Презентация "Сказкотерапия в детском саду"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Валентина Рязанова

Сказкотерапия в буквальном смысле означает лечение сказкой. Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация.Основной принцип сказкотерапии -  целостное развитие личности, забота о душе. Цель сказки – не только развлечение но и извлечение урока .Принятие ребенком роли какого- либо персонажа дает ему возможность лучше понимать других людей, то есть развивает чувство эмпатии. Уходят зажимы и зажатости. Ребенок учится доверию, у него повышается чувство собственной значимости, соответственно повышается самооценка. Эта тема мной изучена в целях самообразования и отражена в опыте работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_skazkoterapiya.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Сказкотерапия » в детском саду МБДОУ «Светлячок» Воспитатель компенсирующей группы Рязанова В.В .

Слайд 2

• Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра - пра -бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».

Слайд 3

Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль: занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка. Кроме этого, они позволяют педагогу детского сада правильно планировать работу и выделить проблемные группы, определив направления коррекции.

Слайд 4

Занятия в детском саду сказкотерапией достаточно проводить один раз в неделю в группах по 10-12 человек. Важно правильно определить состав, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера.

Слайд 5

Занятия сказкотерапией в детском саду могут проходить как спектакль — разыгрывание сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Можно заранее подготовить декорации, костюмы, подобрать мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту. Ведущему занятие необходимо озвучивать текст сказки и приглашать участников выполнять определенные действия.

Слайд 6

Возможно проведение занятий в детском саду сказкотерапией в форме чтения или обсуждения самой сказки. Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться.

Слайд 7

Занятие можно начать с предыдущего урока, вспомнить, чему научились в прошлый раз. Затем перейти к чтению новой сказки или ее разыгрыванию, обсудить, найти точки соприкосновения с реальной жизнью и в итоге – обобщить полученный на уроке опыт. Завершить занятие можно релаксационной паузой, в ходе которой дети с закрытыми глазами слушают ведущего и представляют то, о чем он говорит.

Слайд 8

Занятия в детском саду сказкотерапией хороши тем, что позволяют в канву рассказа вплести логопедические и физкультурные упражнения, методы релаксации под музыку. Если дети устали, то нужно плавно перевести их внимание в другое русло: попросить их сделать рисунки к наиболее понравившимся отрывкам из сказки, вылепить из пластилина героев.

Слайд 9

Занятия в детском саду сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций.

Слайд 10

В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали .

Слайд 11

Различают следующие виды сказок: • дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе); • художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества; • диагностическая: в случае, если ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть ; • профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком; • медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Слайд 12

Сказкотерапия показана детям, у которых есть: — Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). — Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной « малозначимости » и попытки таким способом доказать обратное. — Страхи и тревоги по самым различным поводам. — Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Слайд 13

Сказкотерапия это: — Совершенствование вербального языка. — Развитие фантазии, воображения. — Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно- следственных связей.

Слайд 14

— Развитие эмпатии и умения слушать других. — Развитие чувства юмора. — Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).

Слайд 15

• Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно.

Слайд 16

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением , правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально ; расширяются их представления об эмоциях , чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Слайд 17

Положительный результат от занятий дополнительно достигается особой подачей сказочного материала, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств.

Слайд 18

Занятия сказкотерапией требуют тщательной подготовки, включающей организацию определенной предметной среды, запись фонограммы, возможность использования средств цвето - и арома -терапии . Естественно, что подобные занятия, предполагают наличие у педагога режиссерского и актерского таланта. Дети же, как правило, все изумительно талантливые актеры и отвечают на усилия взрослого открытием своей маленькой прекрасной души.

Слайд 19

Классическая схема сказкотерапетического занятия, включает в себя: • повторение (вспомнить о том, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились); • расширение (познакомиться с новой сказкой или драматизировать знакомую, активизировать восприятие действий персонажей сказки, вызвать эмоциональный отклик ); • закрепление проигранного (приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности через различные игры, упражнения, символические действия: путешествия, превращения и т.п., практической деятельности); • интеграцию (связать новый опыт с реальной жизнью); • резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его, с тем, который усвоен детьми).

Слайд 20

Заканчивается каждое занятие релаксационной паузой или медитацией, когда дети представляют себе что-то заданное ведущим, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу.

Слайд 21

Обязательным условием завершения занятия является совершение детьми каких-либо символических действий или произнесения волшебных слов. Это позволяет им более легко перейти к обычным действиям и занятиям в группе, мотивирует их на участие в новом занятии по сказкотерапии .

Слайд 22

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич -Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии. Используются психотерапевтические, психокоррекционные , дидактические и медитативные сказки, написанные ими специально для сказкотерапии .

Слайд 23

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...