“Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредствам молекулярного конструирования”
методическая разработка по математике (старшая группа)

Дерова Ольга Геннадьевна

После проведения серии игровых занятий по пространственному конструированию из пластилина и палочек старшие дошкольники сформировали представления о кубе, треугольной призме, треугольной пирамиде, параллелепипеде. Они научились строить эти трехмерные фигуры по образцу и по замыслу, преобразовывать плоские фигуры в объемные путем достраивания, тренируя пространственное восприятие. Также происходило закрепление навыка счета при пересчитывании элементов конструктора. В итоге развивающую среду группы дополнил новый самодельный молекулярный конструктор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с молекулярной технокой конструирования

Цель: Познакомить с молекулярной техникой конструирования

Задачи:

- формировать представление о молякулярной техники конструирования

- развивать пространственное восприятие;

- развивать глазомер и мелкую моторику;

- развивать воображение, творческое мышление;

- закрепить знания о геометрических фигурах и формах

Предварительная работа: беседа о технике безопасности с острыми предметами, вспомнить геометрические формы и фигуры.

Оборудование:

Компьютер, макеты фигур и форм: куб, пирамида, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д., накатанные одинаковые шарики из пластилина по 8 штук на каждогоребенка, дощечки для пластилина, , зубочистки, салфетки бумажные.

Ход занятия

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть.

-Давайте начнем его с нашего приветствия.

 (Играет спокойная музыка. Приветствие «Солнечный лучик») .

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце.

И принес в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Организационный момент(Загадка):

Это целая страна.

Дарит чудеса она

Всем, кто мастерит

И строит.

Побывать в ней

Детям стоит.

Дети:(конструктор)

Воспитатель:Какие вы молодцы дружно угадали.

Воспитатель:Ребята вы пришли утром в сад и, наверное, заметили в группе, что то интересное  у вас на столах?

Дети:Да

Воспитатель:  А как вы думайте, чем мы сегодня будем заниматься? Вы уже угадили загадку и эта вам подсказка на вопрос.

Дети: Мы сегодня будем собирать  из зубочисток.

Воспитатель: Вы почти угадали, только я немного вас поправлю. Мы будем сегодня конструировать, и делать модели разных фигур и форм.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:Для многих из нас зубочистка — это всего лишь предмет гигиены, с помощью которого можно привести в порядок ротовую полость после плотного и вкусного обеда. На самом же деле из этих тонких деревянных палочек можно сделать массу интересных поделок. Но сразу же хочется сказать, поделки из зубочисток требуют достаточно сильной концентрации и усидчивости, поэтому знакомство с этим видом творчества мы начнём  из самых простых и легких предметов.

 

Пальчиковая игра: «Считалка»

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

- Это – раз!

Загибаем?

- Это – два!

Продолжаем?

- Три, четыре…

Где же пятый?

- Вот, смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Пиф-паф-ой-ой-ой!

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает

пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

 

Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке.

На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

 

Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке,

начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец,

у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает

пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Воспитатель: Напоминает «Технику безопасности во время работы»

Работать аккуратно

Слушать воспитателя

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

Соблюдать порядок на рабочем месте.

Нельзя брать зубочистку и пластилин в рот

Нельзя тыкать себе и соседу зубочисткой.

После окончания работы убрать рабочее место, все оставшиеся зубочистки отдать воспитателю.

Объяснение и показ. Дети шаг за шагом выполняют сборку за воспитателем.

Воспитатель: Составляем геометрическую фигуру квадрат и форму куб.

На экране геометрическая форма Куб и фигура Квадрат

-Из скольки сторон состоит квадрат, а куб?

-Сколько вершин у  квадрата, а у куба?

-Сколько углов у квадрата, а у куба?

-Посчитайте сколько шариков у вас на столе?

-Почему 8, а не 9 или 7?

Дети рассуждают

Практическая часть:

Берем одну зубачистку, сторону. На один конец стороны одеваем шарик из пластилина- называем его точкой соединения. Берем вторую сторону и проедаем точку соединения создавая угол. повторяем данное действие еще 2 раза. Сомкнули стороны получив гемертическую фигуру квадрат.

-Как вы думайте, а можно ли из квадрата создать геометрическую форму куб?

Дети рассуждают.

Воспитатель предлагает попробовать выполнить самостоятельно.

Воспитатель продолжает объяснять.

-Доставляем 4 стороны на каждую точку соединения по одной. На каждую сторону одеваем точку соединения и соединяем точки соединения сторонами. Получили Куб.

Итоги:

Воспитатель: Ребята давайте поставим на выставку наши чудесные работы и вместе оценим наши старания.

Дети:Озвучивают и анализируют, что получилось, что было трудно, что легко.

Воспитатель:Вот и подошло  наше занятие к концу. Мы сегодня потрудились на славу и у нас получились у каждого свой шедевр, свой куб. До новых встреч

 



Предварительный просмотр:

Тема: Многоугольники “Колесо”

Цели:Изготовление “Колеса” из геометрической фигуры круг в молекулярной техники

Задачи: 
Развивающие: развивать моторику пальцев; навыки и умения ручного труда; умение экономно пользоваться пластилином,зубочистками ; мышление, фантазию.
Обучающие: Дать представления о свойствах округлых форм; закрепить умение работать с пластилином; знания по технике безопасности при работе с пластилином и зубочистками. Воспитывающие: воспитывать бережливость, уважительное отношение к окружающим, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты образования:
Метапредметные :формирование универсальных учебных действий.
Личностные: познавательный интерес к самостоятельному изготовлению объемных моделей,сформировать умение работать в парах; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.; осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать результат своих действий.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.

Воспитывающие:формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни; воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду.

Развивать навыки терпения, упорства и математических способностей детей;

Воспитать образное мышление;

Привить любовь к труду.


Методы:словесный, наглядный.

Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина, стеки, зубочистки, салфетки бумажные и матерчатые.

Продолжительность занятия – 25 минут.

Ход:

Здравствуйте ребята. Я очень рада встречи с вами.

Послушайте небольшого четверостишия:

Брат мой маленький, Серёжа,
Математик и чертёжник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... фигуры

- О чем пойдет речь сегодня на занятии?

Мнение детей.

- Обратите внимание на стол. На нем находятся разные геомертрические  фигуры и формы выполненные в молекулярной технике

( разные по размеру, цвету. Все фигуры и формы за исключение круга- шара) 

Что вы можете о них сказать?

Мнение детей.

Дидактическая игра “Разложи по ....”

Ребята, разложите все конструкции по цвету. На столах карточки с нужным  цветом, ориентируйтесь на них.

Дети выполняют

Проверка

Ребята, разложите все конструкции по количеству углов. На столах карточки с нужной цифрой, ориентируйтесь на них.

Дети выполняют

Проверка

Ребята, усложним задание, возьмите каждый по одной конструкции.

Дети выполняют

Найдите свою пару, соедините геометрическую форму с соответствующей фигурой.

Дети выполняют

Проверка

Ребята какая конструкция вам понравилась больше всего?

Мнение детей.

Какая конструкция похожа на круг?

Сегодня я хочу вам показать и доказать, что многоугольник больше всех других геометрических фигур и форм похожа на круг.

Постановка проблемы:

-Что будем делать на занятии? (многоугольник)

- Что сегодня потребуется нам для работы в молекулярной техники? (перечисляют)

- Что называют многоугольниками?

- Сколько сторон у этого многоугольника? (показывает на пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник)

- Сколько точек пересечения?

- Сколько углов?

-  Вспомните и скажите,что получим, если разделим основу на части? (секции)

- Чтобы выполнить эти модели , давайте вспомним правила безопасности при работе с пластилином

Правила техники безопасности при работе с пластилином:

Выделить место для работы с пластилином.

Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот; засучивать рукава перед работой.

Использовать в работе стеки только под руководством учителя.

После работы с пластилином привести в порядок рабочее место; очистить от пластилина доски, протереть стол мокрой тряпочкой.

По окончании работы дети должны сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.

Хранить пластилин в специальных коробках, в строго отведенном месте.

Правила техники безопасности при работе с зубочистками:

1.Держи прокалываемый предмет на подкладной доске.

2. Прокалывая отверстие, будь осторожен, не применяй излишних усилий.

3.Не прокалывай зубочисткой твёрдые предметы с гладкой поверхностью.

4.Не пользуйся на занятии зубочисткой не по назначению.

5.Храните зубочистки только в специальной коробочке.

Практическая работа: Ваша практическая работа будет состоять в том, чтобы выполнить объемную модель“Колесо” из геометрической фигуры многоугольник, которую вы сконструируйте.

Показ образца “Колеса”

Работа в парах: на столах - пластилин, дощечки для пластилина, схемы, стеки, зубочистки, салфетки бумажные и матерчатые.

У каждой пары пошагавая  иллюстрация сборки “Колеса”

-Сегодня вы работайте в парах. Ребята, посмотрите на схему работы.

-Что вы сконструируйте первым? (основу)

- Из скольки основ будет состоять конструкция? (из духодинаковых  многоугольников (восьмиугольников)

-Какое действие вы выпоните вторым? (разделение основ  на секции)

Показ воспитателя

-Посмотрите, дальше вам надо установить вертикально стороны. Что значит “вертикально”? Это означает, что один кончик стороны продеваем в точку соединения основы, а второй кончик смотрит вверх.Продолжаем устанавливать стороны на конструкции, ко всем точкам соединения вертикально добавляем стороны.

- И последнее ваше действие? (соединение двух основ, получение колеса)

Дети приступают к работе

Воспитатель контралирует, помогает, наблюдает, объясняет и руководит процессом не мешая творческому процессу.

Ребята покажите, что же у вас в итоге получилось? ….

Скажите какой у многоугольника угол острый или тупой?

Попробуйте прокатить колесо....

Вывод: Благодаря тому, что у многоугольника много углов он может принять округлую форму.

Вам понравилось?

Что было самым трудным?

Ребята, спасибо вам большое за занятие!



Предварительный просмотр:

“Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредствам молекулярного консктруирования”

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Новизна разработки заключается во введении в обучающий процесс новых техник, таких как объемное и полуобъемное молекулярное конструирование

Особенность заключается в том, что поделки имеют объемный вид. Эта техника развивает не только координацию движений пальцев рук, но и пространственное мышление, фантазию и художественный вкус ребенка

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются основы волевого поведения и таким образом занятия конструированием способствуют развитию личностной готовности к школе.

Выделяются два типа конструирования: техническое – это конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков и художественный тип конструирования, к которому относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

ФГОС подчёркивают необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

·-вариативности и разнообразия содержания образовательных программ

·-единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка

·-учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Конструирование — это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из

строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части — детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом — со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Выделяют такие виды конструирования:

1. конструирование по образцу;

2. конструирование по модели;

3. конструирование по замыслу;

4. конструирование по условиям — требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);

5. конструирование по чертежам и наглядным схемам;

6. конструирование по теме.

Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения

Современный мир требует от педагогов новых технологий, методов и инструментов в обучении дошкольников. Нужны обучающие игры, игрушки, которые формируют актуальные для детей умения и навыки, необходимые для выбора профессии и дальнейшей взрослой жизни. Для этой цели развивающая среда любого дошкольного учреждения оснащена большим количеством уже готовых наборов конструкторов. Но особый интерес ребенка вызывает самостоятельно придуманный и смоделированный, практически значимый элемент игры, который он может изменять по ходу ее сюжета. Дошкольник увлеченно и с удовольствием занимается конструированием и во время занятий с воспитателем, и самостоятельно.

Виды подделок из зубочисток.

Выбирая, какую подделку можно сделать из зубочисток, нужно помнить, что, несмотря на все многообразие, есть три базовых способа создания подделки из самодельного конструктора:

1. Зубочистки вонзают в объемный предмет (те самые ежики из желудей или каштанов):

2. Зубочистки крепят на плоскости, например на листе бумаги, или иной плоской поверхности, либо грани;

3. Зубочистки используются как первичный и основной строительный материал.

Комбинирование зубочисток и пластилина – идеальный вариант для новичка. Как правило, такие изделия просты, и повторить их может каждый, хотя зависит все от фантазии.Разнообразные геометрические фигуры. Это – очень популярное направление. Пластилин используется в качестве скрепляющего компонента, а зубочистки в качестве основы. Фигуры могут быть как простыми, например пирамида, так и сложными.

Второй, не менее популярный вариант изготовления подделки — использование пенопласта, либо фруктов, овощей, орехов – всего что растет и имеет хоть немного подходящие геометрически параметры.
Выбирая между пенопластом и плодами, нужно учитывать, как плюсы, так и минусы каждого материалов:

Подделки из зубочисток своими руками проще делать из растительной основы. Зачастую она (например, желудь) уже имеет необходимые размер и форму, что упростит процесс изготовления;Основу из пенопласта подготавливать сложнее. Но подделка, из него изготовленная, сможет простоять намного дольше. Так же пенопласт легко комбинировать с другими синтетическими материалами, например клеем. Использовать клей с плодами можно, но не так эффективно, без гарантии, что все пойдет как надо.

Мармелад, соленое тесто и пластилин. Неожиданно? Как раз эти материалы идеальны для работы с маленькими детьми. Вам нужно будет сделать несколько заготовок (если пластилин, то кубиков или шариков), из соленого теста скатайте вместе с малышом кружочки. И ничего, что они будут кривыми, зато ребенок трудился и самостоятельно делал поделку. Дайте малышу несколько кружочков, пусть он вставит в тесто или пластилин зубочистки. Таким образом можно построить домик на бумаге. Это касается пластилина, потому что только этот материал хорошо сцепляется с картоном и любой твердой поверхностью. Так что есть возможность построить простой домик, красивый замок, соорудить крепость или сделать несколько геометрических фигур.

От простого к сложному: обычные плоские фигуры можно видоизменить и сделать объемные. Но это уже уровень посложнее. Для того чтобы создать объемную геометрическую фигуру, нужна не только усидчивость, но и знания геометрии. Как раз такая работа развивает пространственное мышление
Благодаря их острым кончикам они без труда втыкаются в самые разные основания, будь то пластилин, пенопласт или поролон. Благодаря пластилиновому соединению можно создавать модели домов, машин, воздушных судов. Поролоновое и пенопластовое основание зачастую используется для создания цветочных корзин.

Пространственное конструирование из самодельного молекулярного конструктора

Изготовление самодельных конструкторов с объемными трёхмерными деталями с помощью пластилина и палочек (зубочисток или спичек), игры и упражнения с ними способствуют решению ряда образовательных задач и содействуют всестороннему развитию детей. Такие поделки обогащают игровую среду и подходят для занятий со старшими дошкольниками не только в детском саду, но и дома.

Изготовление деталей конструктора

Для изготовления самодельногомолекулярного  конструктора с плоскими и объемными трёхмерными деталями понадобятся разноцветный пластилин и зубочистки без острых концов, которые легко отрезать ножницами. Можно использовать спички, серу с которых легко снять тряпочкой, смоченной в горячей воде.

Из пластилина скатываются разноцветные шарики, обязательно одного размера. Это будут соединительные элементы, крепления. Шарики (точки пересечения) соединяются с помощью зубочисток или спичек под разными углами, что позволяет ребенку создавать как плоские, так и объемные элементы конструктора. В дальнейшем из готовых элементов можно создавать целые игровые макеты: улицы, космодром, футбольное поле и т. п.

Такой вид конструирования актуален для последующего освоения ребенком таких видов деятельности, как прототипирование, робототехника, инженерия.

Варианты моделирования с использованием конструктора

Игровые упражнения построены по принципу перехода от простого к сложному, подобраны с учетом возраста, интересов и навыков старших дошкольников, позволяют закреплять уже имеющиеся знания и умения и приобретать новые. В частности, они расширяют представления о геометрических фигурах, формах, их названиях и способах постройки. Дети упражняются в строительстве деталей по образцу с их последующим преобразованием. Также закрепляются навыки счета. В значительной степени развиваются мелкая моторика, пространственное восприятие, образное мышление.

Игры такого рода дают неограниченную возможность придумывать и создавать собственные постройки, проявлять инициативу и самостоятельность; развивают речь и помогают устанавливать дружеские отношения со сверстниками во время совместной деятельности.

