин.

2. Теоретическая часть –10 мин.

3. Практическая часть – 10 мин.

  1. Введение.

Развитие элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира.     В старшей группе детского сада предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, значительно возрастает объем математических знаний.

 Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Как же организовать познавательную деятельность ребенка? На помощь педагогу дошкольного образования приходит проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов, где познавательная активность дошкольников выступает как средство исследовательской деятельности, обеспечивает усвоение фундаментальных знаний. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.

  Основная часть.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейсы классифицируются по разным признакам и параметрам.

  • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
  • Мультимедиа-кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
  • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

•        кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их педагогам;

•        кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

•        кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.

Для дошкольников чаще всего используют следующие методы кейс - технологии:

- метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);

 - игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);

- метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);

-  ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);

- кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);

- метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

Отмечу главное, что должен содержать в себе кейс:

  • Сюжетная часть (совокупность действий, событий);
  • Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
  • Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).

Особенности работы с кейс-технологией.        

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на методическом мероприятии, а также распределить педагогов по малым группам. В основе кейс-метода лежит принцип командной работы, поэтому необходимо тщательно подбирать состав малых групп, включая в каждую группу, детей с разным уровнем развития. В этом случае в процессе активного взаимодействия участников малых групп происходит важный обмен знаниями, «взаимообучение».

Второй этап - работа с кейсом — это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. знакомство с ситуацией, её особенностями

2. выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).

5. решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

6. Презентация решения.

7. Рефлексия хода решения кейса.

Вывод.

Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Практическая часть.

Развивающие математические игры с применением кейс-технологии.

  1. Игра «Лишние фигуры».

Цель: Познакомить с понятием четырехугольники.

Задачи:

Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур.

Развивать познавательную деятельность, внимание, память.

Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

Участники делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников. (вытягиваю из мешочка фишки и разделяются по цветам фишек на группы).

Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Мальвина разделила фигуры по определённому признаку, а лишние отложила в сторону. Пришел Буратино и все фигуры перемешал. Мальвина очень расстроилась и заплакала. Как бы вы поступили на месте Буратино?)

Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.

(Буратино поступил плохо, ему нужно извинится перед Мальвиной и исправить ситуацию, вернуть все фигуры на место)

Шаг 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

-Какие фигуры вы видите? (круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник, овал)

- Сколько фигур? (7)

- Как вы думаете какие фигуры нужно убрать, так, чтобы остались те, которые можно назвать одним словом? (круг, овал, треугольник).

- Какие фигуры остались? (квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник,

 - Почему? (у всех оставшихся фигур 4 угла)

- Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники).

 Шаг 4. Решение проблемы мини группой.  Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.

   Шаг 5.  Презентация решений и оценка решений по группам.

- Итак, какие фигуры остались?

- Почему?

- Что такое четырехугольники? (Геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны)

   Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.

  1. Игра «Деление на равные части»

Цель: формирование представления о делении четырёхугольника на четыре равных части путем последовательного складывания пополам.

Задачи: Закрепить знания детей о геометрических фигурах; сформировать представление о зависимости целого и части, уметь воспринимать как целое не только неразделенный предмет, но и воссозданный из частей; упражнять в способе сравнения частей, полученных при делении целого на равные части, путем наложения, уточнить значение слова равенство.

Развивать логическое и образное мышление, пространственное воображение.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе.

Участники делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников.

  Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Девочка Лена очень любит рисовать. Она рисует везде дома, в детском саду, в гостях, и даже собираясь на детскую площадку взяла с собой карандаши и листок бумаги. Выйдя из подъезда, она встретила своих подруг: Катю, Машу и Наташу. Девочки, увидев у Лены карандаши, тоже захотели порисовать, но листок был только один. Как бы вы поступили на месте Лены?

 Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.

 Шаг 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

 Шаг 4. Решение проблемы мини группой.            

 Шаг 5.  Презентация решений и оценка решений по группам.

- Сегодня мы с вами научились делить предмет на 4 равных части.

Мы сложили лист один раз пополам и разделила на 2 равные части.

-Равны ли эти части? Как проверить? (складывают квадрат, убеждаются в равенстве его частей).

- Затем мы взяли одну часть листа и разделили её ещё пополам. Тоже самое мы проделали с другой частью листа.

-Когда мы делили лист на две равные части, каждая часть называлась половина. Сейчас мы разделили на четыре части. Каждая из частей называется - четвертинкой, так как мы целое разделили на четыре части.

 Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.

  1. Игра «Расставь карандаши»

Цель: закрепление числа и цифры 4.

Задачи.

1. Познакомить с составом числа 4. Закрепить умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 цифрой. Развивать логическое мышление. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Участники делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников. (вытягиваю из мешочка фишки и разделяются по цветам фишек на группы).

Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Воспитатель для занятия приготовила карандаши и расставила их в 3 подставки по 4 карандаша к каждую, причем в каждой подставке есть карандаши зеленого и розового цвета и расставлены они по - разному. Мальчик Вова побежал и столкнул подставки со стола, карандаши рассыпались. Воспитатель рассердилась и попросила Вову расставить карандаши по местам, в 3 подставки по 4 карандаша к каждую, причем в каждой подставке должны быть карандаши зеленого и розового цвета и расставлены они по-разному в каждой. Вова не понял, задания и заплакал. Как бы ты поступил на месте Вовы?)

Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.

Шаг 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

          Шаг 4. Решение проблемы мини группой.  Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.

         Шаг 5.  Презентация решений и оценка решений по группам.

- Расставим карандаши в 3 подставки по 4 по – разному: в первую поставим 1 розовый и 3 зеленых, во вторую 2 розовых и 2 зеленых, а в третью – 3 розовых и 1 зеленый.

- Итак, как вы получили 4 карандаша? (4 – это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1).

         Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.

Список используемой литературы и электронных источников:

1.        Давыдовский А.Г., Пищова А.В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.

2.        Опыт работы ст. воспитателя МБДОУ «Детский сад № 95» Еременко О.В. г. Дзержинск.

3.        Материалы педагогического медианара «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС».

4.        Кораблева А.С. Модерация - современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 2015.

5.        Материалы сайта https://www.babyblog.ru/.

6.        Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю.П. – Киев.: Центр инноваций и развития, 2002.



Предварительный просмотр:

C:\Users\ASUS\Documents\Белова Е.Ю\Эмблема МБУ ДПО ИМЦ\Резервная_копия_logo_st_10_corel1.jpg

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Информационно-методический центр»

городского округа Ступино

Московской области

ПРИКАЗ

_от 13.03.2019г.__№_16___

г. Ступино

О награждении победителей и призеров

муниципального конкурса мастер-классов

«Создание проблемных ситуаций в различных

видах деятельности» среди  воспитателей старших групп

На основании плана работы муниципального методического объединения и протокола жюри  № 1 от 13.03.2019 года муниципального конкурса мастер-классов среди  воспитателей старших групп  

                                           ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Утвердить список победителей и призеров муниципального конкурса

 мастер-классов среди  воспитателей старших групп  ««Создание проблемных ситуаций в различных видах деятельности»»  (Приложение №1).

2. Наградить победителей и призеров конкурса дипломами МБУ ДПО «Информационно-методический центр».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор МБУ ДПО ИМЦ _______________Коробова Н.Г.

Приложение № 1

к приказу МБУ ДПО «Информационно-методический центр»

от____________№_______

Победитель:

Зленко Е.А. – воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 24 «Сказка».

Призеры:

Бахарева И.С. - воспитатель МАДОУ д/с комбинированного вида № 7 «Радуга» (2 место);

Тимакова О.Н.– воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 22 «Журавушка» (3 место).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр»

Данный проект направлен  на развитие  интереса к математике и  повышение познавательного   интереса  дошкольниковчерез ознакомление с развивающими играми в различных...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Консультация для родителей "Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников через развивающие игры".

Данная статья рассказывает, как с помощью игровых форм формировать у старших дошкольников элементарные математические представления. Какие развивающие игры в своей работе я использую....

Проект «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»Разработчик: воспитатель  Тип проекта: обучающи...

“Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредствам молекулярного конструирования”

После проведения серии игровых занятий по пространственному конструированию из пластилина и палочек старшие дошкольники сформировали представления о кубе, треугольной призме, треугольной пирамиде, пар...

Презентация к мастер-классу «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр с применением кейс-технологии»

Развитие элементарных математических представлений – одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. В старшей группе детского сада предусматривает...

«Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

laquo;Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...