Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников
статья на тему

Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юдо Валентина Николаевна

Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников

Толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Быть толерантным, значит:

- относиться к окружающим с уважением;

- никогда не думать, что ваше мнение важнее мнения других;

- не навязывать свое мнение друзьям, его можно просто высказать;

- помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия);

- уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном развитии. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве, в условиях семьи и образовательных учреждений, и продолжается на протяжении всей жизни. Конечно, это происходит постепенно, потому что все дети разные: одни – доброжелательные, активные, другие – застенчивые, третьи – замкнутые. У каждого свои индивидуальные способности и особенности[1].

Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться с раннего возраста. Отношение с уважением и почтением к представителям различных национальностей является необходимым условием толерантного воспитания, и мы, воспитатели, должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе[3].

Методы воспитания толерантности.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей терпимости и готовности к пониманию других людей.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни и т.д.

Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы фомрируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат выводы, сделанные сами ребенком.

В эмоциональной сфере нужно формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и т.д.

Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входя стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям.

Метод воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных видах: одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понятна другой группе.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы являются методы требования и укрепления.

Среди групп требования выделяют косвенные требования. К позитивным косвенным требованиям относятся: требование-совет, требование-игра, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение. Негативные косвенные требования – это осуждение, угроза.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека и следствием его реализации являются многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма.

В сфере саморегуляции необходимо формировать совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, самопорядочность. Способствует этому метод коррекции поведения.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности. Этому способствует использование методов воспитывающих ситуаций – ситуаций, когда перед ребенком встает необходимость решить какую-либо проблему, прежде всего связанную с выбором способа отношений с другими людьми.

Таким образом, выделим следующие доминирующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации.

Показатели толерантности у дошкольников:

- выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдерживать импульсивное действие;

- терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимание на обидные слова;

- сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;

- эмпатия, т.е. сочувствие, сопереживание, содействие;

- принятие, т.е. способность ребенка преодолевать барьеры раздражения, даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатию; умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения или ущерба[3].

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и различных видов деятельности дошкольников. В нашем детском саду используются различные формы воспитания толерантности:

- праздники, утренники с элементами театрализованной деятельности по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира, народные праздники «Масленица», «Рождество» и т.п.

- сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

- русские народные подвижные игры;

- знакомство с традициями народов, заселяющих Хабаровский край, а также с традициями народов различных стран;

- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

- беседы;

- проекты;

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- конструирование;

- видеопросмотры;

- проведение тематических недель: «Неделя Доброты», «Вместе весело играть» - неделя совместных игр между группами детского сада;

- конкурс чтецов, посвященный Дню Победы.

Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о религиозных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к воспитанию людей другой культуры, других традиций, проживающих в Хабаровском крае, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Воспитание толерантности невозможно без участия родителей в этом процессе, поэтому мы используем следующие формы взаимодействия педагогов, родителей и детей: совместные занятия и тренинги, совместные праздники, проекты (например, «Моя родословная»), конкурс совместных рисунков, выставки, анкетирование.

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных норм поведения, правовой культуры.

Список литературы

1 Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. – М. :Издательсткий центр АПО, 2002. – 92 с.

2 Леонова Н.Н. «ФГОС, воспитательные системы». – М. : Учитель, 2013. – 463 с.

3 Рожкова М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у дошкольников. –Ярославль. – С. 33-46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ толерантности у дошкольников (Статья)

Воспитание основ толерантности у дошкольников....

Консультация "Воспитание основ толерантности у дошкольников"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человече...

Воспитание основ толерантности у дошкольников

В презентации освещается тематика - воспитание толерантности у дошкольников через различные спектры мероприятий и разные виды деятельности....

Воспитание основ толерантности у дошкольников

К сожалению, в современном мире существуют войны, вооружённые столкновения, расовая и половая дискриминация. Люди не всегда доброжелательно относятся к старикам, немощным, тяжелобольным, не могут спок...

Воспитание основ толерантности у дошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11387068","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]]...

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...