Для организации работы можно использовать специальные карточки, где нужно сначала посчитать количество палочек и шариков для изготовления плоских  или объемных  конструкций, а затем сложить их по образцам. Соединяя получившиеся детали, можно создавать различные постройки. При этом следует обращать внимание детей на то, что объемные конструкции удобнее начинать строить снизу вверх, так, как строят дом: сначала фундамент, стены, а затем потолок. Дети могут определить это и опытным путем. Во время занятий вводятся названия новых объемных геометрических фигур: куб, треугольная призма, параллелепипед и др.

После успешного освоения поделок с опорой на наглядность можно переходить к постройкам по замыслу детей, комбинируя отдельные детали в целые поделки, необходимые для определенной игры. Вот несколько примеров таких работ: футбольные ворота, звездочка, заборчик, ракета. Поделки выполнили воспитанники подготовительной группы.

Для сюжетно-ролевых игр и инсценировки литературных произведений можно изготавливать декорации: кровать, стол, стул и даже целый дом. При желании постройки покрывают тканью, бумагой и т.п.

Примеры игровых заданий

Игроки собирают на время выбранную по договоренности конструкцию. Выигрывает самый быстрый строитель.

Игроки получают одинаковое количество шариков и палочек. Выигрывает тот, кто соберет самую устойчивую, высокую или необычную модель.

Игроки получают задание придумать как можно больше конструкций, используя только треугольники, квадраты, ромбы и т.п.

Каждый педагог, исходя из уровня подготовки и возрастного развития детей, может увеличить количество названий объемных фигур и вариантов игр с ними.

Результаты
После проведения серии игровых занятий по пространственному конструированию из пластилина и палочек старшие дошкольники сформировали представления о кубе, треугольной призме, треугольной пирамиде, параллелепипеде. Они научились строить эти трехмерные фигуры по образцу и по замыслу, преобразовывать плоские фигуры в объемные путем достраивания, тренируя пространственное восприятие. Также происходило закрепление навыка счета при пересчитывании элементов конструктора. В итоге развивающую среду группы дополнил новый самодельный молекулярный конструктор.

Знакомство с молекулярной технокой конструирования

Цель: Познакомить с молекулярной техникой конструирования

Задачи:

- формировать представление о молякулярной техники конструирования

- развивать пространственное восприятие;

- развивать глазомер и мелкую моторику;

- развивать воображение, творческое мышление;

- закрепить знания о геометрических фигурах и формах

Предварительная работа: беседа о технике безопасности с острыми предметами, вспомнить геометрические формы и фигуры.

Оборудование:

Компьютер, макеты фигур и форм: куб, пирамида, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д., накатанные одинаковые шарики из пластилина по 8 штук на каждогоребенка, дощечки для пластилина, , зубочистки, салфетки бумажные.

Ход занятия

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть.

-Давайте начнем его с нашего приветствия.

 (Играет спокойная музыка. Приветствие «Солнечный лучик») .

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце.

И принес в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Организационный момент(Загадка):

Это целая страна.

Дарит чудеса она

Всем, кто мастерит

И строит.

Побывать в ней

Детям стоит.

Дети:(конструктор)

Воспитатель:Какие вы молодцы дружно угадали.

Воспитатель:Ребята вы пришли утром в сад и, наверное, заметили в группе, что то интересное  у вас на столах?

Дети:Да

Воспитатель:  А как вы думайте, чем мы сегодня будем заниматься? Вы уже угадили загадку и эта вам подсказка на вопрос.

Дети: Мы сегодня будем собирать  из зубочисток.

Воспитатель: Вы почти угадали, только я немного вас поправлю. Мы будем сегодня конструировать, и делать модели разных фигур и форм.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:Для многих из нас зубочистка — это всего лишь предмет гигиены, с помощью которого можно привести в порядок ротовую полость после плотного и вкусного обеда. На самом же деле из этих тонких деревянных палочек можно сделать массу интересных поделок. Но сразу же хочется сказать, поделки из зубочисток требуют достаточно сильной концентрации и усидчивости, поэтому знакомство с этим видом творчества мы начнём  из самых простых и легких предметов.

 

Пальчиковая игра: «Считалка»

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

- Это – раз!

Загибаем?

- Это – два!

Продолжаем?

- Три, четыре…

Где же пятый?

- Вот, смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Пиф-паф-ой-ой-ой!

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает

пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

 

Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке.

На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

 

Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке,

начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец,

у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает

пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Воспитатель: Напоминает «Технику безопасности во время работы»

Работать аккуратно

Слушать воспитателя

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

Соблюдать порядок на рабочем месте.

Нельзя брать зубочистку и пластилин в рот

Нельзя тыкать себе и соседу зубочисткой.

После окончания работы убрать рабочее место, все оставшиеся зубочистки отдать воспитателю.

Объяснение и показ. Дети шаг за шагом выполняют сборку за воспитателем.

Воспитатель: Составляем геометрическую фигуру квадрат и форму куб.

На экране геометрическая форма Куб и фигура Квадрат

-Из скольки сторон состоит квадрат, а куб?

-Сколько вершин у  квадрата, а у куба?

-Сколько углов у квадрата, а у куба?

-Посчитайте сколько шариков у вас на столе?

-Почему 8, а не 9 или 7?

Дети рассуждают

Практическая часть:

Берем одну зубачистку, сторону. На один конец стороны одеваем шарик из пластилина- называем его точкой соединения. Берем вторую сторону и проедаем точку соединения создавая угол. повторяем данное действие еще 2 раза. Сомкнули стороны получив гемертическую фигуру квадрат.

-Как вы думайте, а можно ли из квадрата создать геометрическую форму куб?

Дети рассуждают.

Воспитатель предлагает попробовать выполнить самостоятельно.

Воспитатель продолжает объяснять.

-Доставляем 4 стороны на каждую точку соединения по одной. На каждую сторону одеваем точку соединения и соединяем точки соединения сторонами. Получили Куб.

Итоги:

Воспитатель: Ребята давайте поставим на выставку наши чудесные работы и вместе оценим наши старания.

Дети:Озвучивают и анализируют, что получилось, что было трудно, что легко.

Воспитатель:Вот и подошло  наше занятие к концу. Мы сегодня потрудились на славу и у нас получились у каждого свой шедевр, свой куб. До новых встреч.

Тема: Многоугольники “Колесо”

Цели:Изготовление “Колеса” из геометрической фигуры круг в молекулярной техники

Задачи: 
Развивающие: развивать моторику пальцев; навыки и умения ручного труда; умение экономно пользоваться пластилином,зубочистками ; мышление, фантазию.
Обучающие: Дать представления о свойствах округлых форм; закрепить умение работать с пластилином; знания по технике безопасности при работе с пластилином и зубочистками. Воспитывающие: воспитывать бережливость, уважительное отношение к окружающим, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты образования:
Метапредметные :формирование универсальных учебных действий.
Личностные: познавательный интерес к самостоятельному изготовлению объемных моделей,сформировать умение работать в парах; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.; осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать результат своих действий.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.

Воспитывающие:формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни; воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду.

Развивать навыки терпения, упорства и математических способностей детей;

Воспитать образное мышление;

Привить любовь к труду.

Методы:словесный, наглядный.

Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина, стеки, зубочистки, салфетки бумажные и матерчатые.

Продолжительность занятия – 25 минут.

Ход:

Здравствуйте ребята. Я очень рада встречи с вами.

Послушайте небольшого четверостишия:

Брат мой маленький, Серёжа,
Математик и чертёжник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... фигуры

- О чем пойдет речь сегодня на занятии?

Мнение детей.

- Обратите внимание на стол. На нем находятся разные геомертрические  фигуры и формы выполненные в молекулярной технике

( разные по размеру, цвету. Все фигуры и формы за исключение круга- шара) 

Что вы можете о них сказать?

Мнение детей.

Дидактическая игра “Разложи по ....”

Ребята, разложите все конструкции по цвету. На столах карточки с нужным  цветом, ориентируйтесь на них.

Дети выполняют

Проверка

Ребята, разложите все конструкции по количеству углов. На столах карточки с нужной цифрой, ориентируйтесь на них.

Дети выполняют

Проверка

Ребята, усложним задание, возьмите каждый по одной конструкции.

Дети выполняют

Найдите свою пару, соедините геометрическую форму с соответствующей фигурой.

Дети выполняют

Проверка

Ребята какая конструкция вам понравилась больше всего?

Мнение детей.

Какая конструкция похожа на круг?

