Сказкотерапия в детском саду
занимательные факты на тему

ВАЛЕЕВА ФАРИДА АМЕРХАНОВНА

Сказкотерапия в детском дошкольном учреждении занимает особенное место, ведь у детей преобладает абстрактное мышление. А это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. Именно в этом возрасте дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок. Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей психики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_farida.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия - процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами ребенка, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских и доверительных отношений между педагогом - воспитателем и детьми.

В детском дошкольном учреждении занятия сказкотерапией проходят в виде разыгрывания некой сказки. Детям предлагается на выбор несколько ролей, они подсознательно сами выберут для себя подходящую им роль. Для занятия заранее готовятся декорации, костюмы, подбирается мелодия, подходящая по сюжету. Педагог озвучивает сказку, а ребенок может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, эмоционально отзываясь на них. Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями. Занятия в детском саду сказкотерапией хороши тем, что позволяют в сказку вплести логопедические и физкультурные упражнения, методы релаксации.

Метод сказкотерапии учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки, как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку усваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных жизненных ситуациях.

На занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками.

Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но нужно понимать, что это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но этот эффект обязательно будет.

Литература:

  1. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000.
  2. Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005.

Ежкова Н.М. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2005.

  1. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
  3. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
  5. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
  6. Хухлаева О.В., О.Е. Хухлаев. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми.-М., 2013.
  7. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия в детском саду

Доклад. Теория сказкотерапии, особенности применения в детском саду, значение....

Статья "Занятия сказкотерапией в детском саду "

педагогические размышления на тему " занятия в детском саду сказкотерапией"...

Сказкотерапия в детском саду

Сказкотерапия в детском саду...

Презентация "Сказкотерапия в детском саду"

Сказкотерапия в буквальном смысле означает лечение сказкой. Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация.Основной принцип сказкотерап...

Сказкотерапия в детском саду

Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности....