Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»
консультация

Куприянская Тамара Петровна

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительных и порой незаметных поступков самих родителей, их отношений между собой, между старшими и младшими детьми. Ведь дети  по натуре своей искренни, доверчивы, поэтому уже сейчас нужно посеять  в их сердца семена доброты и понимания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель

Родительское собрание «Поговорим о толерантности»

Цель:

-способствовать повышению ответственности и воспитании детей;

- создавать условия для живого обмена опытом, мнениями между родителями.

Ход собрания

1.Вступительное слово воспитателя

- Каждый родитель мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. В этом заинтересовано общество. Ведь плохой человек не принесёт пользы никому, булет в тягость близким людям и прежде всего – своей семье.

    Одним из важных вопросов в воспитании человека является формирование толерантности. Что же такое толерантность? Самый короткий перевод этого слова – терпимость. Но прежде чем говорить о терпимости, хочется сказать, что же такое нетерпимость.

    Нетерпимость ( интолерантность) – убеждение, что твои взгляды, образ жизни правильнее других, неприятие другого  за то, что он выглядит иначе, думает и поступает иначе. Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует. Интолерантность – путь собственной исключительности, потребность в жёстком порядке. Мир такого человека ограничен его собственными чувствами, переживаниями.

     Толерантность – путь человека, открыто идущего по миру, стремящегося лучше узнать себя и других. Позитивное отношение к себе в этом случае соседствует  с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом.

2. Игра «Мы с вами похожи»

- Для того, чтобы лучше понять другого, поиграем с вами в игру «Мы с вами похожи» . Участники садятся в круг, ведущий приглашает выйти в центр участников, у которых одинаковый цвет волос, глаз, имя на одну букву и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не выйдут в круг.

 - Видите, сколько у нас общего, несмотря на то, что мы все разные. Каждому человеку приятно, когда ему говорят что-нибудь хорошее. Сегодня мы с вами вспомним  о такой приятной  вещи, как комплимент.

3.      Игра «Учимся говорить комплименты»

Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Тот бросает следующему и т.д.

- Мы стали немного ближе друг другу, понятнее. Теперь мы с вами сможем лучше понять, что же такое толерантность.

4.      Игра «Мозговой штурм»

Цель игры – дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности и осознать его многоаспектность. Участники делятся на 3 команды, каждая из которых выбирает своё определение толерантности из предложенных вариантов:

- сотрудничество, дух партнёрства;

- готовность мириться с чужим мнением;

- уважение человеческого достоинства;

- уважение прав другого человека, принятие его таким, каков он есть;

- способность поставить себя на место других;

- уважение права быть иным;

- признание факта многообразия;

- отказ от принципов доминирования и причинения вреда  и насилия.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, какое определение более удачно?

- Можно ли понятию «толерантность» дать одно определение?

Вывод: понятие «толерантность»  имеет множество сторон  и определений, и каждое из них выявляет лишь одну сторону  данного понятия.

  1. Игра  «В каких сферах деятельности нужен толерантный человек?»

Участники игры называют разные профессии, обосновывают свой выбор.

  1. Подведение итогов

- Как видим, без толерантности человеку нелегко устроить свою жизнь, поэтому уже сейчас стоит помочь нашим детям найти себя. Надо помочь ребёнку обратить внимание на самого себя, задуматься об особенностях своего характера, своего «Я». Ключ к пониманию себя, своих родных, других людей, их духовного мира заложен во взаимоотношениях в семье.

 Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительных и порой незаметных поступков самих родителей, их отношений между собой, между старшими и младшими детьми Ведь дети  по натуре своей искренни, доверчивы, поэтому уже сейчас нужно посеять  в их сердца семена доброты и понимания.  



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель

Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

             В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо  стараться  сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие;
4) проведение, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ толерантности у дошкольников (Статья)

Воспитание основ толерантности у дошкольников....

Консультация "Воспитание основ толерантности у дошкольников"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человече...

Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников

Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников....

Воспитание основ толерантности у дошкольников

В презентации освещается тематика - воспитание толерантности у дошкольников через различные спектры мероприятий и разные виды деятельности....

Воспитание основ толерантности у дошкольников

К сожалению, в современном мире существуют войны, вооружённые столкновения, расовая и половая дискриминация. Люди не всегда доброжелательно относятся к старикам, немощным, тяжелобольным, не могут спок...

Консультация для родителей «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной це...