Сегодня я хочу вам показать и доказать, что многоугольник больше всех других геометрических фигур и форм похожа на круг.

Постановка проблемы:

-Что будем делать на занятии? (многоугольник)

- Что сегодня потребуется нам для работы в молекулярной техники? (перечисляют)

- Что называют многоугольниками?

- Сколько сторон у этого многоугольника? (показывает на пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник)

- Сколько точек пересечения?

- Сколько углов?

-  Вспомните и скажите,что получим, если разделим основу на части? (секции)

- Чтобы выполнить эти модели , давайте вспомним правила безопасности при работе с пластилином

Правила техники безопасности при работе с пластилином:

Выделить место для работы с пластилином.

Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот; засучивать рукава перед работой.

Использовать в работе стеки только под руководством учителя.

После работы с пластилином привести в порядок рабочее место; очистить от пластилина доски, протереть стол мокрой тряпочкой.

По окончании работы дети должны сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.

Хранить пластилин в специальных коробках, в строго отведенном месте.

Правила техники безопасности при работе с зубочистками:

1.Держи прокалываемый предмет на подкладной доске.

2. Прокалывая отверстие, будь осторожен, не применяй излишних усилий.

3.Не прокалывай зубочисткой твёрдые предметы с гладкой поверхностью.

4.Не пользуйся на занятии зубочисткой не по назначению.

5.Храните зубочистки только в специальной коробочке.

Практическая работа: Ваша практическая работа будет состоять в том, чтобы выполнить объемную модель“Колесо” из геометрической фигуры многоугольник, которую вы сконструируйте.

Показ образца “Колеса”

Работа в парах: на столах - пластилин, дощечки для пластилина, схемы, стеки, зубочистки, салфетки бумажные и матерчатые.

У каждой пары пошагавая  иллюстрация сборки “Колеса”

-Сегодня вы работайте в парах. Ребята, посмотрите на схему работы.

-Что вы сконструируйте первым? (основу)

- Из скольки основ будет состоять конструкция? (из духодинаковых  многоугольников (восьмиугольников)

-Какое действие вы выпоните вторым? (разделение основ  на секции)

Показ воспитателя

-Посмотрите, дальше вам надо установить вертикально стороны. Что значит “вертикально”? Это означает, что один кончик стороны продеваем в точку соединения основы, а второй кончик смотрит вверх.Продолжаем устанавливать стороны на конструкции, ко всем точкам соединения вертикально добавляем стороны.

- И последнее ваше действие? (соединение двух основ, получение колеса)

Дети приступают к работе

Воспитатель контралирует, помогает, наблюдает, объясняет и руководит процессом не мешая творческому процессу.

Ребята покажите, что же у вас в итоге получилось? ….

Скажите какой у многоугольника угол острый или тупой?

Попробуйте прокатить колесо....

Вывод: Благодаря тому, что у многоугольника много углов он может принять округлую форму.

Вам понравилось?

Что было самым трудным?

Ребята, спасибо вам большое за занятие!

Тема: «Дома».

Цель: Развитие интереса к конструктивно-модельной деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

Формировать у детей познавательную и исследовательскую деятельность.

Развивать усидчивость, внимание, умение концентрироваться на деталях,

воображение (ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения);

Способствовать развитию логическое мышление (умения создает из частей целое, анализирует варианты);

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Ход ООД:

-Ребята, посмотрите в окно, что вы там видите? (дети перечисляют объекты и говорят «дом»)

- Дом какой? (Перечисление прилагательных)

- Ребята, представьте этот дом в молекулярной технике, на какие части можно разложить дом? (дети перечисляют: основа, платформы и секции)

- Что мы называем основой? Сколько основ у дома?

- Что мы называем платформой? Сколько платформ у дома?

- Что мы называем секциями? Сколько секций у дома?

- Из каких геометрических фигур состоит дом? Из каких форм?

-Какая крыша у дома? (Плоская) Какой формы могут быть крыши?

- Ребята у меня для вас есть очень интересное задание. Для его выполнения вам надо разделиться на группы.

Прием деления на группы «Мозаика».

