Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
учебно-методический материал на тему

Тонкова Наталья Алексеевна
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена развивающая предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.
Проектируя развивающую предметно-пространственную среду, мы руководствуемся требованиями, предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта.

Одним из необходимых условий в обучении и воспитании детей в ДОУ становится создание развивающего пространства. Развивающая предметно-пространственная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

Проектируя развивающую предметно-пространственную среду, мы руководствовались требованиями, предъявляемые к развивающей предметно-пространственной среде федеральным государственным образовательным стандартом.

 В концепции дошкольного воспитания прописано: организация предметной среды должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка.

В.А. Петровский, Л.М.Кларина, др. в своей концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования трактуют среду, окружающую детей в детских садах и детских домах, обеспечивающую безопасность их жизни, способствующая укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Концепция С. Л. Новоселовой в целом основывается на деятельностно - возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.

В концептуальном положении построения среды эмоционально-чувственного развития прописано: важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития. Для работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатели и методисты ДОУ были сориентированы не столько на создание предметно-развивающей, но и эмоционально-развивающей среды в группе, как условие  дальнейшего успешного и гармоничного развития ребёнка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте развивающая предметно-пространственная среда сочетает концепции многих авторов и трактует нам общие принципы построения предметно-пространственной среды ДОУ, которая отвечает за полноценное и всестороннее развитие личности ребенка.

Первым требованием является обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития:

Модель построения развивающей предметно - пространственной среды ДОУ не носит узконаправленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а формируется одновременно по всем направлениям развития, что способствует целостности развития ребенка.

При проектировании среды расположение игрового оборудование представлено с учетом необходимости обеспечения режима смены динамических поз. Для совершенствования физических качеств детей предусмотрено нетрадиционное использование коридоров, в которых размещены спортивно - игровые мобили: «Коридор-стадион», дерево «Вырастайка», стена осанки. С целью развития зрительной координации, тренировки глазных мышц применяем схемы - тренажеры зрительных траекторий, метки на стекле. Для уменьшения психоэмоционального напряжения, в качестве естественных регуляторов состояния воздушной среды группы используются фитомодульные композиции, аромамедальоны.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В исследовательских центрах групп оборудованы лаборатории, оснащенные емкостями для исследования (воды, теста, из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т.д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т.е. предоставляется «ключ» к освоению действительности, законов ее организации.

Игровые компьютеры, электронные, механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор.

Продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Расположенные в центре искусств репродукции, картины, этюды, скульптуры обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки.

Знакомство с произведениями поэтов и писателей, отображающих первоначальные представления о нравственной, эстетической, трудовой культуре родного края представляет для ребёнка особую эмоционально-жизненную ценность, тем самым складывая  положительное отношение ребёнка к окружающему миру, себе, другим  людям.

Различные средства изобразительной деятельности — мелки, краски, кисти, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная «стена творчества», оргстекло, ватман, ткань, — позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание.

Другой элемент среды – сказочные герои, «живущие» в группе побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.).

Побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей призваны различные виды театров: пальчиковый, театр на рукавичках, театр шариков и кубиков, настольный театр, стендовый театр, костюмы для игр-драматизаций. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

В речевом центре может быть оборудовано пространство магнитной азбукой, комплектом цветных магнитов. Здесь же могут находиться: буквенные и цифровые фризы, слоговые часы, игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание, сигнальные карточки, четки из бусинок – для формирования размеренного темпа речи и развития тонкомоторной координации. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и функций, составляющих психологическую базу речи, стимуляцию речевой деятельности и речевого общения.

Второе требование - это обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения:

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, т.е. развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

1. Создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

2. Предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

3. Ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

4. Активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

5. Ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

При организации предметно-пространственной среды в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, мы в своем ДОУ стараемся учитывать то, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка:

закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья,

коммуникативные особенности,

уровень общего и речевого развития,

эмоционально-потребностную сферы.

Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – это то на наш взгляд, чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Каждый ребенок развивается и растет по-своему, у него особый темперамент, стиль восприятия и своя семья. Эти индивидуальные различия должны учитываться как в программе, так и во взаимоотношениях детей и взрослых. Ребенок учится в результате взаимодействия его собственных мыслей и опыта с материалами, идеями и людьми. Эта практика должна соответствовать его возрастным возможностям и в то же время активизировать его интерес и понимание.

При проектировании предметно-пространственной среды в данном случае учитывается наполнение центров активности, деятельность в которых планируется индивидуально каждым ребенком, в зависимости от его возможностей, способностей. Когда ребенку дается задание, сложное для его уровня, но все же  выполнимое, он получает положительный «заряд», и у него появляется желание продолжать исследовать экспериментировать, пробовать. Если же задания слишком сложны или, наоборот, легки для наличного уровня развития ребенка, он теряет интерес, скучает, становится беспокойным, испытывает фрустрацию.

