Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Забугина Ирина Юрьевна

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем  о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к познаваемому миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека и влияющий на его протекание.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки.

В своей работе с детьми по формированию эмоционально-волевой сферы я наиболее часто использую такие методы как

  • психогимнастика, которая способствует развитию и коррекции различных сторон психики ребенка;
  • с помощью этюдов, дети знакомятся с элементами выразительных движений;
  • релаксация способствует избавлению от физического или психического напряжения;
  • песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние, помогает расслабиться и сбросить стресс. Рисование песком – занятие не просто увлекательное! Для детей это открытие нового волшебного мира песочных фантазий.
  • также детям нравятся игры и упражнения на формирование  знаний об эмоциях, умения выражать эмоции, на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.

Основными направлениями работы по данной теме являются Родительский клуб "В детский сад без слез", дополнительная деятельность "Радуга эмоций", неделя психологии "Поделись улыбкой своей", День хорошего настроения, проектная деятельность "Юный сказочник"

Немаловажен такой факт в психоэмоциональном благополучии, как адаптация ребенка к детскому саду. Для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, у нас работает родительский клуб «В детский сад без слез». С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей и других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Мы стараемся совместными усилиями всего коллектива создать атмосферу тепла, доброты, внимания. Отслеживаем родителей, дети которых в последствии придут в детский сад, стараемся оказать посильную помощь в подготовке к адаптационному периоду. Проводим игры, направленные на знакомства детей и родителей друг с другом, на оптимизацию и гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников — научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Этому помогает дополнительная деятельность «Радуга эмоций».

На занятиях при знакомстве с эмоциями мы учимся различать состояния, выделять в них характерные черты, выражать словестно свои ощущения, возникающие при определенном чувстве, передавать свое или чужое эмоциональное состояние через его название, понимание и описание.

Еще одним направлением работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей является неделя психологии «Поделись улыбкой своей», которая способствует вовлечению всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, созданию условий для формирования положительной установки, благоприятного психологического и эмоционального климата в ДОУ.

Каждый день имеет свою тему и разнообразные формы работы с детьми, которые мы стараемся наполнить эмоционально яркими событиями.

Дети совместно с педагогами и родителями создают свой «Остров радости», учатся дружбе и сплочению, отправляются в поход за чудесами, мастерят «Коробочки примирения», путешествуют по «стране эмоций».

Очень радостно и весело проходит День хорошего настроения. Он полон эмоционально насыщенными событиями, которые оставляют только положительные эмоции.

Дети заряжаются задором, смехом и положительной энергией.

В настоящее время идет работа над проектом "Юный сказочник". Собранный методический материал будет большим подспорьем в работе по формированию эмоционально-волевой сферы детей.

Детство - это светлый и радостный промежуток времени, это состояние беззаботности, непосредственности. Эмоциональная сфера  является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и  поэтому является основой для осознания ребенком себя.

Л. С. Выготского: "Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинает­ся очень рано и происходит постепенно, в том числе в процес­се осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого ...

Эмоционально-волевые нарушения у детей дошкольного возраста.

В статье приведены примеры эмоционально- волевых нарушений у дошкольников, некоторые причины их появления и приёмы коррекции....