 На столе лежат карточки, выберите каждый по одной карточки. (дети выполняют задание)

- Посмотрите, у каждого из вас часть геометрической формы, вам необходимо собрать части в целое, таким образом вы получите геометрическую фигуру и разделитесь на группы. (дети выполняют задание)

- Каждая группа подойдите к столам с изображением вашей геометрической формы. (дети выполняют задание)

- Выберите капитанов команд. (дети выполняют задание)

- Ребята давайте вспомним как мы работаем в группах.

- С чего начинаем? (обсуждение, составление плана, распределение ролей)  

- Посмотрите у меня макет дороги, ваша задача вдоль дороги установить дома, выполненные в молекулярной технике, не забывайте о экономии материала, то есть расходовать надо так, чтобы материала хватило на модель. На ваших столах лежат карточки. Посмотрите на них. В каждой карточке указанно сколько основ, платформ и секций должно быть у вашего дома. Всё остальное ваше фантазия.

- И так приступаем к работе. (составляют план, обсуждают какой дом они моделируют, дети могут воспользоваться карандашом и листком бумаги для зарисовки, капитан распределяет роли: кто собирает части, кто крутит шарики из пластилина и т.д)

- Готовые модели домов несите на макет.

Воспитатель спрашивает у капитана каждой команды сколько основ, платформ и секций они использовали при моделировании дома?

- Ребята давайте посмотрим кто же из команд более экономично использовал материал?

 



Предварительный просмотр:

ООД по моделированию

с использованием молекулярной техники

по теме «Дома».

Цель: Развитие интереса к конструктивно-модельной деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

Формировать у детей познавательную и исследовательскую деятельность.

Развивать усидчивость, внимание, умение концентрироваться на деталях,

воображение (ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения);

Способствовать развитию логическое мышление (умения создает из частей целое, анализирует варианты);

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Ход ООД:

-Ребята, посмотрите в окно, что вы там видите? (дети перечисляют объекты и говорят «дом»)

- Дом какой? (Перечисление прилагательных)

- Ребята, представьте этот дом в молекулярной технике, на какие части можно разложить дом? (дети перечисляют: основа, платформы и секции)

- Что мы называем основой? Сколько основ у дома?

- Что мы называем платформой? Сколько платформ у дома?

- Что мы называем секциями? Сколько секций у дома?

- Из каких геометрических фигур состоит дом? Из каких форм?

-Какая крыша у дома? (Плоская) Какой формы могут быть крыши?

- Ребята у меня для вас есть очень интересное задание. Для его выполнения вам надо разделиться на группы.

Прием деления на группы «Мозаика».

 На столе лежат карточки, выберите каждый по одной карточки. (дети выполняют задание)

- Посмотрите, у каждого из вас часть геометрической формы, вам необходимо собрать части в целое, таким образом вы получите геометрическую фигуру и разделитесь на группы. (дети выполняют задание)

- Каждая группа подойдите к столам с изображением вашей геометрической формы. (дети выполняют задание)

- Выберите капитанов команд. (дети выполняют задание)

- Ребята давайте вспомним как мы работаем в группах.

- С чего начинаем? (обсуждение, составление плана, распределение ролей)  

- Посмотрите у меня макет дороги, ваша задача вдоль дороги установить дома, выполненные в молекулярной технике, не забывайте о экономии материала, то есть расходовать надо так, чтобы материала хватило на модель. На ваших столах лежат карточки. Посмотрите на них. В каждой карточке указанно сколько основ, платформ и секций должно быть у вашего дома. Всё остальное ваше фантазия.

- И так приступаем к работе. (составляют план, обсуждают какой дом они моделируют, дети могут воспользоваться карандашом и листком бумаги для зарисовки, капитан распределяет роли: кто собирает части, кто крутит шарики из пластилина и т.д)

- Готовые модели домов несите на макет.

Воспитатель спрашивает у капитана каждой команды сколько основ, платформ и секций они использовали при моделировании дома?

- Ребята давайте посмотрим кто же из команд более экономично использовал материал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр»

Данный проект направлен  на развитие  интереса к математике и  повышение познавательного   интереса  дошкольниковчерез ознакомление с развивающими играми в различных...

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...

Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуа...

Презентация к мастер-классу «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр с применением кейс-технологии»

Развитие элементарных математических представлений – одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. В старшей группе детского сада предусматривает...

«Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

laquo;Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...