Ведущим видом деятельности, как известно, является игра. По мнению экспертов, «игра нужна детям для развития познавательных и моторных навыков, а также для познания окружающего мира людей и своего места в нем. Социальные навыки детей развиваются в ходе взаимодействия со сверстниками, где дети узнают, что такое правила, как эти правила вырабатываются и что такое справедливость. Они научаются сотрудничать и делиться друг с другом. Их самооценка развивается, когда они ставят и успешно решают задачи, взаимодействуют с другими детьми и решают личные, физические, интеллектуальные и социальные проблемы»

Педагогический коллектив поддерживает эту теорию, поощряя игру детей предоставляя им разнообразные возможности для игры. Все пространство, где находятся дети, организуется в виде центров активности, в которых ребенок играет, то есть свободно действует в соответствии со своими замыслами, и которые выполняют роль своеобразных лабораторий для реализации детьми их инициативы, творчества и воображения.

Следуя тому, что интересует ребенка, взрослые способствуют развитию именно такой игры, которая необходима ему в эмоциональном и когнитивном плане. Например, опускаясь на пол вместе с детьми, воспитатели и родители включаются во взаимный обмен опытом, позволяя ребенку «вести» и направлять игру.

Материалы, содержащиеся в центрах, стимулируют активность детей, заставляют их использовать все органы чувств. Экспериментируя, исследуя и делая выводы, дети проверяют свои «гипотезы» и получают знания своим собственным, индивидуальным способом. Именно таким образом дети приучаются ставить и решать проблемы, мыслить критически, делать выбор и вырабатывать понятия.

Для формирования универсальных предпосылок учебной деятельности, таких как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление), внутренний план действия (представление в уме), умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др. используются лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Реализуя личностно-ориентированный подход, мы обогащаем предметно- пространственную среду: оформлен знаковый стенд " Я узнаю, я умею, я хочу научиться", творческие корзиночки расположенные во всех центрах наполнены разнообразным материалом, стимулирующим деятельность ребенка, центры «Мое настроение» и «Ура, у нас именинник!».

Для развития  детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В центре социализации представлено многообразие игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных.

Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, ориентировались на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет — воображаемую ситуацию.

Особое внимание в детском саду уделяется формированию и развитию образа «Я». В групповых ячейках висят зеркала. В оформлении детского сада используются фото- газеты, отражающие жизнь детей в детском саду, созданы фоторепортажи «Моя семья», «Мой праздник», «Отдыхаем вместе», альбомы с фотографиями  детей и их семьи, что способствует формированию образа «Я».

Третьим требование является обеспечение реализации различных образовательных программ;

При построении предметно-пространственной среды педагогами учитывается та программа, которая реализуется в ДОУ, учитывая ее особенности и традиции.

 В своем детском саду мы руководствуемся программой воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет «Радуга», которая предусматривает личностно ориентированный подход и создание в детском саду условий, обеспечивающих детям психологический комфорт и всестороннее развитие. Особенности программы учитываются педагогом в зависимости от возраста детей. В предметно-пространственной среде группы можно с легкостью определить возраст, интересы детей. В  среде присутствуют элементы тех традиций которые прописаны в программе: традиции: сладкие вечера, гора самоцветов, числовые и цифровые фризы, сундучок-коробочка, здравствуй – я пришел и др.

Четвертое требование должно раскрывать предметно-пространственную среду как содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную.

Учитывая компоненты целостности предметно-пространственной среды, педагоги ДОУ проектируют ее содержание опираясь на следующие принципы:

        1. Содержательно-насыщенная – предоставление широкого выбора видов деятельности и предметных областей. Таким образом, мы обеспечиваем  детям возможность реального выбора, спектра возможностей самореализации ребенка с учетом основных характеристик его субъектного опыта. Для этого используется: методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, опорные схемы, модели, пооперационные карты, простейшие чертежи, предоставляю широкий выбор материалов, инструментов. Таким образом, оказавшись в позиции субъекта деятельности, ребенок осознает все альтернативы выбора, реализует свое право на свободу выбора деятельности, действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности, его активности, инициативности, самостоятельности.

        В педагогической деятельности моделируем ситуации выбора партнера, вида деятельности, способов деятельности.

        Особое внимание уделяется информативности предметно-пространственной среды, которая предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

Так же обеспечение предметно-развивающей среды наполняется как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков, осуществляя гендерный подход в образовании.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала:

"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

 Одним из направлений при проектировании предметно-пространственной среды, которому мы уделяем особое внимание - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Детская инициатива подразделяется на:

1)        творческая инициатива – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление;

2)        инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

3)        коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

4)        познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родо-видовые отношения.

Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.

        2. Трансформируемая – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

        3. Полифункциональная – предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть условно разделено на 3 части:

- спокойная деятельность;

- деятельность, связанная с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

 - рабочее пространство группового помещения. 

Проблемная насыщенность, своеобразная незавершенность, «приглашающая» ребенка к активному достраиванию среды. Развивающая предметная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребенка и тем, что в ней заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а предоставляется возможность поиска и открытия; «свободу выбора» альтернативных средств, предметов, материалов. Для этого используются схемы обобщенных способов создания поделок из разных материалов, опорные схемы, модели, пооперационные карты, простейшие чертежи, предоставляется широкий выбор материалов, инструментов.

Разделение группового пространства вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской  деятельности.

3. Вариативная – сообразно характеру современного образовательного процесса предметно-пространственная среда определяется видом дошкольных образовательных учреждений, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. Педагогическая целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников,  Обогащение и содержательная интеграция центров активности, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых ресурсов формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

        Интеграция образовательных областей проходит прямой линией через все принципы и содержательные аспекты предметно-пространственной среды: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Изобразительные материалы, расположенные в «центре изобразительной деятельности», могут использоваться детьми для создания художественно-творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное творчество») и т.д.;

Пятым требованием является обеспечение учета национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей:

Для создания развивающей предметно-пространственной среды с одной стороны, важно знать теоретические основы и закономерности развития ребенка дошкольного возраста, но грамотно организовывать среду пребывания и проживания ребенка, деятельность совместную или свободную, - важно понимать, какое за этим стоит ключевое возрастное новообразование, психологический базис организации образовательного процесса.

С другой стороны важно учитывать индивидуальность ребенка. Для того чтобы обеспечить достижение результатов заданных в стандарте, и результаты, которые будут значимы для самого ребенка. В данном случае мы особое внимание уделяем индивидуализации образовательного процесса: «Поиграй со мной», «Смайлик за личное достижение», «Умный стульчик» – за определенную новость и др.

Проблематика, связанная с индивидуализацией образования влечет за собой и весь круг вопросов, касающийся возрастной специфики образования на разных ступенях. В связи с этим особую значимость приобретает принцип самоценности каждого возраста, который может быть раскрыт посредством двойного требования к содержанию и методам образования:

• обеспечение полноты реализации возможностей ребенка определенного возраста;

• опора на достижения предыдущего этапа развития.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение называют социальной ситуацией развития в данном возрасте.

Говоря об национально-культурных особенностях, внимание уделяется воспитанию любви к родному краю, привязанности к своей малой и большой Родине способствуют созданные в ДОУ краеведческие студии, включающие в себя стендовую рукописную книгу с материалами о родном городе, коллекцию кукол в костюмах народов Урала и фольклорные материалы, нами используется плоскостное моделирование географических объектов и их частей (например, силуэты области, города, макеты природных объектов при смене времен года), размещение объектов живой и неживой природы на детализированной карте города, области.

Прохождение ребенком собственного исследовательского пути от замысла к идее, от идеи к противоречию, от коллекционирования фактов (явлений, объектов)  к их классификации, к решению интеллектуальной задачи, обеспечивается проблемно-тематической интеграцией.  

Для этого в  предметно-развивающую среду систематически вносятся изменения в соответствии с разнообразной тематикой, темообразующими факторами выступают

  • реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники народов Урала);
  • воображаемые события, описываемые в художественном произведении поэтов и писателей, которое воспитатель читает детям;
  • события, специально «смоделированные» воспитателем (внесение предметов народного быта, ранее неизвестных детям и др.).

Поводя итог вышесказанному, хотелось бы выделить основные функции предметно-развивающей среды для детей и взрослых.

для детей        

1. Удовлетворение потребности в деятельности, познании.

2. Ориентировка в окружающем.

3. Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия  со взрослыми и сверстниками

4. Источник становления субъектного опыта ребенка.

5. Развитие инициативы, воображения, творчества.

6. Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.

7. Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.

для взрослых

1. Реализация содержания образовательной программы.

2. Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

3. Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

4. Организация деятельности детей.

5. Влияние на воспитательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра – станет тормозить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Предметно-пространственная среда ДО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте, з...

ПРоектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для всестороннего развития ребен...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

ГПГ "Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС".

Являлась активным участником городской проблемной группы педагогов: «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС» , в рамках работы которой пред...